Предисловие.
Есть у меня очень хороший друг. Всю жизнь он проработал на дорожных испытаниях на ВАЗе, а это почти сорок лет. Частенько рассказывал занятные истории, которые я конспектировал потом по памяти. Узнав о конспектах, друг разрешил их вывести в свет с предварительным его ознакомлением для цензуры: «Ты что-нибудь сварганишь, а мне краснеть. Да, и пиши от первого лица, словно это ты и есть. Добро?».
«Конечно, добро!»
Кто-нибудь из вас покупал водку за облаками? А я был соучастником, но если честно, такая же, не вкуснее.
Для проведения испытаний в экстремальных условиях, то обязательно летом ездили на испытания в Среднюю Азию и на Кавказ, зимой - в Коми или в Магаданскую область.
Той зимой мы полетели в Магадан. Доставка людей и техники туда только самолетом. Самоходом интереснее, но долго, дней 8-10. Испытатели-дорожники летали всегда вместе с машинами, специалисты других профилей обычно пассажирскими рейсами. Загрузили автомобили и оборудование в Ан-12. Самим пришлось набиться в кабину сопровождающих, т.к. грузовой отсек не только холодный, но и не герметичный. Размер этой кабины с вагонное купе, а народу набралось на полвагона. Нас человек десять, второй экипаж в полном составе, да и первому скучно в кабине одним, а у нас весело, и они постоянно здесь. Один автопилот скучать не умеет.
Предвыездное напряжение слетело, едва только самолет начал рулить на взлетную полосу, и появились домашние припасы. Лететь нам было далеко и долго, один экипаж в полетное время не укладывался, а почему на борту оказался второй, который и довел самолет до Магадана, я уже и не помню. Ан-12 - самолет шумный, но тихоходный, и где-то уже над Сибирью напитки у нас кончились. Мудра русская пословица: "Сколько ни возьми, все равно еще два раза бежать". Высота 9800 метров, магазинов здесь нет, а слово "комок", как и Горбачева, еще никто не знал, оно в перестройку появилось. Но бежать все равно некуда. Командир второго экипажа, только закусывавшего всю дорогу, зная, что ему после посадки на дозаправку за штурвал, удружил коллеге. И как верно рассчитал! До посадки еще долго, а испытатели - народ нетерпеливый. Шепнул нам по секрету, что у командира первого экипажа есть бутылка водки "с материка", вещь у них на Северах из разряда раритетов, к тому же не простая, а литровая. Направили, конечно, мы спецпредставителя в пилотскую кабину, денег дали. Что он там говорил, мы до сих пор не знаем, только вернулся не скоро, но довольный. Командиру оставили на пробу немного, а потом ночевали вместе в одной гостинице в магаданском аэропорту.
P.S. Сразу вспомнился другой случай. Летали на грузовых мы много, и лётчики не боялись пускать нас в кабину.
Летели на Ан-26 на Северную испытательную станцию в г.Сусуман Магаданской области. Это на больших самолётах только до Магадана, а там своим ходом до Сусумана. Ан-26 маленький и ему вполне хватало ВПП в Сусумане. Вот только летал он медленно и с промежуточными посадками для заправки и отдыха экипажа.
В тот раз загрузили мы две «восьмёрки». При этом к великой обиде экипажа порвали шипами листы аппарели.
Летим, значит. Экипаж вышел к нам, разговоры.
Один их наших спрашивает разрешение заглянуть в кабину.
«Иди, только ни к чему не притрагивайся.»
Вылетает из кабины через секунду с квадратными глазами и ко мне: «Шеф, там никого нет!!!».
Лётчики это услышали: «А ты автопилота не видел? Там же сидит!».
«Нет не видел!». Потом дошло до него.
Те продолжают: «Ты видишь, где стоишь?». А перед дверью в пилотскую кабину люк в полу, и наш любопытный на нём расположился.
«Где?».
«Такой же «Ан» как-то также летел с сопровождающими груз. Один стоял на таком же люке, курил. Люк открылся…».
Что было дальше, мы уже не узнали.
Прыжку нашего товарища позавидовал бы сам Валерий Брумель. Хоть и стояли мы кольцом, но материализовался он за нашими спинами.
Телепортация.
Не ржали только автопилот и наш легковерный.