Пенсионерку за долг в сельском магазине продавщица ругала на чём свет стоял. Денег рассчитаться у женщины не было. Слезами должница умывалась. Они и помогли рассчитаться. Добрая новогодняя история о том, что есть ещё сочувствующие люди на белом свете.
Чуть успокоившись, Галина вытерла со лба испарину и поправила колпак. Много сказала она слов старушке. Вспомнила все, что знала и слышала от своего мужа Лёньки. Крепкие словечки. А как же. Завтра инвентаризация, а почти четыре тысячи не хватает.
- Знала я, Клавдия, что ты подведёшь меня, а ведь как просила, как уверяла, что ещё пятнадцатого все деньги принесёшь. А сегодня тридцатое. Я же не у магазина брала, от себя, от детей своих отрывала. А ты! - продавец давила на жалость.
Но деньги деньгами, вложить придётся кровные, а где их взять, если новый год на носу и нужно подарки купить. Детям, близким родственникам, да мало ли ещё кому.
Галя надула губы и упёрлась руками о прилавок. Продавщица намеренно называла пожилую женщину только по имени, чтобы дать понять, что скидок на старость нет.
- Вот, Клавдия, до вечера тебе срок. А деньги вернуть надо!
- У вас тут прямо как в 90-е, уехал так было и вернулся, - услышав часть разговора, рассмеялся вошедший покупатель. - Мне, тёть Галь, конфет в коробке, только хороших, - мужчина, по внешнему виду которого было ясно, что приезжий (одет иначе), пересчитал что-то в уме и добавил, - пять коробок.
Клавдия Андреевна утирала платком слёзы, отойдя чуть поодаль.
- Семён ты что ли? - прищуриваясь удивилась продавщица.
- Я, тёть Галь!
- Ой, как вырос! Возмужал! В гости?
- В гости! Семью привёз погостить. Давно не были у родителей.
- Молодец! Вот тебе конфеты, выбирай.
Семён оплатил покупки, схватил пакеты и вышел на крыльцо.
"Хорошо! Снежок, погода новогодняя такая, душа праздника просит. Э-э-эх!"
Семён обогнал Клавдию Андреевну и, переходя улицу, заметил, что она плачет.
- Галина обидела?
- Ой, нет, что ты. Помогла. А я вот её подвела. Деньги вовремя не отдала.
- А что же не отдали?
Ещё во времена Семёновой босоногой юности в местном магазинчике была тетрадка. В неё должников записывали. Список вели в двух экземплярах, чтобы одна случайно не потерялась, бывали случаи: и горела и исчезала. Столько времени прошло, а тетрадь так и осталась.
- Дед заболел. Лекарство купила, уколы проставила, а в магазине брала продукты в долг. Отдавать уже надо, но деду не лучше, антибиотик сменили и по новой. Дорогое лекарство, - женщина качала головой.
- И помочь некому? А родственники.
- Одна дочь сама концы с концами еле сводит, дети малые. Вторая не показывается, даже не знаю, где живёт, наведывается, когда денег надо, - развела руками старушка, а слёзы не высыхали.
- Точно продукты брали? - ещё раз переспросил Семён, вглядываясь в опухшее лицо пожилой женщины.
- Вот те крест! - перекрестилась она.
Семён вернулся в магазин.
- Забыл чего или ещё конфет? - удивилась продавец, отоваривая покупателя.
- Тёть Галь, а вот ты эту старушку ругала, что до меня была. Что она брала то у тебя? Водку?
- Сёмочка, да ты же знаешь, понаберут всего и не платят, а у меня инвентаризация... Так... Клава... мука, сахар, дрожжи брала...
- Понятно. А должна сколько?
- Три тысячи шестьсот пятьдесят два рубля, - вела пальцем продавщица по тетрадному листу.
Семён достал бумажник и подал деньги. Даже два рубля из кармана достал.
- Без сдачи! Не вредная вы, тёть Галь.
- А то! Подожди. Ты чего, за неё долг отдаёшь?
- Да. Пусть деда лечит. Не такие это деньги, чтобы стариков в кабалу загонять. Я ещё заработаю, пару виски не возьму.
- Вот это ты молодец, Семён! Настоящий мужчина! - кричала вслед уже уходящему молодому человеку продавщица. - В наших краях теперь диковина...
- Всё, бабулечка, не плачьте больше, долг я ваш оплатил.
Клавдия Андреевна, ещё не преодолевшая весь путь обратно к магазину, остановилась и не верила тому, что слышала.
И вновь плакала, но теперь от счастья.
Такие поступки редкость в наше время, оттого вызывают интерес и особое внимание. А ведь это просто проявление помощи другому человеку, причём бескорыстное. Это и есть доброта и милосердие.
Кстати, Семён предложил другим односельчанам и знакомым скинуться и погасить долги тех, кто в этом нуждается, в качестве новогоднего подарка. И ведь часть долгов уже погасили, ещё немного осталось.