28 декабря 1951 года в Милане, в кинотеатре "Manzoni" состоялась премьера фильма Лукино Висконти "Самая красивая".
Фильм "Самая красивая" стал третьим в списке полнометражных художественных фильмов Лукино Висконти. Причём, предыдущая его картина - "Земля дрожит" (1948) - в прокате провалилась, и это создало Висконти реноме "бесперспективного режиссёра" в глазах руководителей кинокомпаний. Три года Висконти ничего не снимал, сосредоточившись на работе в театре.
Друг и коллега Висконти, Сальво Д'Анжело, бывший продюсером картины "Земля дрожит", решил изменить ситуацию и вернуть Висконти в кинематограф. Он предложил Лукино сюжет, которым с ним поделился их общий друг и коллега - Чезаре Дзаваттини, известный итальянский писатель и сценарист. Чезаре Дзаваттини, в свою очередь, почерпнул идею сюжета из реальной истории, рассказанной ему режиссёром Алессандро Блазетти. История касалась одной мамаши, которая во время съемок фильма "Первое причастие" любыми путями пыталась навязать режиссёру свою малолетнюю дочь на главную роль. Основной довод этой мамаши был, что её дочь "самая красивая".
Сюжет, предложенный Д'Анжело, чрезвычайно заинтересовал Висконти. Дело в то, что он давно уже горел желанием снять фильм с Анной Маньяни. Во-первых, он был восхищён её актёрским талантом ещё с момента выхода на экраны фильма Роберто Росселлини "Рим, открытый город". А, во-вторых, имело место чувство глубокой благодарности к этой актрисе. В годы муссолиниевского режима в Италии Лукино Висконти, член компартии и участник Сопротивления, некоторое время прятался от нацистских ищеек в доме Маньяни. Ко всему прочему, Висконти был убеждён, что Маньяни как никакая другая актриса подходит на главную роль в фильме по предложенному ему сюжету.
Съемки фильма "Самая красивая" продолжались с июня по октябрь 1951 года. По выходу картины на экраны итальянских кинотеатрах особой популярности у зрителей она не снискала. Об этом говорят следующие цифры. Если лидер итальянского кинопроката 1952 года фильм Жюльена Дювивье "Маленький мир дона Камилло" собрал 1,5 миллиарда лир, то фильм "Самая красивая" получил только 160 миллионов лир. Соответственно, ни о каком выдвижении для участия в престижных международных кинофестивалях речи не шло. Итальянские критики тоже весьма вяло отреагировали на фильм Висконти. Но это в Италии.
Но в других странах фильм "Самая красивая" был встречен с гораздо большим энтузиазмом. Особенно во Франции, в Уругвае, в США. Некоторые кинокритики охарактеризовали фильм как "как первый честный автопортрет кинематографа". Но особый триумф выпал, причём, вполне заслуженно, на долю Анны Маньяни.
В XXI-м веке уже и итальянские кинокритики переосмыслили свое отношение к этому фильму Висконти. Например, Гордиано Лупи в своей рецензии на фильм "Самая красивая" от 27 октября 2014 года объясняет негативные оценки фильма критиками 50-х годов тем, что Лукино Висконти, якобы, отошёл от принципов неореализма. По мнению Лупи, этот фильм нельзя отнести к неореализму, но Висконти к этому и не стремился. "Но это и не мелодрама, оторванная от реальности. На самом деле, это смесь того и другого, потому что в реалистичной обстановке - снятой в глянцевых черно-белых тонах - он рассказывает невозможную историю разбитых мечтаний и потерянных иллюзий."
Современные кинозрители во всем мире, спустя многие десятилетия, оценили фильм Лукино Висконти "Самая красивая" гораздо выше, чем итальянские кинозрители начала 50-х годов прошлого века. 65% пользователей IMDB и Кинопоиска поставили этому фильму оценки от 8 до 10. С учетом этого показателя и сказанного выше рейтинг фильма Лукино Висконти "Самая красивая" по версии FilmGourmand'а составил 7,859, что позволило ему занять 919-е место в Золотой Тысяче.