Найти тему
Жизнь вокруг

Моя первая рок-опера - "Иисус Христос суперзвезда"

Фото мои личные
Фото мои личные
К сожалению, здесь не будет фото спектакля - запрещено. А посмотреть было на что: минимум декораций, маленькая сцена, лаконичные световые эффекты.

В первый раз решилась посетить рок-оперу. Моя любимая "Иисус Христос суперзвезда". Вообще-то я не люблю в театрах современные постановки пьес: совсем не на мой вкус. Я люблю старую добрую классику, нормальные постановки без "нового прочтения". Где Ромео (например) - это влюбленный веронский юноша, а не гопник в рваных джинсах с папиросой в зубах, целующийся со всеми актрисами на площадке, а Катарина - падуанская дворянка, дочь вельможи, а не феминистка с обнаженной грудью в татуировках, которая матерится на сцене, и лупит кулаками в шиповках всех мужиков в радиусе своего кулака. Ну и так далее. Но эту рок-оперу я люблю. Во-первых, рок испортить - тут нужно просто иметь талант. А во-вторых... да просто вылезти "в свет". Всю жизнь - одна работа без просвета. Ну и я пошла в отрыв: 25 декабря - в "Театре Стаса Намина", 12 января - в театре Моссовета. На плеере у меня есть любимая версия с Валерием Кипеловым в роли Симона Зелота. Этот вариант перевода мне нравится больше. На внешнем диске у меня есть 4 варианта: 2 на английском (фильм и постановка 2000 года) и 2 на русском (разные переводы). Есть с чем сравнить.

Фото мои личные
Фото мои личные

Итак.

Все началось в тот день с того, как доехать до места. Обычно я сначала изучаю маршрут, а уж потом еду: высчитываю время, изучаю варианты пересадок, остановки автобусов. Но в этот раз меня что-то переклинило: Было чувство, что я знаю, куда еду (по поводу предчувствий и пары мистических странностей - в другой раз: если такое повторится в третий раз, буду подумывать о том, что пора начинать зарабатывать как экстрасенс). Но я вовремя спохватилась: вовремя хоть с метро сориентировалась, а то каталась бы по всей Москве. По моей ветке около 20 минут. А вот дальше трэш: от метро Ленинский проспект, не запутаться в тамошней развязке и шут знает как по Пушкинской набережной до Крымского вала. Еду. Хорошо, в телефоне карта есть, а то в перекрестках и огромных переходах блуждала бы до утра.

Фото мои личные. Вдоль по Гагаринскому тоннелю, поверху
Фото мои личные. Вдоль по Гагаринскому тоннелю, поверху
Фото мои личные. Вдоль по Гагаринскому тоннелю, поверху
Фото мои личные. Вдоль по Гагаринскому тоннелю, поверху
Фото мои личные. Вдоль по Гагаринскому тоннелю, поверху
Фото мои личные. Вдоль по Гагаринскому тоннелю, поверху
Фото мои личные. Спуск к Пушкинской набережной
Фото мои личные. Спуск к Пушкинской набережной
Фото мои личные. Спуск к Пушкинской набережной
Фото мои личные. Спуск к Пушкинской набережной
Фото мои личные. Спуск к Пушкинской набережной
Фото мои личные. Спуск к Пушкинской набережной

Но все же добралась до места, откуда по прямой до театра. Было трудно: метель, холод, темень и народу мало.

Фото мои личные. Пушкинская набережная
Фото мои личные. Пушкинская набережная
Фото мои личные. Пушкинская набережная
Фото мои личные. Пушкинская набережная
Фото мои личные. Нескучный сад
Фото мои личные. Нескучный сад

Преодолела. Через сонм мостов и лестниц добралась до Пушкинской набережной. Места красивые.

Фото мои личные. Андреевский мост
Фото мои личные. Андреевский мост
Фото мои личные. Это я косорукий фотограф. В реале все выглядит лучше
Фото мои личные. Это я косорукий фотограф. В реале все выглядит лучше
Фото мои личные. Вид с Пушкинской набережной на Москва-реку
Фото мои личные. Вид с Пушкинской набережной на Москва-реку

С правой стороны отвесные холмы и лес (Нескучный сад).

Фото мои личные. Нескучный сад
Фото мои личные. Нескучный сад
Фото мои личные. Нескучный сад
Фото мои личные. Нескучный сад
Фото мои личные. Нескучный сад
Фото мои личные. Нескучный сад

Пройдя несколько минут, я наткнулась на указатель в карте "Что? Где? Когда?". Прикольно. Никогда раньше не думала, что именно тут снимается передача. Нет, я слышала, что в Нескучном саду, но как-то не думала ,что буду хотя бы мимо проходить. Прикольно. Естественно, я не поперлась выяснять, идут ли там сейчас съемки: судя по карте до театра мне таким ходом топать еще с полчаса, а времени оставалось минут 40. Засняла несколько пейзажей.

Фото мои личные. Нет, это не тот указатель. И да, я косорукий фотограф
Фото мои личные. Нет, это не тот указатель. И да, я косорукий фотограф
Фото мои личные. На карте это обозначено как "прыжок в воду". Понятия не имею ,что это значит: название скульптуры или место, где лучше кидаться плавать в Москва-реку
Фото мои личные. На карте это обозначено как "прыжок в воду". Понятия не имею ,что это значит: название скульптуры или место, где лучше кидаться плавать в Москва-реку
Фото мои личные. Пушкинская набережная
Фото мои личные. Пушкинская набережная
Фото мои личные. Грот на Пушкинской набережной
Фото мои личные. Грот на Пушкинской набережной
Фото мои личные. Пушкинский мост
Фото мои личные. Пушкинский мост
Фото мои личные. Пушкинская набережная
Фото мои личные. Пушкинская набережная
Фото мои личные. Пушкинская набережная
Фото мои личные. Пушкинская набережная

Топаю дальше. Беседка (так в карте) белеет на холме где-то в высоте. Река со льдом и огнями на противоположной стороне. Мосты. Красота... И через 10 минут натыкаюсь на ворота, особняк и надпись на зеркальных дверях: "Театр Стаса Намина". Да итишкина ж мать!

Фото мои личные. Да, это вход в театр
Фото мои личные. Да, это вход в театр
Фото мои личные. Что сие - не знаю, но находится прямо напротив театра
Фото мои личные. Что сие - не знаю, но находится прямо напротив театра

И у меня в запасе есть еще больше получаса.

Театр маленький, уютный, трудно было предполагать в нем профессионализм.

Фото мои личные. Театр внутри при входе.
Фото мои личные. Театр внутри при входе.
Фото мои личные. Гардеробная прямо "для своих"
Фото мои личные. Гардеробная прямо "для своих"
Фото мои личные. Напротив гардероба. Да, маленькое и уютное фойе
Фото мои личные. Напротив гардероба. Да, маленькое и уютное фойе
Фото мои личные. Фойе
Фото мои личные. Фойе
Фото мои личные. Тетку не знаю - просто в кадр влезла. Через дыру в стене - буфет. Тоже маленький и уютный. Внутри слева - туалеты. Своеобразное оформление их: как вход в бункеры
Фото мои личные. Тетку не знаю - просто в кадр влезла. Через дыру в стене - буфет. Тоже маленький и уютный. Внутри слева - туалеты. Своеобразное оформление их: как вход в бункеры

Не ожидала ничего хорошего. Даже была как-то разочарована, что попала сюда. Хотя оформление мне понравилось: эдакий минимализм с роккоко (или еще каким стилем - я в них не разбираюсь).

Перекусила в буфете - завтракала в 10, время полседьмого. Есть не хотелось, но надо было. Туалеты умилили: узкие кабинки с жестяными дверями - как двери в бункеры.

Первый звонок. Захожу в зал. Маленький, уютный, как и все в этом месте. Ряды не считала, но вряд ли больше десятка. Ну или полутора десятков.

Фото мои личные. Да, это чучело я
Фото мои личные. Да, это чучело я

Спектакль начался с небольшим опозданием: девушки на обслуживании очень просили надеть маски, отключить и убрать телефоны, ибо съемка запрещена. Блин, ну вот почему???

Увертюра началась при закрытом занавесе. А потом... Евгений Егоров - Иуда. Мой бог! Классный голос! Артистизм! Плюс внешность и харизма. Хотя, по моему скромному мнению, исполнить роль Христа ему бы более подошло. Но смотрю то, что имею.

Магдалина в роли Веры Зудиной - замечательно: голос есть, актерское мастерство. В паре с Христом (Иван Федоров) так и казалось, что между ними есть притяжение. Молодцы.

Каиафа (Константин Муранов) прекрасно сыграл патриота своей религии. В фильме 70-х годов получился какой-то мерзопакостный тип. А тут - вполне логичное обоснование его ненависти к выскочке.

Понтий Пилат (Олег ЛИцкевич) в другой постановке играл Христа (глянула на досуге). Тогда он меня не впечатлил - не его роль, как мне показалось. Тут - на своем месте. Забавная косичка умилила.

Симон Зелот (Николай Новопашин) - жестокий милитарист, в кожаном плаще, да и вообще в коже с ног до головы, тяжелых ботинках и в цепях. Афигеть! Нет, мне понравилось - люблю кожу, особенно, если она подходит к типажу. Тут - очень даже. Позабавило ,что в другой сцене тот же актер играл одного из священников. Хоть бы маску какую надел или гримом мазнул. Ну да ладно - издержки бюджета.

Непонятно почему, но партию Ирода пела женщина (Ольга Терехун). Ну вот совсем непонятно.

В целом я была довольна. Не в восторге, поскольку сейчас буду писать минусы. Но вполне довольна.

Итак, минусы. В плане актерства ничего не могу сказать: при спартанском минимализме актеры брали именно мастерством исполнения. Евгений Егоров захватил сразу: его мастерство пробрало меня настолько ,что после, вечером я до 5 утра лазала по ю-тубу, чтобы послушать его исполнение. Блин, палитра голоса - может брать высокие ноты не хуже Великого. Мастерство исполнения плюс молодость - замечательный артист. Иван Федоров поначалу как-то не произвел впечатления: ведь центральная фигура, как раз на нем и должно концентрироваться внимание. А тут - как-то скучно. Но потом либо я прониклась, либо актер разыгрался - вполне себе неплохо вышло. А вот что не понравилось, так это то ,что из всей пьесы были выкинуты дуэт Иуды и Христа по поводу отношения к Магдалине ("Я нахожу то странным несусветным, что подобный муж находит толк в особах ей под стать. Допустим ,можно видеть в ней забаву, но едва ль уместно ей себя касаться и лобзать..." - "Кто ты, чтоб ее клеймить так? Кто ты, чтоб ей язвить так? Не тронь ее - дай покой ей! Не тронь ее - Быть со мной ей!.."). Непонятна потом ария Магдалины по поводу "множества мужчин". Логическая неувязка.

Далее, не было хора торговцев Храма и изгнание из него их Христом (вот уж совсем ни к чему! ключевой сюжет!): "Просим дешево - налетай! Высшей марки приобретай! Превосходнейших вин испей! Покупай моих голубей!..." - "Мой храм был открыт, как дом молитвы, но превратился в притон ворья. Ве прочь!", а сразу пошел хор нищих. Но это ключевой сюжет не только в пьесе, но и в книжке сказок (библии). Было выкинуто отречение Петра (хотя в хоре на тайной вечере Христос об отречении Петра сам пел - зачем тогда, спрашивается?) и его дуэт с Марией Магдалиной ("Тебя видала где-то... Ну, еще бы! С тем задержанным ты был в саду - лицо я узнаю..." - "Сударыня, ошиблись - он никто мне, И не мог я быть с ним вместе там - клятву в том даю"... - "Знаешь ли ты, Петр, что ты сказал? Ведь он теперь пропал" - "Что было делать - мне ответь? Я сам мог погореть"...).

В фильме (не в пьесе) было либретто, которое мне нравилось ("Будет ли все вновь так"). В этой постановке его не было.

Евгений Егоров в роли защитника Христа (перед решеткой против Пилата) - отличная находка! А игра Егорова - блин, я в восторге!

Обычно в пьесах количество ударов плетьми придерживается указанного числа (39): постепенно нарастающая музыка приводит к агонии чувств и логическому вопросу Пилата - откуда ты? как тебе помочь? И ответу Христа: все предопределено, ты лишь орудие, и помочь не можешь. А тут - с десяток ударов - и все. Даже замечательная музыка не привела к пику эмоций. Просто хорошая музыка.

Либретто после самоубийства Иуды ("Суперстар": "Смотришь на тебя - и всякий раз невдомек: почему ты все бросаешь на самотек...") было в самом конце, после всего и на английском языке. Нет, я не спорю: английское исполнение после данного нелепого перевода на русский - лучше слушалось. Но зачем местами-то менять?

Не было совершенно соло Христа на кресте ("Боже, прости им - не ведают, что творят. Кто моя матерь? Где моя матерь? Боже, скажи - пошто меня бросил ты? Пить жажду... Пить жажду! Боже! Свершилось! Отче! В руки твои предаю дух мой!") - это же то, ради чего писалась пьеса! Но в постановке этого нет. Зато есть зачем-то эпизод с воскрешением, которого в пьесе не предусмотрено: Тим Райс и Эндрю Уэббер не переписывали библию. И у них о распятии речь вообще не шла. Однако: приход к телу Магдалины, оживший Христос, уходящий "за горизонт". Нет, это мне не понравилось. Хеппи энд должен быть там, где его прописали. А не просто потому, что его хотят поставить после трагичной пьесы.

Отдельно скажу, что соло Христа в Гефсиманском саду - неплохо, но Иван Федоров мог лучше. Как мне кажется. Или я придираюсь?

Короче, как я уже сказала, не было разочарования, было недовольство тем, что выкинуто половина пьесы. Но исполнение актеров порадовало: не ожидала, когда входила в этот театр, что мне понравится. Не в восторге, но - понравилось.

Теперь вот не знаю, чего ждать от Моссовета... Вроде, театр более профессиональный, но вытянут ли пьесу актеры? Нет ,я не говорю ,что они могут быть плохи. Просто я слишком придирчивый критик. Особенно по отношению к любимой рок-опере.

Выходила со странными чувствами. Какими - уже описала: довольна и возмущена. Довольна актерами и возмущена постановщиком. Отметилась в книге записей. Надеюсь, никого не обидела. Да, ненормальная, подпевающая под маской всю постановку - это я, Карина Василь. Пора домой.

Обратный путь занял гораздо больше времени: проторенная дорога плюс не останавливалась снимать пейзажи.

Добравшись до тоннеля, не стала переходить сразу - прошлась вдоль.

Фото мои личные. Гагаринский тоннель - вид с другой стороны
Фото мои личные. Гагаринский тоннель - вид с другой стороны

Пока шла - боялась заблудиться. Потому напугала девушку, которая шла в паре с молодым человеком, вопросом, как перейти на другую сторону? где тут мост? Естественно, ошарашенные (темень, народу никого - и тут я из-под руки выскакиваю: они ж высокие, а я гном), толком мне ничего не сказали. Пришлось положиться на интуицию: в карту не хотелось лезть - холодно, руки мерзли. Сработало: вышла к площади и подземному переходу. Сложила два и два - и по кишке протопала под всей площадью с бесчисленными поворотами и разными выходами. Мамадарагая! Да я без карты ориентируюсь лучше! Ибо вышла аккурат к месту, от которого до метро добралась без проблем: дорога знакомая с давних времен.

Домой. Часов в 11 вечера приехала. И атаковала Евгения Егорова своими восторгами. Надеюсь, за ненормальную фанатку меня не посчитал. Дал ссылку на свой канал. Засела смотреть. Замечательный исполнитель! Все свои восторги отписала под его видео. А их было немало! Потом уже стала сама искать со ссылками других авторов видео. До 5 утра (как говорила раньше) сидела! Блин, его исполнение вернуло мне новогоднее настроение! А я уже хотела в очередную предновогоднюю депрессию впасть... Слава богу, что есть такие исполнители! А его забавные дуэты с Петром Елфимовым - хорошее настроение мне на ночь было обеспечено. Особенно повеселил дуэт из трио рок-оперы "Собор Парижской богоматери". Нет, надо и на нее как-нибудь сходить... И на "Юнону и Авось", хотя исполнение с Караченцевым мне нравится больше (по ТВ видела). А может и на "Монте-Кристо" пойти? Ой, заносит меня... Проблемы надо решать по мере их поступления. А на очереди у меня - вторая постановка "Иисус Христос суперзвезда". А там посмотрим...