На выходные Федька с мамой ездили в деревню к родственникам. Мама везла крупу-сечку (дробленная перловая крупа) для бабушки. Чтобы ее купить, приходилось в 5 часов утра занимать очередь в магазине, на основные продукты питания всегда были очереди с давкой. Федька помнит, когда взрослые радовались улучшению жизни, даже небольшому повышению зарплаты. Народ был полон оптимизма, ожидания и надежды на улучшение жизни, все хвалили Сталина. Памятник И.В. Сталину стоял на высоком постаменте посредине улицы, ведущей к заводской проходной. Но однажды утром (1963г.), идя в школу, Федя не увидел памятника Сталину. За одну ночь его снесли полностью. Позже, когда Федор вырос, он узнал, с чем было связано исчезновение памятника Сталину. Так он стал свидетелем развенчания культа личности Сталина.
В деревне у Феди было много родственников: бабушка, дедушка, тетки, дядька. Одного дядю звали Олег, он был на 3 года старше Федьки, поэтому они были, как братья, Федор очень его любил, поэтому они всегда были вместе. В деревне всегда была работа. Нужно было пилить и колоть дрова, зимой чистить снег, летом пасти корову, собирать колорадских жуков, помогать по хозяйству бабушке с дедушкой.
На лето мама отправляла Федьку к бабушке в деревню, а к началу учебного года забирала домой в город.
На улице, где жил Федька, была городская баня. Периодически для помывки в бане привозили на машинах солдат . Ребятня лазила по машинам, общалась с солдатами. Те дарили ребятам звездочки и эмблемы, а дети угощали солдат яблоками, грушами, вишней, сливами. Женщины и мужчины всех возрастов несли в корзинах все, чем могли угостить солдат. У народа была всеобщая любовь ко всем, кто носил военную форму. И Федька рос в атмосфере любви к военным, так формировался его патриотизм.
Когда по улице проходил офицер, Федька выбегал на улицу и смотрел вслед в «четыре» глаза. Книги читал только про войну, партизан. Проверял себя, сможет ли он вытерпеть пытки, как партизаны, попавшие в плен к фашистам.
Маме Федька говорил, что хочет быть военным, но она была против его желания.
Тогда он говорил, что станет водителем или инженером. Маму последние слова Федьки устраивали, и жизнь шла дальше своим чередом.
Но однажды случилось событие, которое изменило всю дальнейшую жизнь Федьки на «до» и «после».
Как обычно Федька утром ушел в школу, а после занятий учительница по математике отвела его в детский дом. Маму Федьки положили в больницу, и дома его никто не ждал.
Жизнь в детском доме отличается от домашней. Здесь дети распределены по группам, по возрасту, есть раздельные комнаты для сна мальчиков и девочек, все действия воспитанников расписаны по времени и определяются распорядком дня, начиная с подъема, приема пищи, занятий, самоподготовки, свободного времени, уборки территории, отбоя. Учиться ходили в городскую школу, т.е. учились с ребятами, которые жили дома.
К учебе у Федьки было очень серьезное отношение. Когда он еще жил дома, ему старшие говорили, что если не будет хорошо учиться, то после школы пойдет на фанерно-мебельный завод таскать доски. А он этого не хотел. Вот такое действенное воспитание давало замечательный результат. Федьку не нужно было заставлять учиться или проверять домашние задания.
Мама Федьки практически постоянно лежала в больнице. Иногда ее выписывали домой на короткое время, потом она снова ложилась в больницу. Федька навещал ее по выходным дням, ходил в магазин, чтобы купить продукты, она очень любила кефир.
В последний день осенних каникул 9 ноября 1969 года Федька пришел навестить маму в больницу, сходил в магазин по ее просьбе, купил кефир. Мама лежала на кровати на высоко поднятой подушке напротив окна, в которое светило солнце. Мама сделала глоток кефира, но проглотить его не могла. Федька видел это и понимал, что мама в плохом состоянии. Он горько заплакал, вышел из палаты и уехал в интернат. Вечером воспитательница спросила у Федьки о состоянии его мамы. Федька вместо ответа только махнул рукой, слезы брызнули сами из глаз.
На следующий день Федька сидел на уроке, когда воспитательница пришла за ним и отвела его в кабинет директора школы-интерната. Войдя в кабинет, Федька увидел своего дедушку, все понял и зарыдал. Они с дедушкой поехали к Федьке домой.
Мамку похоронили, Федька вернулся в интернат, мучительно переживал смерть любимой мамы. Периодически он ходил на ее могилу, городское кладбище находилось недалеко от интерната. Теперь планы Федьки на дальнейшую жизнь изменились.
Когда мама была жива, Федька очень тяжело переживал за маму, что она болеет, ему хотелось, чтобы она выздоровела, но этого не происходило. Теперь эти мучения закончились, осталась грусть, тоска, печаль по рано ушедшей маме, ей было 45 лет, а Федьке – 12 лет, учился он в 6 классе.
Федька твердо решил, что станет военным. Однажды ему попалась газета с заметкой о суворовском военном училище в Минске и ему очень захотелось учиться в нем. Он узнал, что в училище принимают после 8 класса. Школа-интернат был восьмилетним учебным заведением, все складывалось, как нельзя лучше. Федька начал подготовку к поступлению в суворовское училище, собирать информацию о нем из газет.
Узнал по каким предметам нужно сдавать вступительные экзамены и начал усиленно учиться. Одним из вступительных экзаменов был по физической подготовке. Каждое утро делал физическую зарядку, учился подтягиваться, бегал кроссы.