Найти тему

История товарного знака Chanel

Заглавное фото: Flickr
Заглавное фото: Flickr

История знаменитого бренда Chanel начинается в 1910 году. Свою первую шляпную мастерскую Коко Шанель открыла в 27 лет. В 1921 году она обустроила швейный салон в знаменитом доме, который по сей день остается штаб-квартирой компании Шанель и флагманским бутиком.

1920 год запомнился знаковым событием в парфюмерной индустрии: появились духи «CHANEL №5». Для их создания был привлечен Эрнест Бо — французско-русский парфюмер, представленный Коко русским князем Дмитрием Романовым.

Именно на этих духах впервые был помещен знаменитый логотип, зарегистрированный в 1925 году. А год спустя он стал наноситься на всю продукцию бренда.

История логотипа

Существует несколько версий того, как появился символ знаменитого Дома моды Коко Шанель. Логотип представляет собой две переплетенные и развернутые в разных направлениях буквы С.

По одной из версий, «CHANEL» образовано от фамилии и имени основательницы — Coco Chanel. По другой — Коко разработала свой знаменитый логотип в 1925 году, вдохновившись витражом часовни. В детстве она часто туда ходила и видела на окнах геометрические узоры, которые выглядели как известный всем логотип.

Есть также третья, более романтическая версия появления двойной С. Capel & Chanel — символ романа Боя Капела и Коко. Он был ее возлюбленным и деловым партнером. Капела финансировал ее бизнес. Кстати, Шанель позже вернула ему все вложенные инвестиции.

Также aвтopcтвo логотипа приписывают pyccкому хyдoжникy Mихaилy Вpyбeлю, eщe в 1886 гoдy изoбpaзившemy двe cкpeщeнныe пoдкoвы — символ ycпeхa и yдaчи. Как бы то ни было, логотип стал одним из самых запоминающихся не только в мире моды.

Дизайн сохранился с незначительными изменениями до наших дней. В начале 1940-х годов логотип представлял собой надпись CHANEL, которая была выполнена заглавными буквами, прямым шрифтом. В середине 1950-х графическая составляющая эмблемы помещается в окружность, а наименование бренда располагается сверху. Этот вариант логотипа компания использует и в настоящий момент.

Логотип отличает простота и минимализм. Шрифт художник Чейз Бэбб специально разработал для бренда, он называется Couture. За основу взят почерк Шанель. Шрифт защищен авторскими правами. В 1923 году Коко Шанель объяснила свой успех так: «Простота является лейтмотивом истинной элегантности».

В Россию компания пришла только в 2002 году. Тогда ООО «Шанель» было открыто в качестве российского представительства. До этого момента (1999-2006) продажей эксклюзивной продукции бренда занималась фирма Mercury. В феврале 2006 года в Столешниковом переулке в Москве открылся первый бутик «Шанель» на территории страны.

Сейчас компания принадлежит Алену Вертхаймеру и Жерару Вертхаймеру, внукам Пьера Вертхаймера, который был деловым партнером Коко Шанель.

Судебные тяжбы

Chanel часто фигурирует в громких спорах по интеллектуальной собственности. Например, компания инициировала судебный процесс о нарушении исключительного права на товарный знак против небольшой ювелирной компании из Атланты. Она покупала одежду бренда, срезала с нее пуговицы и использовала для создания бижутерии собственной.  Chanel намерена запретить другим фирмам производить, распространять, рекламировать и продавать товары (не только бижутерию), включающие пуговицы с ее логотипом. Компания считает это нарушением исключительных прав на свою интеллектуальную собственность.

В 2017 году Chanel подала на Huawei жалобу. Все из-за того, что китайский техногигант направил заявку в Ведомство интеллектуальной собственности ЕС (EUIPO) на регистрацию товарного знака для компьютерного оборудования. На нем было изображено два переплетённых вертикально полукруга. В Chanel заявили, что логотип повторяет товарный знак компании, а значит, может ввести покупателей в заблуждение.

В 2019 ведомство по товарным знакам ЕС отклонило жалобу, потому что не увидела сходства. Французский дом моды обжаловал это решение, но апелляцию отклонили. Суд пришел к выводу, что товарные знаки не имеют ничего общего. Он указал, что лого Chanel имеет более округлые кривые, толстые линии и горизонтальную ориентацию, тогда как ориентация знака Huawei — вертикальная.

Интересно, что Chanel, входит в десятку брендов, продукцию которых подделывают чаще всего. Каждые третьи продаваемые в мире духи Chanel №5 — это подделка. При этом настоящие духи продаются каждые тридцать секунд, принося компании $100 миллионов в год.

В России тоже постоянно появляются сообщения о задержании партий подделок мировых брендов Chanel, Gucci, Louis Vuitton и других. Часто судят индивидуальных предпринимателей, которые нарушают  исключительные права на товарный знак. Ущерб для компании-правообладателя оценивается в сотни тысяч рублей.

До российских судов по искам Chanel дошло 31 дело в 2020 и уже 34 дела в 2021 году. При этом общая сумма компенсаций от действий нарушителей выросла с 8,5 млн рублей в 2020 до 13,1 млн рублей в 2021.

Всего же на территории Российской Федерации зарегистрировано более 370 товарных знаков и их число каждый год примерно на 30 штук. Chanel строго охраняет свою интеллектуальную собственность.

Подписывайтесь на наш канал.

Читайте также:

История Coca-Cola: как компания из Атланты стала лидером рынка безалкогольных напитков

Иконки приложений как товарный знак: ожидание и реальность

История LEGO: недетские споры вокруг конструктора