К сожалению, здесь не будет фото спектакля - запрещено. А посмотреть было на что: минимум декораций, маленькая сцена, лаконичные световые эффекты.
В первый раз решилась посетить рок-оперу. Моя любимая "Иисус Христос суперзвезда". Вообще-то я не люблю в театрах современные постановки пьес: совсем не на мой вкус. Я люблю старую добрую классику, нормальные постановки без "нового прочтения". Где Ромео (например) - это влюбленный веронский юноша, а не гопник в рваных джинсах с папиросой в зубах, целующийся со всеми актрисами на площадке, а Катарина - падуанская дворянка, дочь вельможи, а не феминистка с обнаженной грудью в татуировках, которая матерится на сцене, и лупит кулаками в шиповках всех мужиков в радиусе своего кулака. Ну и так далее. Но эту рок-оперу я люблю. Во-первых, рок испортить - тут нужно просто иметь талант. А во-вторых... да просто вылезти "в свет". Всю жизнь - одна работа без просвета. Ну и я пошла в отрыв: 25 декабря - в "Театре Стаса Намина", 12 января - в театре Моссовета. На плеере у меня есть любимая версия с Валерием Кипеловым в роли Симона Зелота. Этот вариант перевода мне нравится больше. На внешнем диске у меня есть 4 варианта: 2 на английском (фильм и постановка 2000 года) и 2 на русском (разные переводы). Есть с чем сравнить.
Итак.
Все началось в тот день с того, как доехать до места. Обычно я сначала изучаю маршрут, а уж потом еду: высчитываю время, изучаю варианты пересадок, остановки автобусов. Но в этот раз меня что-то переклинило: Было чувство, что я знаю, куда еду (по поводу предчувствий и пары мистических странностей - в другой раз: если такое повторится в третий раз, буду подумывать о том, что пора начинать зарабатывать как экстрасенс). Но я вовремя спохватилась: вовремя хоть с метро сориентировалась, а то каталась бы по всей Москве. По моей ветке около 20 минут. А вот дальше трэш: от метро Ленинский проспект, не запутаться в тамошней развязке и шут знает как по Пушкинской набережной до Крымского вала. Еду. Хорошо, в телефоне карта есть, а то в перекрестках и огромных переходах блуждала бы до утра.
Но все же добралась до места, откуда по прямой до театра. Было трудно: метель, холод, темень и народу мало.
Преодолела. Через сонм мостов и лестниц добралась до Пушкинской набережной. Места красивые.
С правой стороны отвесные холмы и лес (Нескучный сад).
Пройдя несколько минут, я наткнулась на указатель в карте "Что? Где? Когда?". Прикольно. Никогда раньше не думала, что именно тут снимается передача. Нет, я слышала, что в Нескучном саду, но как-то не думала ,что буду хотя бы мимо проходить. Прикольно. Естественно, я не поперлась выяснять, идут ли там сейчас съемки: судя по карте до театра мне таким ходом топать еще с полчаса, а времени оставалось минут 40. Засняла несколько пейзажей.
Топаю дальше. Беседка (так в карте) белеет на холме где-то в высоте. Река со льдом и огнями на противоположной стороне. Мосты. Красота... И через 10 минут натыкаюсь на ворота, особняк и надпись на зеркальных дверях: "Театр Стаса Намина". Да итишкина ж мать!
И у меня в запасе есть еще больше получаса.
Театр маленький, уютный, трудно было предполагать в нем профессионализм.
Не ожидала ничего хорошего. Даже была как-то разочарована, что попала сюда. Хотя оформление мне понравилось: эдакий минимализм с роккоко (или еще каким стилем - я в них не разбираюсь).
Перекусила в буфете - завтракала в 10, время полседьмого. Есть не хотелось, но надо было. Туалеты умилили: узкие кабинки с жестяными дверями - как двери в бункеры.
Первый звонок. Захожу в зал. Маленький, уютный, как и все в этом месте. Ряды не считала, но вряд ли больше десятка. Ну или полутора десятков.
Спектакль начался с небольшим опозданием: девушки на обслуживании очень просили надеть маски, отключить и убрать телефоны, ибо съемка запрещена. Блин, ну вот почему???
Увертюра началась при закрытом занавесе. А потом... Евгений Егоров - Иуда. Мой бог! Классный голос! Артистизм! Плюс внешность и харизма. Хотя, по моему скромному мнению, исполнить роль Христа ему бы более подошло. Но смотрю то, что имею.
Магдалина в роли Веры Зудиной - замечательно: голос есть, актерское мастерство. В паре с Христом (Иван Федоров) так и казалось, что между ними есть притяжение. Молодцы.
Каиафа (Константин Муранов) прекрасно сыграл патриота своей религии. В фильме 70-х годов получился какой-то мерзопакостный тип. А тут - вполне логичное обоснование его ненависти к выскочке.
Понтий Пилат (Олег ЛИцкевич) в другой постановке играл Христа (глянула на досуге). Тогда он меня не впечатлил - не его роль, как мне показалось. Тут - на своем месте. Забавная косичка умилила.
Симон Зелот (Николай Новопашин) - жестокий милитарист, в кожаном плаще, да и вообще в коже с ног до головы, тяжелых ботинках и в цепях. Афигеть! Нет, мне понравилось - люблю кожу, особенно, если она подходит к типажу. Тут - очень даже. Позабавило ,что в другой сцене тот же актер играл одного из священников. Хоть бы маску какую надел или гримом мазнул. Ну да ладно - издержки бюджета.
Непонятно почему, но партию Ирода пела женщина (Ольга Терехун). Ну вот совсем непонятно.
В целом я была довольна. Не в восторге, поскольку сейчас буду писать минусы. Но вполне довольна.
Итак, минусы. В плане актерства ничего не могу сказать: при спартанском минимализме актеры брали именно мастерством исполнения. Евгений Егоров захватил сразу: его мастерство пробрало меня настолько ,что после, вечером я до 5 утра лазала по ю-тубу, чтобы послушать его исполнение. Блин, палитра голоса - может брать высокие ноты не хуже Великого. Мастерство исполнения плюс молодость - замечательный артист. Иван Федоров поначалу как-то не произвел впечатления: ведь центральная фигура, как раз на нем и должно концентрироваться внимание. А тут - как-то скучно. Но потом либо я прониклась, либо актер разыгрался - вполне себе неплохо вышло. А вот что не понравилось, так это то ,что из всей пьесы были выкинуты дуэт Иуды и Христа по поводу отношения к Магдалине ("Я нахожу то странным несусветным, что подобный муж находит толк в особах ей под стать. Допустим ,можно видеть в ней забаву, но едва ль уместно ей себя касаться и лобзать..." - "Кто ты, чтоб ее клеймить так? Кто ты, чтоб ей язвить так? Не тронь ее - дай покой ей! Не тронь ее - Быть со мной ей!.."). Непонятна потом ария Магдалины по поводу "множества мужчин". Логическая неувязка.
Далее, не было хора торговцев Храма и изгнание из него их Христом (вот уж совсем ни к чему! ключевой сюжет!): "Просим дешево - налетай! Высшей марки приобретай! Превосходнейших вин испей! Покупай моих голубей!..." - "Мой храм был открыт, как дом молитвы, но превратился в притон ворья. Ве прочь!", а сразу пошел хор нищих. Но это ключевой сюжет не только в пьесе, но и в книжке сказок (библии). Было выкинуто отречение Петра (хотя в хоре на тайной вечере Христос об отречении Петра сам пел - зачем тогда, спрашивается?) и его дуэт с Марией Магдалиной ("Тебя видала где-то... Ну, еще бы! С тем задержанным ты был в саду - лицо я узнаю..." - "Сударыня, ошиблись - он никто мне, И не мог я быть с ним вместе там - клятву в том даю"... - "Знаешь ли ты, Петр, что ты сказал? Ведь он теперь пропал" - "Что было делать - мне ответь? Я сам мог погореть"...).
В фильме (не в пьесе) было либретто, которое мне нравилось ("Будет ли все вновь так"). В этой постановке его не было.
Евгений Егоров в роли защитника Христа (перед решеткой против Пилата) - отличная находка! А игра Егорова - блин, я в восторге!
Обычно в пьесах количество ударов плетьми придерживается указанного числа (39): постепенно нарастающая музыка приводит к агонии чувств и логическому вопросу Пилата - откуда ты? как тебе помочь? И ответу Христа: все предопределено, ты лишь орудие, и помочь не можешь. А тут - с десяток ударов - и все. Даже замечательная музыка не привела к пику эмоций. Просто хорошая музыка.
Либретто после самоубийства Иуды ("Суперстар": "Смотришь на тебя - и всякий раз невдомек: почему ты все бросаешь на самотек...") было в самом конце, после всего и на английском языке. Нет, я не спорю: английское исполнение после данного нелепого перевода на русский - лучше слушалось. Но зачем местами-то менять?
Не было совершенно соло Христа на кресте ("Боже, прости им - не ведают, что творят. Кто моя матерь? Где моя матерь? Боже, скажи - пошто меня бросил ты? Пить жажду... Пить жажду! Боже! Свершилось! Отче! В руки твои предаю дух мой!") - это же то, ради чего писалась пьеса! Но в постановке этого нет. Зато есть зачем-то эпизод с воскрешением, которого в пьесе не предусмотрено: Тим Райс и Эндрю Уэббер не переписывали библию. И у них о распятии речь вообще не шла. Однако: приход к телу Магдалины, оживший Христос, уходящий "за горизонт". Нет, это мне не понравилось. Хеппи энд должен быть там, где его прописали. А не просто потому, что его хотят поставить после трагичной пьесы.
Отдельно скажу, что соло Христа в Гефсиманском саду - неплохо, но Иван Федоров мог лучше. Как мне кажется. Или я придираюсь?
Короче, как я уже сказала, не было разочарования, было недовольство тем, что выкинуто половина пьесы. Но исполнение актеров порадовало: не ожидала, когда входила в этот театр, что мне понравится. Не в восторге, но - понравилось.
Теперь вот не знаю, чего ждать от Моссовета... Вроде, театр более профессиональный, но вытянут ли пьесу актеры? Нет ,я не говорю ,что они могут быть плохи. Просто я слишком придирчивый критик. Особенно по отношению к любимой рок-опере.
Выходила со странными чувствами. Какими - уже описала: довольна и возмущена. Довольна актерами и возмущена постановщиком. Отметилась в книге записей. Надеюсь, никого не обидела. Да, ненормальная, подпевающая под маской всю постановку - это я, Карина Василь. Пора домой.
Обратный путь занял гораздо больше времени: проторенная дорога плюс не останавливалась снимать пейзажи.
Добравшись до тоннеля, не стала переходить сразу - прошлась вдоль.
Пока шла - боялась заблудиться. Потому напугала девушку, которая шла в паре с молодым человеком, вопросом, как перейти на другую сторону? где тут мост? Естественно, ошарашенные (темень, народу никого - и тут я из-под руки выскакиваю: они ж высокие, а я гном), толком мне ничего не сказали. Пришлось положиться на интуицию: в карту не хотелось лезть - холодно, руки мерзли. Сработало: вышла к площади и подземному переходу. Сложила два и два - и по кишке протопала под всей площадью с бесчисленными поворотами и разными выходами. Мамадарагая! Да я без карты ориентируюсь лучше! Ибо вышла аккурат к месту, от которого до метро добралась без проблем: дорога знакомая с давних времен.
Домой. Часов в 11 вечера приехала. И атаковала Евгения Егорова своими восторгами. Надеюсь, за ненормальную фанатку меня не посчитал. Дал ссылку на свой канал. Засела смотреть. Замечательный исполнитель! Все свои восторги отписала под его видео. А их было немало! Потом уже стала сама искать со ссылками других авторов видео. До 5 утра (как говорила раньше) сидела! Блин, его исполнение вернуло мне новогоднее настроение! А я уже хотела в очередную предновогоднюю депрессию впасть... Слава богу, что есть такие исполнители! А его забавные дуэты с Петром Елфимовым - хорошее настроение мне на ночь было обеспечено. Особенно повеселил дуэт из трио рок-оперы "Собор Парижской богоматери". Нет, надо и на нее как-нибудь сходить... И на "Юнону и Авось", хотя исполнение с Караченцевым мне нравится больше (по ТВ видела). А может и на "Монте-Кристо" пойти? Ой, заносит меня... Проблемы надо решать по мере их поступления. А на очереди у меня - вторая постановка "Иисус Христос суперзвезда". А там посмотрим...