Найти тему

Травмвай на Красной!

Сложно представить, но по Красной площади сто лет назад ходил трамвай.

Трамвайную линию, огибающую площадь, и делающую петлю у ворот Спасской башни, открыли в 1909-м году, и сразу же начался скандал. Неравнодушные граждане, в числе которых был, к примеру, художник Виктор Васнецов и архитектор Федор Шехтель, активно протестовали.

Трамвай, с его столбами, проводами и вообще всей своей квадратной формой вагонов, по их мнению, разрушил архитектурный ансамбль площади и испортил вид на собор Василия Блаженного.

Об этом активисты начали писать в столицу, царь поручил решать московский трамвайный вопрос Столыпину. По поводу целесообразности трамвая на Красной площади в городской думе Москвы провели открытое голосование, на котором выяснилось, что народ – за трамвай. Именно на площади.

-2

Как оказалось, трамвай привез в центр пассажиров из отдаленных районов города и здорово оживил торговлю на всех прилежащих к площади улицах. Так что торговое сословие требовало оставить выгодный транспорт, простые жители города тоже хотели оставить дешевый удобный транспорт.

Решено было сохранить трамвай, но пойти при этом на уступки ценителям старины. Была убрана трамвайная разворотная петля, линию спрямили, и трамвай теперь не пересекал всю площадь по кругу, а проходил вдоль кремлевской стены.

-3

Так он не слишком раздражал своим вмешательством в архитектурный ансамбль, и при этом остался практически на своем месте.

На момент революции по Красной площади проходило четыре трамвайных маршрута. В связи с тем, что у стены решено было организовать захоронения видных большевиков (начиная с умершего в 1919-м Якова Свердлова), пути снова переложили – ближе к ГУМу.

-4

Соответственно и строительство мавзолея не затронуло трамвайных путей, хотя были споры, уместно ли громыхание общественного транспорта вблизи последнего пристанища вождей революции.

И только в 1930-м году трамвай решено было с Красной площади убирать – столбы и провода мешали парадам.

-5

Интересно, что изначальный проект организации общественного транспорта в Москве в начале 20-го века был еще более смелый, чем просто трамвай у самых стен Кремля. Предлагали провести линии скоростных электрических вагонов, построив для них эстакады – и одна из них должна была идти непосредственно по Красной площади.