Найти тему
Петр Коваленко

Когнитивные искажения или иллюзии: как они влияют на наш стиль одежды, объясняет Петр Коваленко

Наш мозг – удивительный орган: составляя всего два процента массы тела, он тратит более двадцати процентов его энергии. Чтобы эффективно заниматься главным: сохранять нашу жизнь и способствовать продолжению рода, мозг стремится экономить энергию и очень не любит тратить её впустую. Отсюда автоматизм нашего поведения, следование привычкам и подверженность так называемым когнитивным искажениям: систематическим и предсказуемым ошибкам при принятии решений.

Мы только думаем, что мы - рациональные существа. На самом деле мы - предсказуемо иррациональны. Проверить просто: достаточно выглянуть в окно и увидеть, сколько на улице автомобилей, слабо пригодных для нашего климата, и сколько людей одето не по погоде. Подобных странностей у нас много. И тут важно понять, что они являются закономерными принципами работы мозга.

Возьмем еще один интересный пример, известный в профессиональных кругах психологов как "эффект ИКЕА". Разберем его на примере выбора одежды.

Суть "эффекта ИКЕА" в том, что покупатель больше ценит те товары, к созданию и совершенствованию которых приложил определенную часть усилий. То есть стул, стол, шкаф или комод, собранные нами собственноручно, ценятся больше. Замороженная пицца из супермаркета воспринимается нами как авторское блюдо, если мы добавили в нее сыр, колбасу и специи.

Не исключение и одежда. Если мы, совместно с производителем, создаем продукт, например, кроссовки или джинсы, под себя, выбирая из множества возможных опций, то такой продукт мы любим больше. Соответственно, чаще и дольше его носим. Многие бренды одежды сегодня предоставляют такой сервис.

Многие вещи сегодня можно кастомизировать "под себя"

Что интересно в когнитивных иллюзиях - это то, что зная их, мы можем научиться управлять принятием решений и формировать новые полезные привычки. Например, зная, как работает "эффект ИКЕА", мы можем целенаправленно заняться формированием личного стиля в одежде, сотворить его совместно с профессионалами: стилистами, fashion-психологами, консультантами в магазинах. В результате, мы получим не просто красивые комбинации одежды, а личный стиль, соавторами которого мы являемся. Поверьте, это будет именно ваш стиль, в котором вам будет максимально комфортно. Не будет так называемого "когнитивного диссонанса" - неприятного ощущения, что "стиль хоть и красивый, но это не Я". Плюс, возникнет чувство гордости: формирование стиля это работа над собой, причем не менее важная, чем поддержание спортивной формы.

В качестве первого и самого важного шага советую начать с понимания вашего психологического портрета. Для этого мы в OFFPRICE разработали уникальный инструмент - тест на определение психотипа. Пройдя его, вы и лучше узнаете себя, и поймете, насколько увлекателен процесс познания себя через одежду и как формирование личного стиля происходит из познания себя.

-2

Узнавайте больше о своем стиле

Таким образом, понимая различные когнитивные искажения, мы мы можем научиться принимать более грамотные решения в повседневной и профессиональной жизни, повышать вероятность успеха.