Примечание: возможны спойлеры
"Я публикую эту повесть по рукописи 1830 года, ничего в ней не изменив..."
Успев за это время немного ознакомиться с работами Стендаля, я как-то сразу не поверил его предисловию, которое должно читателей настраивать на тот лад, что всё описанное происходило в действительности.
Некоторые моменты из романы действительно были взяты автором из реальности, о чём мы узнаём в заключительной статье об авторе и его романе. Но говорить о какой-либо историчности не приходится, разве что описываемая атмосфера политической жизни передаёт состояние Италии на тот момент времени, в котором происходит всё действие рассказанной истории.
Странные ощущения вызывает этот роман, что не удивительно, учитывая как он написан. За всё это время чтения я и скучал, и увлекался, и эмоционально проникался, и восторгался, и плевался. А последние страницы произведения так совсем повергли меня в удручающее состояние, так как они очень плохо завершают эту сумбурную историю и не дают мягкого выхода из неё. Удовлетворения от потраченного на чтение времени не получаешь.
Во всей истории я могу лишь отметить один небольшой её фрагмент, ради которого это произведение действительно заслуживает внимания. Одна из самых начальных сцен, когда нам полноправно презентуют ГГ и отправляют его сражаться за Наполеона. Война, показанная глазами восторженного юнца. И это очень впечатляюще. Описан этот фрагмент в должной мере реалистичности, ужасности происходящего, когда задумываешься над тем, о чём тебе говорят, и остроумности, которая присуща Стендалю. И самое занятное, что подобное красочное и точное описание военных действий во всём романе выглядит как что-то чуждое ему, просто потому что оно очень сильно выделяется на фоне всего произведения и ничего подобного далее не последует по сюжету, да и для сюжета этот фрагмент особой важности не имеет.
Роман делится на две части. Первая из которых выглядит как сборник небольших ситуаций, в которые впутывается ГГ. Из этой части даже трудно понять про что именно тебе рассказывают. Что это за история и о чём она? Такие вопросы во время её прочтения трудноразрешимы. Единственная мысль, которая хоть как-то возникает при сложении воедино всех этих небольших сюжетов, что это жизнеописание ГГ. И в какой-то степени это имеет место быть.
Стоит здесь ещё отметить, что начало романа выстроено ужаснее, чем это можно себе вообразить. Сумбур, хаос с обилием названий и имён, которые мне ничего не говорили, как будто автор решил рассказать читателю предысторию всего на свете, хотя описывает лишь предшествующие десятилетия перед началом самой истории. Не самое лучшее введение. Вторая же часть уже больше похожа на единый сюжет из-за чего она и увлекательнее для чтения, потому что ты уже читаешь историю происходящего, а не отдельно поданные истории.
С сюжетом уже немного сложнее, так как не так уж и просто из всей мешанины происходящих событий выделить основу. Но если подходить к рассказанной истории совсем просто, то она о любви, как и все другие истории на свете. Молодой человек ищет любовь, но понимает, что ничего такого не чувствует к окружающим его девушкам, разве что у него возникают любовная привязанность к тётушке (к видной красавице немногим старше его), как и у неё к нему, но их отношения не выходят за рамки дозволенного, но всё же в один момент судьба сводит его с одной девицей, которая оказывается той самой единственной и неповторимой, а так как многие факторы мешают им быть вместе то, практически, до самого конца они разлучены, хотя под самый конец в тихую ото всех придаются любовным утехам, но не долго, так как смерить забирает всех.
Вот как-то так. Но очевидно, что это только каркас истории. Всё основное действо разворачивается после, если можно так выразиться, падения Наполеона. И это происходит в Италии, а основная история имеет местом действия Пармское княжество со своим королём-тираном. Всё происходящие можно описать в нескольких словах — политические дворцовые интриги, в которых оказываются замешаны ГГ и его тётушка как основные действующие лица. ГГ пристраивают в качестве священнослужителя с дальнейшим его продвижением, затем его сажают в тюрьму из-за убийства, затем он от туда сбегает, затем опять возвращается на свой пост, но уже при другом короле, а затем умирает.
Пересказать происходящие в романе события крайне тяжело. Сумбур да и только, где акценты смещены явно не в пользу развития сюжета. Куча ответвлений, описаний светского политического общества и т. п. Не совсем понятно является ли ГГ таким уж и полноправным главным героем, так как ровно столько же места в произведении занимает и его тётушка, а их невысказанные друг к другу чувства являются по сути двигателем всех происходящих событий.
В общем, это очень странное произведение, оставляющее после себя неоднозначное ощущение сумбурности прочитанного. Если же читателя интересует какие в Италии начала XIX века были политические настроения и было устроено высшее общество, приближенное к политике, да и описание всех событий с изрядной долей остроумия, что иной раз вызывает улыбку во время прочтения, то это история стоит того. Если же хочется просто ознакомиться с хорошо рассказанной историей, то это уже не по адресу этого произведения, разве что тот фрагмент, о котором я указывал уже выше можно прочитать. А более мне и нечего сказать.
***
Библиографическое описание: Стендаль. Собрание сочинений : В 15 т. / Пер. с фр.; Под общей редакцией Б.Г. Реизова. — М. : Правда, 1959. — 3 т. — 532 с. — (Б-чка "Огонек").