Найти тему
Кочетов Алексей

Космическая экспансия человечества закончилась, не успев начаться. Есть ли смысл продолжать?

В 1965 году Сергей Павлович Королёв обещал, что через десяток-другой лет советские граждане будут летать в космос по профсоюзным путёвкам. Вернер фон Браун заявлял, что в ближайшем будущем будут возможны регулярные круизы на Луну, а стоимость билета не превысит 5 тысяч долларов (45 тысяч долларов в ценах 2021 года).

Писатели-фантасты описывали миры 21 века, где «корабли бороздят просторы вселенной».

Такие культовые советские фильмы, как «Дорога к звёздам», «Небо зовёт» и американская «Космическая одиссея», рисовали нам картину мира, в корне отличающуюся от сегодняшних космических реалий.

Пилотируемая ракета на плавучей платформе. Кадр из фильма "Небо зовёт" (СССР, 1959 год). Илон Маск сегодня пытается сделать то же самое со своим проектом "Старшип".
Пилотируемая ракета на плавучей платформе. Кадр из фильма "Небо зовёт" (СССР, 1959 год). Илон Маск сегодня пытается сделать то же самое со своим проектом "Старшип".

Конечно, можно сослаться на то, что раньше конструктора и учёные неверно оценивали сложности всех реалий освоения космического пространства. Потому мы Марс и не колонизировали, да и Луну - тоже. Даже банально орбитальную станцию с искусственной силой тяжести, о которой писал ещё Циолковский, так и не построили.

На самом деле, это только отчасти правда. Сложность вывода на орбиту грузов и постройки космических станций уже тогда оценивали как грандиозную задачу, но при этом вполне реализуемую.

Так, в ОКБ-1 под руководством Королёва разрабатывался проект марсианского пилотируемого комплекса (МПК) со стартовой массой в 1630 тонн (по другим источникам - 3500 тонн), собирать который должны были на низкой околоземной орбите, для чего требовались десятки запусков тяжёлых ракет-носителей.

Заветная мечта землян о покорении космоса наткнулась на барьер в виде нецелесообразности подобных проектов ввиду отсутствия каких-либо ощутимых благ для населения.

Миллионы людей, так или иначе участвующих в создании ракетных комплексов и космодромов, создают эту инфраструктуру для чрезвычайно узкого круга лиц и задач, которые эту инфраструктуру и используют. И тут дело даже не в экономической целесообразности, то есть не в деньгах.

Всё дело в сосредоточении огромных усилий и ресурсов в области, которая не увеличивает качество жизни общества в целом.

Освоение космоса, в первую очередь, связано с научными целями и экспериментами, которые до сих пор проводятся на МКС, а не с добычей ресурсов, колонизацией планет и т.п., которые идут уже после создания теорий и научных методов анализа. Освоение космоса является научно-прикладной задачей, практически не отражающейся на качестве жизни общества.

И выделять ресурсы для решения подобных задач человечество сможет тогда, когда будут закрыты базовые потребности человека и общества, а уровень благ позволит обществу существовать и развиваться. То есть фактически по остаточному принципу. Сначала нужно накормить людей, а потом можно и в телескоп смотреть.

Яркий тому пример – знаменитый космический телескоп Хаббл, который является, по существу, модифицированным гражданским вариантом спутников-шпионов США KH-11 «KENNAN».

Для науки Хаббл – всего один, а вот для военных аж 18 "Хабблов" изготовили и запустили.

В 2018 году военно-космическая разведка США сообщила, что у них хранятся два телескопа KH-11, так и не использованных по предназначению. Тогда НАСА подняло вопрос об использовании их в гражданских целях. Для этого нужно лишь слегка их модифицировать и, по мнению астрономов, телескопы отлично подойдут на роль исследователей тёмной материи.

  • Ну да, щас вот прям разбежались. Одного Хаббла вам достаточно, да и телескоп нового поколения "Джеймс Уэбб" уже тогда был на подходе.

Военные США запустили эти два оставшихся «KH-11» в 2019 и 2021 годах в рамках национальной обороны.

И в этом нет ничего необычного. Просто раньше люди представляли, что с космосом будет связана их повседневная жизнь, у каждого будут какие-то свои космические дела, а на космодромах будет так же многолюдно, как в современных аэропортах.

Только при таких условиях та самая космонавтика, о которой мечтали ещё на заре космической эры, станет реальностью.

В кинофильме «К звёздам» 2019 года Луна уже давно как колонизирована и живёт своей жизнью. Сценаристы не говорят, в каком году происходит действие фильма, ограничившись фразой "недалёкое будущее".
В кинофильме «К звёздам» 2019 года Луна уже давно как колонизирована и живёт своей жизнью. Сценаристы не говорят, в каком году происходит действие фильма, ограничившись фразой "недалёкое будущее".

Но, как всегда, есть нюанс. При современных и перспективных технологиях ближайших десятилетий человечество вероятно сможет простроить функциональную экономическую модель в рамках системы Земля-Луна. Но полёт на Марс всё ещё будет предметом исключительно научно-технических изысканий, ресурсы на которые будут тратиться по тому же остаточному принципу.

Либо, как желает того Илон Маск, люди полетят в один конец, при этом половина погибнет уже в полёте, остальная половина - на Марсе. Так себе вариант, представляющий интерес разве что для исследований влияния межпланетного перелёта на человеческий организм.

Итак, долететь мы туда можем. Вот только какие блага это даст обществу?

Несмотря на то, что пилотируемая экспансия человечества остановилась в своём развитии, едва Юрий Гагарин совершил свой судьбоносный полёт, есть и подвижки в этом вопросе.

Например, хорошо изучено воздействие невесомости на физиологию человека, разработаны двигатели в 50 раз эффективнее традиционных ракетных двигателей – плазменные и ионные.

Да и инженерные решения по строительству автономных аппаратов тоже реализованы.

  • Плазменные и ионное двигатели являются заделом для пилотируемой космонавтики на следующие 100-200 лет, и всё дело будет сводиться к увеличению их мощности до нескольких Гигаватт.
Сегодня мощность электрических ракетных двигателей составлять десятки кВт, что чрезвычайно мало для пилотируемых полётов. Для безопасного путешествия к Марсу за 2-3 месяца мощность нужно поднять как минимум до 1 МВт. Ну а чтобы они давали тягу, сравнимую с химическими ракетными двигателями, нужны ионные двигатели Гигаваттного класса.
Сегодня мощность электрических ракетных двигателей составлять десятки кВт, что чрезвычайно мало для пилотируемых полётов. Для безопасного путешествия к Марсу за 2-3 месяца мощность нужно поднять как минимум до 1 МВт. Ну а чтобы они давали тягу, сравнимую с химическими ракетными двигателями, нужны ионные двигатели Гигаваттного класса.

  • Современные подводные лодки - такие же космические корабли. Инженерные решения, применяемые в стратегических подводных лодках, также найдут применение в космической индустрии в следующие 100-200 лет.
Чем не прообраз космических кораблей будущего?
Чем не прообраз космических кораблей будущего?

Как вывести корабль весом 8000-15000 тонн на орбиту Земли? Никак. Но вот в условиях лунной гравитации подобный космический корабль будет весить уже 1330-2500 тонн, поэтому задача вывести его на лунную орбиту не кажется такой уж и не возможной.

Но об этом поговорим в следующей статье.

Постскриптум.

Активная фаза космической экспансии начнётся тогда, когда польза от колонизации Луны, Марса и остальных небесных тел будет приносить человечеству больше благ и ресурсов, чем тратится на эту экспансию. Подстегнуть это могут факторы угрозы из космоса, обнаружение разумной жизни, либо обнаружение артефактов, которые потенциально могут дать человечеству такие открытия, которые мы достигали бы самостоятельно сотни лет.

-------------------------------------------------------------------------------------------------

Если Вам нравится статья, поддержите меня, нажав кнопку "палец вверх" (нравится) и оставив комментарий. Спасибо, друзья!

Список источников можно скачать тут "Ссылки на источники".