Советский Союз имел мощный рыболовный флот, лучшие рыбные заводы. Вот только с прилавков советских магазинов продавались соленая сельдь и килька, а также несколько видов перемороженной рыбы. Куда же исчезали другие морепродукты?
С чего началось расследование?
Уголовное дело рыбной мафии началось с обыкновенного русского разгильдяйства.
Версия №1. (Наиболее вероятная)
Большой приграничный железнодорожный узел. На запасных путях комплектовался товарный состав с рыбной продукцией для отправки на Запад. В одном из вагонов находилась килька в томате. По крайней мере, так указано в документах. Так бы ушел состав на Запад с "килькой". Однако, вмешался его величество случай.
Из-за резкого торможения пострадал один из вагонов, из которого высыпался товар на железнодорожную насыпь. Повредилось пару ящиков, да помялось несколько банок кильки. Вызвали комиссию, которая составила акт.
Воспользовавшись нестандартной ситуацией грузчики украли несколько банок кильки, чтобы закусить после тяжелого трудового дня. Открыли банки, а там ... черная икра! Кто из простых рабочих так оперативно сообщил в КГБ, осталось тайной за семью печатями и до сего времени. Однако, состав задержали, товар досмотрели.
Версия №2. (Наиболее распространенная)
Московский пенсионер купил банку кильку, в которой оказалась черная икра. Он вернулся в магазин и потребовал, чтобы ему дали тот товар, за который он заплатил. Разразился скандал, вызвали милицию.
Работники КГБ зорко следил за оборотом икры, так как с продажи икры страна получала большие доходы, в том числе и валюту. По этой причине изготовление и продажа черной и красной икры были под контролем людей с Лубянки.
10-го января 1982-го года к власти пришел Юрий Владимирович Андропов. Он развернул борьбу с министром МВД Николаем Щелоковым. Андропов был крайне недоволен работой ОБХСС, который был в составе органов внутренних дел. Юрий Владимирович считал, что отдел по борьбе с хищениями ловил лишь мелких жуликов, а вот серьезных преступников покрывало милицейское начальство. В стране процветала коррупция и воровство, а крышевала, и далеко не бесплатно, советская милиция.
Руководители рыбной промышленности
В 1982-м году Александр Акимович Ишков занимал пост министра рыбного хозяйства. Будущий министр родился в 1905-м году в Ставропольском крае в семье рабочих. В тридцатые годы пришел в рыбное хозяйство и дослужился до министра рыбного хозяйства. Работал на руководящих должностях при Сталине, Хрущеве и Брежневе.
В конце 50-х годов Ишков добился, чтобы государство выделили деньги на постройку траулеров и плавучих рыбзаводов (плавбаз) в ГДР.
Александр Ишков решил все доходы прибрать к своим рукам. Он убедил Брежнева, что Минрыбхоз может сам реализовывать свою продукцию. Для этого в крупных городах страны была открыта сеть рыбных магазинов "Океан".
Магазины "Океан" и база №208
Первый магазин "Океан" открылся в Сочи в 1971-м году. Всего в Советском Союзе открыли 104 магазина "Океан", оснащенных импортным оборудованием, а также 234 рыбных магазина, укомплектованных советским оборудованием.
В магазинах "Океан" в торговый зал изредка вывозили тележку с дефицитом, которая разбиралась за несколько минут. Однако, в подсобном помещении для горкома, обкома стояли полки, ломившиеся под тяжестью рыбных деликатесов (черной и красной икры, осетрины, белуги).
При крупных магазинах организовывались кулинарии. Первая кулинария была открыта Владимиром Фишманом в Москве при магазине "Океан" . Он превратил неучтенную рыбу и отходы в полуфабрикаты. Советские граждане бойко покупали рыбные котлеты, рыбное заливное, так как не знали, что все блюда были приготовлены с добавлением хвостов, голов и плавников, то есть отходов рыбной промышленности. Кстати, рекламировал эту продукцию знаменитый клоун Олег Попов.
Как рекламировал? Перед сеансом в кинотеатрах показывали документальный фильм о том, как легко приготовить рыбные полуфабрикаты с участием Олега Попова.
Владимиру Фишману дохода, полученного с рыбных отбросов, было мало. Однажды в гости к нему пришел его давний друг директор торгово-производственной фирмы "Океан" Ефим Борисович Фельдман. Друзья выпивали и закусывали деликатесами (могли себе позволить). Вдруг взгляд Фишмана упал на банку с черной икрой. Не наладить ли продажу черной икры за границу?
В Москве была создана база №208, которая продавала деликатесы по весьма скромным ценам для партийной верхушки. Параллельно Владимир Фишман охотно сбывал эти же деликатесы с этой же базы врачам, артистам, цеховикам по завышенной цене.
Владимир Фишман имел покровителя в лице замминистра рыбной промышленности Владимира Ильича Рытова по прозвищу Боцман. Рытов осторожничал и взятки у Фишмана напрямую не брал. Деньги передавались через посредников на нейтральной территории, как в шпионских фильмах.
Как получали незаконную прибыль
Объем выловленной рыбы и морепродуктов увеличивался с каждым годом. Пропорционально росло воровство, которое начиналось ещё в открытом море. На корабле нельзя точно взвесить товар. На каждую тонну товара приходилось более 10-20 килограмм перевеса, а то и больше.
Магазинам класса "Океан" разрешалось списывать около 10% процентов мелкой размороженной рыбы, что и делалось, но только на бумаге.
Икра в магазинах продавалась в течении короткого периода времени. Однако, в отчете писали, что икра хранилась год, только потом её смогли реализовать. И в этом случае можно списать часть дорогой продукции.
Деньги делались и на "ледяной глазури", то есть на корке льда, которая покрывала рыбу. Если полить водой замороженную рыбу, и снова положить в морозильную камеру, то общая масса значительно увеличивалась.
Неучтенный товар продавался, часть денег оставляли себе продавцы, другую передавали на базу. Далее по цепочке деньги попадали в руки руководства системы "Океан". В конце концов деньги оседали на дне кармана заместителя министра Владимира Ильича Рытова.
Раз в несколько месяцев проводилось совещание, куда съезжались руководители со всех концов страны. Каждый из приглашенных отдавал деньги в конвертах, которые позже передавались Рытову.
Браконьерство и черный рынок морепродуктов
Самой престижной рыбой в СССР был осетр, который добывался в Оби, Енисее, Амуре, Волге и Каспийском море. Строительство электростанций на реке Волга значительно сократил улов осетровых рыб. Решили, постановили разводить осетра в рыбных хозяйствах. Однако, спрос явно превышал предложение. На прилавках советских магазинов деликатесы из осетровых рыб не продавались.
Особенно большое количество осетра поставлялось из Гурьева, небольшого городка в Казахстане на берегу Каспийского моря. Каждый год на апрель, май, июнь в Гурьев командировались тысячи работников правоохранительных органов не только из соседних регионов, но и всего Советского Союза.
Ширина реки Урал при впадении в Каспийское море составляет чуть меньше 300 метров. На всю глубину и всю ширину шёл сплошным потоком осетр. Осетр массой 10 килограмм имел размер около 1,5-2 метра. При том половина от его веса составляла икра. Милиционеры стояли у русла реки через каждые 100-150 метров. Однако, поймать браконьеров было непросто. Милиция не могла поймать преступников или не хотела? Каждое утро милиционеры находили распотрошенные рыбные туши.
В то время посылка из Казахстана в Одессу шла три дня. Этим и воспользовались преступники. Федор Подолян был трижды судим, нигде не работал. При этом был весьма состоятельным человеком. Одевался бедно, чтобы не выделяться из толпы.
Несколько раз в неделю Подолян получал из Гурьева посылки с банками черной икры, которые относил в порт и передавал знакомым морякам. Икру продавали за границей, покупали на эти деньги дефицитный товар, который потом продавался в несколько раз дороже. Простая и гениальная схема.
За весь период его бурной деятельности он получил около ста килограмм (по другим источникам значительно больше) черной икры. Работница почты заподозрила неладное и, как честный советский человек, сообщила куда надо, то есть в ОБХСС.
При обыске у гражданина Подоляна изъяли 30 тысяч рублей. Он прятал пачки купюр в стеклянных банках, закопанных в земле. Потратить эти деньги на одежду или автомобиль было нельзя, так как компетентные органы сразу заинтересуются источников дохода неработающего гражданина. Вот приходилось прятать под землей.
Владимир Фишман разбогател настолько, что решил уехать из СССР, жить на Западе, ни в чем себе не отказывая. Он фактически сидел на чемоданах, но остался, чтобы распродать картины великих мастеров, старинные русские иконы, золото, То же самое делал его закадычный друг Фельдман.
Ефима Фельдмана и Владимира Фишмана арестовали. Друзья по бизнесу дали показания сразу, рассказали о всех, кто брал взятки у них или давал взятки им. Рассказали и о махинациях с черной икрой, поступившей от браконьеров. Икру закатывали в банки, оформляли как кильку в томатном соусе. Часть продукция уходила за границу, другая часть "кильки" попадала в рестораны по цене 34 копейки за банку. Непосредственно в ресторане продавалась как черная икра, да ещё с ресторанной наценкой.
Начальник Рыбпромсбыта Иван Денисенко получал взятки с представителей торговли. Вот и получалось, что в Тбилиси прилавки ломились от морепродуктов, а в других городах были полупустые. Например, в Латвийские магазины получили только 250 килограмм рыбной деликатесной продукции, а в Тбилиси было направлено 30 тонн.
Расследование дела
Делом рыбной мафии занимались 120 лучших следователей прокуратуры и КГБ. Вина Ивана Денисенко была доказана. Он получил 12 лет тюрьмы за взятки в особо крупном размеры.
Почти все члены рыбной мафии рассказывали о всех махинациях. В то время за взятку в пять рублей давали три года колонии, а за взятку в размере 10-ти тысяч рублей можно было получить высшую меру наказания.
У заместителя министра рыбной промышленности Владимира Ильича Рытова при обыске нашли 300 тысяч рублей. Боцман думал, что никогда не попадет за решетку, так как и милицейское начальство, и работники ОБХСС были давно куплены. Допрашивал Рытова следователь по особо важным делам Герман Петрович Каракозов.Замминистра осудили и приговорили к высшей мере наказания. Приговор суда был приведен в исполнение в течение месяца! Не простили, что всех сдал? Или боялись, что Рытов может рассказать новые подробности?
О махинациях союзного масштаба доложили Леониду Ильичу Брежневу. Было доказано, что министр рыбной промышленности Александр Акимович Ишков получал взятки, сумма которых составила 268 тысяч рублей. Министр вернул деньги (268 тысяч) в казну. От тюрьмы и высшей меры наказания Александра Акимовича спасло заступничество дорогого Леонида Ильича.
В 1979-м году Александра Акимовича отправили на пенсию, точнее, на персональную пенсию, размер которой составлял 250 рублей в месяц. Многие пенсионеры советского времени пожелали бы получить такое наказание!
Владимир Фишман и Ефим Фельдман получили 12 лет тюремного заключения, так как они активно сотрудничали со следствием и заложили немало подельников. Однако, трогать можно было далеко не всех.
Капитан китобойной флотилии "Слава" Алексей Николаевич Соляник был Героем Социалистического Труда , а по совместительству другом и единомышленником Брежнева. Чтобы скрыть махинации на флотилии, Соляник отнял жизнь у двух подчиненных, так как они могли рассказать следствию о махинациях на китобойном судне. Брежнев вступился за старого приятеля, и Алексей Николаевич отделался выговором, да легким испугом.
Выходит, что для закона были не все равны.
Ещё две статьи о махинациях в Советском Союзе
1. "Железная леди советского времени".
2. "Грузинская мафия".