Найти тему

Последний Конструктор и Инженер из когорты создателей известных всему миру владимирских тракторов: он дрался до последнего

Безумная приватизация, проведённая в 90-е годы XX века, привела не только к ликвидации промышленного величия СССР и России, но и к умиранию конструкторских и инженерных школ, знаменитых на весь мир.

В одной из прошлых статей я писал о причинах, почему за 10 лет рухнул и самоликвидировался знаменитый Владимирский тракторный завод (ВТЗ), как и тысячи других предприятий, составлявших гордость и основу экономического развития СССР.

Инженер - это звание и им нужно дорожить

Владимир Григорьевич Каган родился в 1939 году на Украине в Черниговской области. Два его старших брата, старший, 17-летний, средний, 15-летний, участвовали в Великой Отечественной войне, защищали нашу Родину. Впоследствии средний брат стал известным учёным, профессором Витебского университета, награждён Премией Правительства России в области науки и техники.

Каган В.Г.
Каган В.Г.

В семье жил культ серьёзного образования и ответственного отношения к любому делу, и Владимир Григорьевич, закончив школу с серебряной медалью, поступил в Московское высшее техническое училище им. Баумана. С 1962 года, более 40 лет, его жизнь была связана с ВТЗ. В конструкторском бюро завода Владимир Григорьевич прошёл последовательно все ступени от инженера-конструктора до Главного конструктора - заместителя генерального директора завода.

Профессор, доктор технических наук Каган А.Г., брат В.Г.Кагана
Профессор, доктор технических наук Каган А.Г., брат В.Г.Кагана

В 1960 - 1990 года Владимирский тракторный завод был одним из гигантов промышленности СССР с численностью трудового коллектива более 25 000 человек. В.Г. Каган участвовал в создании знаменитых двигателей воздушного охлаждения ВТЗ и широкой линейки тракторов, выпускаемых заводом. Благодаря дружной, сплочённой и прекрасно организованной работе коллектива конструкторов, инженеров и рабочих ВТЗ, продукция завода была известна не только по всему СССР, но в 75 странах мира. Это был высокопрофессиональный коллектив, способный решать любые задачи.

В 80-е годы ВТЗ уверенно смотрел на десятилетие вперёд. Конструкторское бюро завода разработало новую линейку тракторов: Т-30, Т- 45, первое в России самоходное шасси на 30 л.с. (лошадиных сил), трактор на 60 л.с., трактора для тепличных предприятий и жилищно-коммунальных хозяйств, новый двигатель с жидкостным охлаждением и газовый двигатель, мотокультиваторы. Конструкторы шагали в ногу со временем, создавая самую перспективную и конкурентоспособную технику.

В.Г. Каган демонстрирует новую разработку
В.Г. Каган демонстрирует новую разработку

В.Г. Каган имеет 15 патентов на изобретения, десятки рацпредложений. Одно из предложений принесло заводу экономический эффект в 300 млн. рублей! За успешные разработки и внедрение новых изделий в производство он награждён девятью медалями ВДНХ, а в 1995 году награждён орденом "Дружбы народов".

Так сколько же трагедии и боли в сердце Владимира Григорьевича поселилось, когда государство отвернулось от завода, перекрыло "кислород" для жизни такой махины, а руководители и собственники предприятия не справлялись с экономической ситуацией... Он мотался по стране, искал партнёров, новые ниши применения "его" тракторов. Но утыкался в стену... Ещё вчера верные зарубежные партнёры и друзья, исходя из политических целей, разрывали с заводом долгосрочные контракты. Россия свернула государственное планирование, сельхозпредприятия начали рассыпаться. Была разрушена в стране финансовая система. У предприятий в результате гиперинфляции были изъяты все оборотные средства. Производство в стране стало останавливаться...

В.Г.Каган рассказывает В.С.Черномырдину о новых разработках ВТЗ
В.Г.Каган рассказывает В.С.Черномырдину о новых разработках ВТЗ

В.Г. Каган и его команда конструкторов сделали всё, чтобы завод жил, работал, прорывался сквозь жутчайший кризис, но не было нужной поддержки и понимания от государства, а владельцы завода и первые руководители имели, вероятно, другие цели...

В 90-е годы начались простои на производстве, работники предприятия месяцами не получали зарплату, а если и получали, то она была мизерной. Люди не выдерживали таких условий и уходили... Уходили с завода, из конструкторского бюро, научно-исследовательского института комбайновых и тракторных двигателей. На глазах рассыпалась конструкторско -технологическая школа, создаваемая десятилетиями. В.Г. Каган до последнего боролся за свой коллектив, до 2004 года.

Губернатор Владимирской области на ВТЗ
Губернатор Владимирской области на ВТЗ

Мы в это время на владимирском заводе "Электроприбор" искали человека, способного создать коллектив разработчиков высотных башен и мачт для использования в средствах связи. Вот так я познакомился с этим удивительным инженером, конструктором и замечательным организатором. В кратчайший период В.Г. Каган собрал отдел разработчиков. Они создали и с заводскими инженерами поставили на производство большую гамму башенных конструкций, и наш завод вышел на новую сферу деятельности. С этого времени завод "Электроприбор" стал принимать заказы на башни любой сложности и завоевал по этой продукции известность по всей России. Благодаря таланту и опыту В.Г. Кагана, были разработаны десяти новых конструкций, создано новое производство, которое дало работу нескольким десяткам человек. За время нашей совместной работы я убедился, что практически любая инженерная задача решалась практически мгновенно. Однажды В.Г. Каган предложил мне съездить в Москву к его друзьям - конструкторам. Представить было сложно: там нам подарили конструкторскую документацию на самоходные инвалидные коляски. Уже через два месяца мы показывали готовые изделия заместителю Губернатора области. Увы, государство тогда не хотело выделять деньги на инвалидов... А изделия были на уровне лучших мировых образцов! А у меня не хватило решительности - у завода совсем не было свободных оборотных средств на создание непрофильного направления...Мы развивали производство средств радиосвязи.

Когда мы для молодых инженеров и рабочих проводили ознакомительную экскурсию по заводу, то обязательно знакомили их с В.Г. Каганом, человеком, который с гордостью всю жизнь несёт звание Конструктора и Инженера. Именно благодаря таланту, знаниям, уму таких людей спасены осколки промышленности СССР. Я убеждён, что ещё не поздно нашему государству привлекать этих людей к преподавательской деятельности - они могут передать молодёжи накопленные годами знания. Пока ещё не поздно!...

Уважаемые подписчики и читатели, комментируйте мои статьи, ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал " Жизнь, как она есть: дневник пенсионера".

С уважением, Сергей Бирюков

#наука #политика #история #интересные факты #россия #СССР #воспоминания #общество #известная личность #пенсионер