В рамках серии мы публикуем интересные выступления на Сессии «Диалоги женщин о развитии Арктики» Третьего Евразийского женского форума .
Светлана Артуровна Липина, Доктор экономических наук, профессор Горного института НИТУ МИСиС, заместитель председателя СОПС ВАВТ Минэкономразвития России, руководитель рабочей группы «Арктика» Общественного совета при Минприроды России
Одним из главных пунктов считаю высказыва ние о внедрении в любые проекты, связанные с АЗРФ, экологической составляющей и оценкой рисков, связанных с влиянием новых технологий и материалов на окружающую среду. Мы не говорим просто о подсчетах выбросов или оценке масштабов загрязнения на нефтяных, газовых, горных и других промышленных объектах, мы говорим о единой системе мониторинга, использующей BigData и Data Analysis, позволяющей в режиме реального времени отследить состояние объектов, а также предсказать возможные последствия и риски, не только для окружаю щей среды, но и предприятий.
Обсуждая вопросы обеспечения геополитических интересов России в Арктике в сфере природопользования, сразу отмечу, что мы не можем не учитывать и внешнеполитическую ситуацию при разработке планов природопользования и защиты экосистем. Стратегия природопользования, экономического освоения не может формулироваться без учета более широкого внешнеполитического контекста, без которого нельзя в полной мере понять реальные перспективы и пределы сотрудничества, а также оптимальные механизмы международного сотрудничества. Ведь в том числе проблемы окружающей среды могут быть использованы как элемент политического давления на Россию. Именно экологическая составляющая позволяет говорить об экологически ответственной модели хозяйствования в Арктике, когда приоритет в управленческих решениях отдается экологическим вопросам, а не только получению прибыли.
Так, например, к основным вызовам и угрозам экологического характера в Арктической зоне России, (они большинству присутствующим здесь известны) относятся: прогрессирующее загрязнение и деградация компонентов природной среды в условиях усиливающейся антропогенной нагрузки, накопление отходов и
поступление загрязняющих веществ в результате трансграничного переноса; высокие риски и затраты при освоении природных ресурсов; высокая степень износа основных производственных фондов; глобальные климатические изменения и их влияние на зону распространения многолетнемерзлых грунтов, развитие опасных гидрометеорологических, ледовых и других природных процессов, увеличение риска и ущерба от этих процессов, техногенных аварий и катастроф.
Всплеск интереса к экоинновационному развитию Арктического региона, широкое использование новых технологий, новых знаний, новой информации, как нам представляется, вызван несколькими причинами, и одна из главных – это жесткая система международных стандартов и экологических требований, которым все меньше удовлетворяет и частично уже не отвечает старая система российских технологий.
Эпохальные инновации XXI века, ориентированные на глобальные рынки, требуют не только обеспечить профессиональное управление инвестиционными и инновационными проектами для широкого внедрения организационно управленческих (включая кадровые, коммерческие, маркетинговые) инноваций, но и учет мирового опыта экологических стандартов приарктических государств, ориентируемых на проблемы арктических экосистем, выявление рисков для здоровья населения и окружающей среды.
Север – наш «экологический донор», а природа Севера восстанавливается крайне медленно или вообще не восстанавливается. Значит, все усилия ученых, общества необходимо направить на изучение масштабов загрязнения арктических экосистем, усилив внимание на потенциальных источниках загрязнения, с оценкой рисков для здоровья местного населения и окружающей среды. На наш взгляд, срочная необходимость формирования массива данных о состоянии экосистем вызвана еще и тем, что продолжается дальнейшее промышленное освоение территории Арктического региона.
Арктический регион сегодня необходимо считать одним из выдвигаемых «национальных проектов», элементом, моделью строгого государственного регулирования. Современное североведение доказало, что при равных условиях , на Севере удельная эффективность нововведений выше, чем в обжитых средне- широтных районах. Поэтому крайне необходима природоохранная координация каждого промышленного проекта в Арктике, ее увязка с инструментами территориального развития и механизмами масштабных инвестиционных проектов, на основе существующего опыта и успешных в реализации сегодня проектов.
Важно принять меры, принуждающие российские компании к соблюдению природоохранных мер при ведении разведки и добычи полезных ископаемых в АЗРФ. Необходимо на законодательном уровне запрещать хозяйственную деятельность, которая наносит непоправимый ущерб природе Арктики. Ущерб окружающей среде при развитии экономики неизбежен, однако следует искать пути минимизации нагрузок на природу.
Необходимо учитывать, что основная проблема в соблюдении природоохранных и природосберегающих мер добывающими предприятиями относится к сфере правоприменения. Помимо государственных органов надзора, целесообразно обеспечить участие региональных и муниципальных органов власти в обсуждении данных проблем и экспертизе природоохранной деятельности.
Анализируя возможности внедрения инноваций в ряде секторов науки и производства (в горнопромышленном и топливно-энергетическом комплексах; в использовании лесных ресурсов и других видов биоресурсного комплекса), мы пришли к выводу, что остаются практически без внимания очень важные экологические проблемы в эксплуатации в условиях Крайнего Севера на открытом воздухе транспортных, землеройных, строительных и других машин, комплексов оборудования энергетических и трубопроводных подстанций, транспортных линий.
Это значит, необходимо не только создание принципиально новых машин и экотехнологий: средств запуска двигателей при крайне низких температурах; морозостойкие экологически конструктивные горюче-смазочные материалы; приемы ведения строительно-монтажных работ; особые знания при создании фундаментов зданий и дорожных полотен на вечной мерзлоте, но и принципиально новых, обученных к условиям Севера управленцев, инженеров-практиков, а также технического состава, способных работать в этих условиях.
Такой подход может и имел бы положительные результаты в случае создания Арктической магистратуры на основе гармонизации учебных планов, взаимного обмена и академической мобильности, как в природоохранных, так и в инженерных и управленческих специальностях.
Рассматривая проводимую большинством государств Арктики политику очагового освоения новых территорий, следует отметить, что современные проблемы развития российской Арктики связаны с отсутствием прорывных инновационных экотехнологий, которые бросают вызов современной управленческой модели в Арктике.
Если сегодня тренд развития – цифровые технологии, то и мы являемся свидетелями того, как весь мир, а с ним и Россия, постепенно втягивается в гонку цифровизации, представляющую собой, несомненно, реальный
и объективный общемировой тренд. Потенциал прорывных инновационных экотехнологий бросает вызов современной управленческой модели в Арктике и предполагает беспрецедентное сотрудничество, как в природоохранной, природоресурсной, так и во всех секторах экономики как основной парадигмы жизни Арктического региона. Российский сектор Арктики является опорой России и играет исключительную роль в развитии отечественной экономики.
#журнал #арктика #женщины #экономика #наука #технологии
Наш журнал - https://energy.s-kon.ru
Ежегодная конференция "Арктика - 2022" - https://arctic.s-kon.ru