Найти тему

Виды исправительных учреждений в России: СИЗО

Оглавление

В зависимости от тяжести совершенных преступлений, наличия и особенностей уголовного прошлого, осужденные распределяются по исправительным учреждениям с разными режимами отбывания наказания. Виды исправительных учреждений подробно описаны в статье 74 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации. Так как классификация учреждений вызывает у вас немало вопросов, мы решили подробно рассказать о них в отдельной статье.

Если делить все учреждения уголовно-исполнительной системы на виды совсем грубо, можно сказать, что в России есть изоляторы, колонии и тюрьмы. При этом колонии существуют разного вида, но об этом расскажем позже. Сегодня поговорим о СИЗО.

Следственный изолятор №1 УФСИН России по СПб и ЛО («Новые Кресты») в Колпино.
Фото из открытого источника (сервис «Яндекс.Картинки»)
Следственный изолятор №1 УФСИН России по СПб и ЛО («Новые Кресты») в Колпино. Фото из открытого источника (сервис «Яндекс.Картинки»)

Что такое следственный изолятор (СИЗО)

Как следует из названия, следственный изолятор – место, где человек содержится во время следствия. А если говорить точнее – до вступления приговора в законную силу. После задержания подозреваемого, суд выбирает для него меру пресечения. Самая строгая из них – взятие под стражу.

По сути, человек попадает в тюрьму «без суда и следствия». Эта мера пресечения является исключительной. Чтобы вынести решение о взятии под стражу, суду нужны веские основания. Следствию нужно доказать, что человек представляет общественную опасность, может повлиять на ход расследования (например, угрожать свидетелям по делу или попытаться уничтожить важные улики), способен скрыться от следствия и суда.

Решение о помещении в СИЗО принимается исключительно судом и может быть оспорено в вышестоящих судах. Принять это решение суд должен не позже, чем через 48 часов после задержания. Это время задержанный проведет в ИВС – изоляторе временного содержания. Важно не путать ИВС и СИЗО. Первые находятся в ведении МВД, вторые – ФСИН России.

Максимальный срок содержания в СИЗО составляет два месяца. После этого подследственного снова доставляют в суд и следствие снова обосновывает необходимость в содержании под стражей. Как правило, суд продлевает меру, но бывают и исключения. Судья может признать доводы следствия недостаточными и назначить домашний арест, запрет определенных действий или даже просто подписку о невыезде. В этом случае человека незамедлительно освобождают из следственного изолятора. Происходит это прямо в зале суда, поэтому «на меру» арестанты обычно ездят с вещами. Это не запрещено.

По сути, содержащийся в СИЗО человек – ещё не преступник. Это обычный гражданин, право которого на свободу перемещения временно ограничено по решению суда. Формально, человек ещё не в тюрьме, а фактически – очень даже. Не секрет, что именно в российских изоляторах часто происходят самые лютые бесчинства, а условия содержания достойны сюжетов самых жутких фильмов. Так, петербургский Следственный изолятор №4 («Лебедевка») долгое время возглавлял неофициальный рейтинг учреждений по числу жалоб на условия содержания. Стенки туалетных кабинок появились в этом СИЗО меньше чем за месяц до его переезда в «Новые Кресты». Легенды об условиях содержания в «Старых Крестах» и вовсе не подлежат никакому цензурному определению.

В народе изоляторы часто зовут тюрьмами, среди арестантов – «крытками» (а режим содержания, соответственно, «крытым»). На самом деле, тюрьма – это отдельный вид учреждения, о котором мы расскажем в одной из ближайших статей. Впрочем, тюрьма и СИЗО похожи – и там, и там люди содержатся в камерах и практически лишены связи с внешним миром.

Фактически, следственный изолятор не является местом отбывания наказания. Как только приговор вступает в законную силу, осужденный направляется на этап и едет в колонию или тюрьму. Однако есть осужденные, которые остаются в СИЗО до конца срока.

Кто содержится в СИЗО до конца срока

Как мы уже обмолвились, для некоторых осужденных следственный изолятор выполняет функцию исправительного учреждения. Давайте их перечислим:

  • Осужденные, в отношении которых приговор вступил в законную силу и они ожидают этапа.
  • Осужденные, следующие через изолятор транзитом из одного учреждения в другое.
  • Осужденные, переведенные в изолятор в рамках следствия по другому уголовному делу.
  • Осужденные на короткий срок, оставленные в СИЗО.
  • Осужденные, оставшиеся в СИЗО для выполнения хозяйственных работ.

Теперь давайте остановимся на каждой группе осужденных подробнее.

Осужденные в ожидании этапа

Подготовка этапов занимает определенное время, которое осужденный проводит в следственном изоляторе. Если человек содержался в СИЗО до суда, как правило его возвращают в ту же камеру, а через несколько дней отправляют к месту отбывания наказания. Иногда, впрочем, этот срок растягивается и иногда на несколько месяцев.

Вообще-то осуждённых положено содержать отдельно от подследственных, но как правило, тех, кто до вступления приговора уже находился в СИЗО, не тревожат и лишний раз не перемещают из знакомой «хаты». Сокамерники при этом оказывают довольно большую услугу – поддерживают человека перед дорогой, помогают собраться, более опытные арестанты делятся какими-то напутствиями.

Если в период ожидания этапа наступил срок подачи ходатайства об УДО, формально осужденный может обратиться в суд по месту нахождения изолятора. Но, скорее всего, суд не успеет рассмотреть дело – документы будут возвращены заявителю или переданы по подсудности.

Осужденные, следующие этапом

Этапы потому так и называются, что осужденных этапируют, то есть перемещают от изолятора к изолятору. Так работает любая логистика, не только тюремная. Осужденные постепенно продвигаются в сторону исправительного учреждения, в каждой точке своего путешествия ожидая, пока соберется следующий этап.

Иногда транзитный пассажир проводит в изоляторе всего одну ночь, а утром отправляется дальше. Иногда задерживается на несколько недель, а то и месяцев. Такие осужденные содержатся в отдельных камерах – их так и называют «транзитными».

Формально, следующие этапом осужденные отбывают в СИЗО наказание, так как их приговоры уже вступили в законную силу. Однако, фактически никакого исправительного воздействия на них не оказывается.

Условия содержания при этапировании гораздо жестче, чем в большинстве учреждений. Недавно Минюст подал в Государственную Думу пакет поправок в Уголовный кодекс, согласно которым проведенное на этапах время будет засчитываться в срок отбывания наказания с повышающим коэффициентом – как при содержании под стражей до суда.

Этапирование осужденных – Фото из открытого источника, сервис «Яндекс.Картинки»
Этапирование осужденных – Фото из открытого источника, сервис «Яндекс.Картинки»

Осужденные, переведенные в СИЗО для следственных действий

Иногда следователь может попросить у суда разрешения «дёрнуть» осужденного из исправительного учреждения в изолятор – например, если он обвиняется по другому уголовному делу, проходит по нему свидетелем или даже потерпевшим. Эта возможность предусмотрена статьей 77.1 УИК РФ, согласно которой для таких осужденных действуют те же правила, что и для подозреваемых и обвиняемых.

Решение, как и при любом заключении под стражу, принимает суд, который внимательно выслушивает доводы следователя. Считается, что перемещение осужденного из колонии или тюрьмы в изолятор и обратно негативно сказывается на исправительном процессе, да и обходятся такие путешествия государству недешево. Иногда суды отказывают в перемещении. В этом случае следователь сам отправляется в колонию или тюрьму и работает с осужденным на месте.

Если осужденный нужен следователю по другому делу, а он еще не отправлен к месту отбывания наказания, суд может оставить его в СИЗО до окончания нового следствия. На все необходимые действия следователю отводится два месяца, но с согласия Председателя Следственного Комитета РФ или Генерального прокурора срок может быть продлен до трех месяцев. После этого осужденный направляется к месту отбывания наказания.

Осужденные на короткий срок могут остаться в СИЗО

Если назначенный приговором срок лишения свободы не превышает шести месяцев, осужденного могут оставить в следственном изоляторе до конца срока. Так как условия содержания при этом будут гораздо строже, чем в исправительном учреждении (с такими сроками обычно отбывают наказание в колониях-поселениях), для оставления в СИЗО нужно письменное согласие самого осужденного.

Так как этапирование и адаптация на новом месте всегда являются для осужденного большим стрессом, возможность остаться в изоляторе при небольшом сроке – проявление гуманизма и очень здравая идея. Особенно если до суда осужденный содержался в СИЗО и успешно социализировался в камере. Арестанты обычно говорят, что такие сроки можно «простоять на одной ноге».

Осужденные, оставленные в СИЗО для выполнения хозяйственных работ

Бытовым обслуживанием следственных изоляторов нередко занимается хозяйственный отряд, сформированный из осужденных, оставленных в СИЗО после вынесения приговора. Таких осужденных арестанты зовут «хозниками» или «баландерами», часто употребляются слова «хозбанда» и, соответственно, «хозбандит».

Согласно статье 77 УИК РФ, остаться «на хозке» могут те, кто осужден впервые, а отбывание наказания назначено в колонии общего режима. Иногда сотрудники изолятора предлагают работу подследственным (часто еще до суда, понимая, что человек будет осужден к реальному сроку), но осужденный может обратиться к администрации и с собственным заявлением.

Условия содержания в СИЗО строже, чем на общем режиме, поэтому для того, чтобы остаться в хозотряде изолятора, осужденный должен собственноручно написать свое согласие. Оно подшивается в дело. Решение об оставлении осужденного для выполнения хозяйственных работ принимает начальник СИЗО.

В хозотряде остаются по разным причинам. Кто-то боится ехать «на зону» из-за статьи, кто-то заключил досудебное соглашение со следствием и боится встречи с подельниками, чьим-то родственникам удобнее добираться до СИЗО, чем до колонии.

Многие уверены и в том, что «хозникам» легче выйти по УДО. Часто это действительно так, но, к слову, далеко не всегда. Если это интересно, напишите в комментариях – мы подготовим отдельную статью о нюансах условно-досрочного освобождения из СИЗО.

Принято считать, что работа в хозотряде – позор, но это не совсем так. Арестанты действительно с опаской относятся к баландерам, ведь те в определенном смысле сотрудничают с администрацией учреждения. Но сотрудничество сотрудничеству рознь. Именно баландеры передают записки и посылки из камеры в камеру, предупреждают о готовящихся «шмонах», могут накинуть лишний кусок мяса в миску или подсказать, что рыба сегодня получилась не очень.

Хозотряд живёт в камерах, но их двери всегда открыты. Они относительно свободно перемещаются по территории изолятора, могут ежедневно пользоваться душем, имеют право на ежедневную двухчасовую прогулку. Во многих изоляторах для «хозников» предусмотрены и другие «плюшки» – футбольные поля, теннисные столы, телевизоры и так далее. Кроме того, баландеры постоянно общаются с сотрудниками изолятора, которые нередко приносят им с воли сигареты, книги, какие-то вкусности.

Баландёр в СИЗО (Фото из открытого источника, сервис «Яндекс.Картинки»
Баландёр в СИЗО (Фото из открытого источника, сервис «Яндекс.Картинки»

Продолжение следует

В следующей статье мы расскажем, какие бывают виды колоний в России, а через один материал – поговорим о тюрьмах, в том числе расскажем и о знаменитом Владимирском централе. Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить ничего интересного.

⁣⁣⠀---

Подписывайтесь и становитесь свободными!

-4

Наш сайт: www.institut-udo.com
VK: «Институт УДО»
Наш Ютуб-канал
Телефон:📞 +7 900 274-55-54 (WhatsApp / Telegram)

Написать в WhatsApp: https://wa.me/79002745554

Помогаем даже там, где вероятности успеха минимальны.
В общей сложности срезали людям уже
более 2500 лет заключения.