Широко распространен взгляд, согласно которому Церковь умаляет роль женщины в обществе, и настаивает на сохранении отжившего патриархального уклада. Подобные упреки в адрес Церкви звучат часто, но они несправедливы. Почему?
Первое. Именно в христианской традиции женщины с самого начала играли ту роль, которая в значительной степени уравнивала их с мужчинами. Апостол Павел говорил: «Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал. 3:27–28).
Второе. Наряду с учениками-мужчинами за Иисусом следовали ученицы-женщины, известные по именам (Лк. 8:1–3). В евангельских повествованиях женщинам отводится существенное место. Мы видим Иисуса беседующим с самарянкой (Ин. 4:7–26), с Марфой и Марией (Лк. 10:38–43; Ин. 11:20–32), с грешницей (Лк. 7:48), с женщиной, взятой в прелюбодеянии (Ин. 8:10–11), с кровоточивой (Мф. 9:20–22), с хананеянкой (Мф. 15:25–28), с Марией Магдалиной (Ин. 20:14–17) и другими женщинами (Мф. 28:9–10).
Третье. Образы женщин, следовавших за Иисусом, играют важную роль в повествованиях всех четырех евангелистов о страданиях и смерти Христа и о Его воскресении. В то время, как ученики-мужчины, когда Иисус был арестован, «оставив Его, бежали» (Мф. 26:56), женщины продолжали следовать за Ним. Они стояли у креста Иисуса (Мф. 27:55; Мк. 15:40–41), они рано утром в первый день недели пришли к Его гробу, чтобы помазать тело Его ароматами, и они же первыми удостоились увидеть Его воскресшим (Мф. 28:1–10; Мк. 16:9–11; Лк. 24:1–10; Ин. 20:1–18). Именно от женщин ученики-мужчины узнали о том, что Христос воскрес.
Четвертое. Все апостолы Христа были мужчинами, но, тем не менее, 02:16 в истории Церкви были женщины, прославленные как «равноапостольные», например, святая Мария Магдалина; святая Нина, просветительница Грузии; святая благоверная великая княгиня Ольга.
Пятое. Апостольское преемство иерархии на протяжении веков передавалось только по мужской линии, и является служением мужчин. Но это никоим образом не умаляет женщину. Речь идет не о разных правах, а о разных призваниях.
Шестое. Апостол Павел отмечает, что «дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех. Но каждому дается проявление Духа на пользу» (1 Кор. 12:4–7). Женское служение занимает свое особое место в числе служений, на которых основывается бытие тела Церкви. Женщина не может быть епископом или священником, но она может быть игуменьей монастыря, может руководить хором, быть профессором богословия, занимать другие важные должности, в том числе участвовать в церковном управлении.
Седьмое. В семье, по учению Церкви, у мужчины и женщины не разные права, а разные призвания. Только о женщине говорится, что она «спасется через чадородие» (1 Тим. 2:15). Рождение и воспитание детей — уникальное призвание женщины. Безусловно, в нем участвует и мужчины, однако на женщину здесь ложится особая ответственность. Только женщина может быть матерью, и это призвание в семье невозможно заменить ничем, тогда как у отца есть свое незаменимое призвание.
Восьмое. Об отношении Церкви к женщине можно судить по тому, как высоко ставит Церковь Божию Матерь. Пресвятая Богородица — Матерь Христа и Матерь Церкви. Она именуется «честнейшей Херувим и славнейшей без сравнения Серафим», то есть по Своей святости она стоит выше ангелов.
Девятое. В лице Божией Матери Церковь прославляет материнство —неотъемлемое достояние и преимущество женщины. Образ Матери с Младенцем на руках, нежно прильнувшим щекой к Ее щеке, —вот тот идеал, который Православная Церковь предлагает каждой христианке. Этот образ, в бесчисленном количестве вариантов присутствующий во всех православных храмах, обладает величайшей духовной притягательностью и нравственной силой. И до тех пор, пока Церковь существует, она будет напоминать женщине о ее главном призвании в земной жизни — материнстве и воспитании детей.
Десятое. Церковь призывает женщин заботиться не столько о внешней привлекательности, сколько о внутренней духовной красоте. Апостол Петр говорит, обращаясь к женщинам: «Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа» (1 Пет. 3:3–4). Такую внутреннюю духовную красоту являла Божия Матерь, а вслед за ней — многие святые женщины.
#вопросы православия #женщина в христианстве