"Кукольный домик" в натуральную величину долгое время удивлял людей, проезжающих по одному из шоссе в провинции Манитоба в Канаде. Сходство заключалось в том, что одной стены здания как бы не было и все любопытные могли рассматривать внутреннее убранство комнат. "Инсталляция" эта изначально была старым заброшенным фермерским домом, каких в местных прериях встречается много.
Заброшенный дом – с одной стороны (в буквальном смысле), почти что музейная выставка – с другой: от такого противоречия и возникало сильное впечатление у зрителей. Но, думается, если бы ровно на том же месте был построен ровно такой же новый аттракцион, эффекта бы не было. "Придорожный памятник жизни прерий" - так писали в местной прессе об этом "кукольном доме".
На самом деле оставшееся без стены здание – проект канадской художницы Хизер Беннинг. На тот момент поиск информации об её регалиях и работах дал бы не так много, хотя в чём-то все эти работы были похожи.
Скажем, один из проектов – гигантская кукла, становившаяся центром ряда инсталляций: кукла, брошенная у дороги, валяющаяся на крыше здания, лежащая в снегу и т.п.
Как объясняла сама художница, кукла – это единственная вещь, которую она бы взяла на память, уходя из дома. Брошенная кукла – это что-то вроде метафоры, говорящей о том, что люди забывают дома, в которых они выросли. Проект по превращению фермерской заброшенной деревянной двухэтажки в "кукольный домик" говорил о том же самом уже без всяких метафор, поскольку по сути стал проектом "музея старины".
Как рассказывала сама Хизер Беннинг, идея сделать "что-то такое" у неё была давно, оставалось найти подходящий дом – и он подвернулся совершенно случайно, во время одной из поездок по работе. Затем художница нашла владельца здания, которое, как оказалось, стоит без присмотра с 60-х годов 20-го века.
Тут стоит отметить, что в "кукольный домик" его превратили в 2007-м году. Впрочем, от момента, когда Хизер Беннинг получила от владельца дома разрешение на воплощение своей идеи, до представления "Кукольного дома" публике, прошло ещё 18 месяцев.
Для того, чтоб с домом можно было хоть что-то делать, пришлось заняться нехилым ремонтом: поменять кровлю, привести в порядок стены, ну и, соответственно, одну стену снести полностью, заменив её большими кусками оргстекла.
Комнаты были покрашены в цвета пастельных тонов – вроде как и "кукольно", и соответствовало моде 60-х. Мебель и прочая обстановка тоже были подлинными, из тех же 60-х – всё удалось собрать у местных жителей, которые доставали старые вещи с дальних чердаков и из сараев, куда складывается то, что не нужно, но выкинуть вроде как жалко.
Нашлись даже такие аутентичные вещи, как дисковый телефон, который занял своё место на "игрушечной" кухне, или старые коньки, которые были повешены у задней двери и стали яркой деталью интерьера. "Вглядываясь в этот первозданный мир, ты понимаешь, что навсегда потерял своё детство", – примерно так описывала свои впечатления сама художница.
И тут тоже стоит понимать её буквально, поскольку, по рассказам художницы, в детстве она сама проводила много времени в таком же доме, находившимся в такой же степи, вокруг были те же родные для многих канадцев бескрайние дали, а рядом со старым фермерском домом уже давно не было никакой фермы.
Похоже, кстати, эта тема заброшенности является знаковой для Канады. Мы недавно писали о заброшенных православных церквях, стоящих в прериях Саскачевана – ровно той же канадской провинции, где находился и этот "кукольный домик".
Да, вся эта история про "Кукольный дом" среди канадских прерий рассказывается в прошедшем времени, потому что второй частью "художественного проекта" стал поджог здания. Это не было каким-то варварством или досадной случайностью. К слову, местные жители за 6 лет, которые здесь простоял дом с прозрачной стеной, не позволили себе ни одной попытки что-то испортить или тем более украсть (хотя дом никак не охранялся).
Проблема же была в том, что здание достигло той степени аварийности, что его осмотр и тем более посещение становилось слишком опасным.
Поджог дома, ставшего не только местной достопримечательностью, но и "звездой Интернета", стало в каком-то смысле самостоятельным проектом. Сожжены были и само здание, и все находившиеся внутри вещи. Весь процесс при этом был сфотографирован и снят на видео, после чего был выпущен небольшой фильм про "смерть кукольного дома" (он потом собрал немало призов на разных фестивалях) и, кажется, даже проведена специальная выставка по этому поводу.
"Кукольный домик" перестал существовать в марте 2013-го года и, судя по всему, он стал самым известным проектом художницы, хотя она выставлялась и как фотограф, и как скульптор – и информацию об этих работах легко найти в Сети.
Но всё же если "забить" в поисковиках имя Heather Benning, то сначала выдаётся множество ссылок на публикации про канадский The Dollhouse. И только потом можно найти информацию о том, что буквально летом 2021-го года Хизер Беннинг назначена директором художественной галереи Swift Current в том же Саскачеване.
***
Все изображения можно увеличить, кликнув по ним. Все иллюстрации в статье - levurelitteraire.com, cbc.ca, gallerieswest.ca и кадры из фильма The Dollhouse авторства Хизер Беннинг. Если вам понравилось, ставьте лайк или подписывайтесь на канал!