Найти тему

"С первого по тринадцатое нашего января...": О чем на самом деле новогодняя песня восьмидесятых

Одна из самых популярных новогодних песен восьмидесятых годов двадцатого века написана на стихотворение Андрея Вознесенского "Старый Новый год" (1975). Оно было опубликовано в сборнике "Витражных дел мастер" в 1976-ом, а в 1985-ом наряду с другими известными песнями на стихи Вознесенского вошло в одноименный музыкальный фильм, где песню "Двенадцать дней" исполнил Александр Абдулов. Несмотря на то, что в создании фильма-концерта принимали участие такие звезды, как Алла Пугачева, Валерий Леонтьев, Александр Градский, Николай Караченцев, Михаил Боярский и другие, песня "Двенадцать дней" не прозвучала в полную силу, ее почти не заметили. По-настоящему она стала известной после новогоднего выпуска "Утренней почты" в 1987 году, спустя двенадцать лет после появления стихов.

Кадр из фильма "Витражных дел мастер"
Кадр из фильма "Витражных дел мастер"

Зато тогда ее запели все:

С первого по тринадцатое
Нашего января
Сами собой набираются
Старые номера.
Сняли иллюминацию,
Но не зажгли свечей,
С первого по тринадцатое
Старых ищу друзей.

С легкой руки композитора Игоря Николаева, сократившего текст стихотворения чуть ли не втрое, все воспринимают "Двенадцать дней" как лиричную, любовную песню:

Я закопал шампанское
Под снегопад в саду.
Выйду с тобой с опаскою,
Вдруг его не найду.
Нас обвенчает наскоро
Сказочная метель
С первого по тринадцатое,
И навсегда теперь.
Словно двенадцать месяцев
Эти двенадцать дней.
Наверно, что-то сменится
В жизни твоей и моей.
Наверно, что-то сменится
В эти двенадцать дней,
Двенадцать дней.

Авторские строки были о другом. Вот что говорит Андрей Вознесенский в одном из последних своих интервью: "Но когда я писал стихи, о которых вы говорите, то больше имел в виду состояние духа в этот праздник, чем тела." (Сусанна Альперина "Российская газета", 2005 год)

В них не было той любовной истории, которую придумали потом для зрителей Александр Абдулов и Ирина Алферова - самая красивая пара советского кино восьмидесятых. Вернее, любовная тема не была основной, она оставалась на периферии происходящих событий.

Фото Яндекс.Картинки
Фото Яндекс.Картинки

Главной в стихотворении была мысль о "пропасти между времен": том промежутке между Старым и Новым годом, который образовался после перехода с юлианского на григорианский календарь в 1918 году, когда появилось понятие жизни "по старому стилю" и "по новому стилю".

Только в России празднуют
эти двенадцать дней,
как интервал в ненастиях
через двенадцать лет.
Вьюгою Патриаршею
позамело капот,
в новом несостоявшееся
старое настаёт.

Это мистическое время заставляет героя переосмысливать жизнь, соотносить новое и старое. По сути, он предпочитает оставаться в прошлом, где "вместо метро Вернадского кружатся дерева, сценою императорской кружится Павлово". Поэтому и разыскивается телефонная книжка с номерами старых друзей, а после невозможности позвонить им в ненаступившем настоящем отключается телефон. Поэтому и колятся сухие иголки, осыпавшиеся с елки - это не столько о празднике, который прошел, сколько о душе, которая в смятении и болит:

Дома, как в парикмахерской,
много сухой иглы,
простыни перетряхиваются,
не подмести полы.

Что исцеляет душу? Время (см. метель). Вера (см. сад). Любовь (см. Любовь).

Фото pixabay.com
Фото pixabay.com

Столько лет прошло, но каждый раз, когда начинается песня и где-то там, по ту сторону, задувает ветер и звенят колокольчики, я бросаю все и слушаю, и вспоминаю...

Послушаем вместе?

С наступающим Новым годом! Пусть все у нас будет хорошо! Подписывайтесь на канал и переходите в комментарии!

#новый год #рождество христово #андрей вознесенский #александр абдулов #ирина алферова #поэзия #советское телевидение #советские песни #расследование #интересные факты