Найти тему
Основной аэродром

📅 45 лет авиалайнеру Ил-86 и китайский «партизанский» истребитель Nanchang J-12. «День в истории авиации» №104 (20—26 декабря)

Оглавление

Румынский учебно-боевой реактивный самолёт, лучшая летающая лодка Дмитрия Григоровича и многое другое в новом выпуске дайджеста «Этот день в истории авиации»! 7 дней и 7 событий. Приветствую, читатель, и полетели ✈️

20 декабря

20 декабря 1946 года — первый полёт лёгкого самолёта Emigh A-2 Trojan. /США/

Инженер Гарольд Эмиг (Harold Emigh) в 1937 году начал работу над лёгким спортивным самолётом, который смог бы конкурировать с ERCO Ercoupe. До начала Второй мировой войны существенного прогресса он не достиг. Лишь в 1946 году, уволившись из ВВС США, где он летал пилотом военно-транспортного самолёта, Эмиг основал компанию Emigh Trojan Aircraft Company. Первым проектом стал A-2 Trojan.

Это был двухместный цельнометаллический низкоплан с неубирающимся шасси. Отличительной особенностью было крыло с усиленными нервюрами, по которому даже можно было ходить. Оснащался двигателем Continental C90 (90 л.с.) Крейсерская скорость — 185 км/ч, дальность полёта — 800 км.

Производство A-2 Trojan началось в 1948 году. Самолёт выпускался малой серией — построили всего 58 единиц, которые были проданы частным владельцам. Несколько A-2 Trojan сохранились в лётном состоянии до наших дней.

21 декабря

21 декабря 1985 года — первый полёт учебно-боевого самолёта IAR 99 Șoim. /Румыния/

В 1975 году компания Avioane Craiova S.A. начала работу над проектом реактивного учебного самолёта IAR 99 Șoim. Он должен был стать первым самолётом такого типа в Румынии и заменить в составе ВВС страны чехословацкие Aero L-29 Delfin и Aero L-39 Albatros.

IAR 99 представлял собой двухместный низкоплан с убираемым шасси. Двигатель Rolls-Royce Viper Mk632-41M с тягой 17,8 кН позволял развить максимальную скорость в 865 км/ч. Дальность полёта — 1100 км. В варианте лёгкого штурмовика самолёт оснащался 23-мм пушкой ГШ-2 + до 1000 кг ракет/бомб на 4 точках подвески.

Серийное производство IAR 99 Șoim началось 1987 году. Планировалось построить 50 самолётов, но смена политического режима в стране заморозила производство. Выпустили всего 28 единиц IAR 99 Șoim. 20 из них сегодня стоят на вооружении ВВС Румынии.

22 декабря

45 лет назад — 22 декабря 1976 года — первый полёт авиалайнера Ил-86. /СССР/

«Аэрофлот» в 1967 году сформировал требования к пассажирскому самолёту на 250-350 мест. Разработкой занялось ОКБ Ильюшина. От первоначальных идей — удлинить Ил-62, сделать фюзеляж двухпалубным — быстро отказались и в 1972 году начали работу над проектом широкофюзеляжного авиалайнера Ил-86.

Это был низкоплан со стреловидным крылом. У самолёта была одна палуба с 9 креслами в ряд. Такая компоновка позволила разместить на борту до 350 человек. Оснащался 4 × двигателями НК-86. Крейсерская скорость — 900 км/ч, дальность полёта — до 5250 км.

Ил-86 стал первым и самым массовым советским широкофюзеляжным авиалайнером. За время серийного производства с 1980 по 1997 год выпустили 106 самолётов. Они эксплуатировались «Аэрофлотом», а после распада СССР — рядом новосозданных на постсоветском пространстве авиакомпаний. Последний коммерческий рейс на Ил-86 выполнила а/к «Донавиа» 29 января 2011 года.

23 декабря

30 лет назад — 23 декабря 1991 года — первый полёт вертолёта-летающего крана Kaman K-MAX (он же Kaman K-1200). /США/

К 1980-м годам у Kaman Aircraft был опыт в разработке противолодочных вертолётов для ВМС США. Собираясь выйти на гражданский рынок, компания рассматривала создание нишевого вертолёта — летающего крана для перевозки грузов на внешней подвеске. Так начался проект K-MAX.

Это был синхроптер с двумя перекрещивающимися несущими винтами и неубираемым шасси. Оснащался турбовальным двигателем Honeywell T53-17A-1 (1350 л.с.) Скорость с подвеской — 148 км/ч, дальность полёта — 369 км. На внешней подвеске мог перевозить до 2720 кг груза.

Вертолёт получился удачным — с хорошей грузоподъёмностью и хорошим обзором для пилота; приспособленным к техническому обслуживанию в полевых условиях. С 1991 по 2003 год было выпущено 38 единиц K-MAX. Из них сегодня в эксплуатации остаётся 21 вертолёт в 6 странах мира — США, Канаде, Швейцарии, Колумбии, Новой Зеландии и Лихтенштейне.

24 декабря

24 декабря 1962 года — первый полёт ближнемагистрального авиалайнера Aérospatiale N 262 (он же Nord 262). /Франция/

Конструктор Макс Хольст (Max Holste) в 1960 году разработал турбовинтовой самолёт Max Holste MH.260 Super Broussard (позже переименованный в Nord 260) для ВВС Франции. Чтобы сделать его более привлекательным для гражданского рынка, компания Nord Aviation существенно переработала проект. Новый самолёт получил обозначение Nord 262.

Главным отличием Nord 262 от предшественника стал герметизированный фюзеляж. В остальном конструкция этого высокоплана с убираемым шасси осталась без особых изменений. 2 × двигателя Turbomeca Bastan VIC позволяли развивать крейсерскую скорость 360 км/ч. Дальность полёта — 1110 км. На борту размещалось 29 пассажиров или 3075 кг груза.

Самолёт получился удачным — было построено 110 единиц Aérospatiale N 262 всех модификаций. Эти авиалайнеры эксплуатировались небольшими авиакомпаниями, а также ВВС и ВМС Франции, ВВС Анголы, Конго и т.д.

25 декабря

25 декабря 1916 года — первый полёт летающей лодки Григорович М-9. /Российская империя/

В 1915 году морское ведомство Российской империи заказало конструктору Дмитрию Григоровичу разработку более крупной летающей лодки, чем предыдущий его проект М-5. Самолёт должен был эксплуатироваться как с береговых баз, так и с военных кораблей (опускаться / подниматься специальным краном). Новый проект получил обозначение М-9.

Это была двухместная летающая лодка-биплан с толкающим винтом. Большинство выпущенных М-9 оснащались двигателем Salmson (150 л.с.) Максимальная скорость — 110 км/ч, топлива хватало на 3 часа 45 минут полёта. Иногда ставили вооружение — 7,62-мм пулемёт + до 160 кг бомб.

Летающая лодка М-9 стала самым успешным проектом Григоровича. Демонстрировала хорошие как лётные, так и мореходные качества. Всего построили около 500 единиц М-9, которые эксплуатировались Российской Империей, СССР и Финляндией.

26 декабря

26 декабря 1970 года — первый полёт лёгкого истребителя Nanchang J-12. /Китай/

ОКБ авиазавода в Наньчане в 1969 году начало работу над проектом J-12. Он создавался с учётом опыта войны во Вьетнаме, когда эффективной оказалась тактика использования истребителей, оперативно взлетавших с замаскированных аэродромов. Т.н. «партизанские» самолёты. Как следствие, будущий J-12 должен был обладать возможностью укороченного взлёта и посадки.

J-12 представлял собой одноместный низкоплан со стреловидным крылом малого удлинения и убираемым шасси. Оснащался двигателем Wopen WP-6B с тягой 24,52 кН. Максимальная скорость — 1472 км/ч, дальность полёта — 1167 км. Вооружение состояло из 1 × 23-мм и 1 × 30-мм пушек + до 3 управляемых ракет «воздух — воздух».

Хотя на испытаниях J-12 показал себя хорошо, в серийное производство его не запустили. Его вооружение оправданно посчитали слабым против современных боевых самолётов СССР и США. Проект закрыли в 1977 году, построив лишь 6 истребителей J-12.

Спасибо за внимание, дорогой читатель, и береги себя!

С наступающим Новым годом! Счастья, здоровья и всего лучшего! 🎄

Мне важна обратная связь, поэтому жду отзывов о дайджесте в комментариях. А ваши лайки и подписки помогают развитию канала.

Читать все выпуски дайджеста можно по тегу ➡️ #основнойаэродром_деньвистории