Друзья, мы продолжаем разбирать с вами тему света в фотографии и это - вторая практическая статья, которая будет посвящена съемке со светом из окна. Мы уже разобрали базовые параметры света, поговорили о светотеневом рисунке и разобрались с характеристиками источников света. В первой практической статье мы рассмотрели съемку при солнечном свете в полдень и теперь самое время поговорить окна в качестве источника света.
Съемка со светом из окна - это одна из самых популярных схем освещения у фотографов и тому есть много причин. Свет от окна достаточно мягкий, равномерный и объемный, по своей сути окно напоминает большой софтбокс. Путем регулировки расстояния от окна до модели мы можем регулировать степень освещенности.
Следует сразу сказать о том, что говоря о свете из окна мы имеем в виду не прямой солнечный свет из окна, а рассеянный свет от неба и отраженный от объектов, которые находятся за окном. Иными словами говоря, для нас наиболее оптимальна ситуация, когда солнце вообще не светит в окно, то есть мы имеем либо пасмурную (облачную) погоду, либо солнце находится высоко в небе и прямые солнечные лучи в окна не попадают, либо мы снимаем у окна на теневой стороне здания. Если у нас солнце светит в окно прямо, то мы получаем источник жесткого света и работать с ним надо соответствующим образом, это несколько иная техника съемки.
Самая частая ошибка при съемке со светом из окна (если вы не снимаете силуэтный портрет, разумеется) - это съемка, когда фотограф стоит прямо напротив окна, а модель между ним и окном. Дело в том, что даже если у вас полнокадровая камера с современной матрицей, ее динамического диапазона не хватит, чтобы в одном кадре проработать модель и одновременно задний план. Поэтому при съемке прямо напротив окна вы получите либо выбитый задний план, либо недосвеченную модель. И то, и другое превратит вашу работу в типичный бытовой портрет. При этом задействовать обстановку за окном в определенных ситуациях можно, но это необходимо делать разумно.
Второй нюанс при работе со светом из окна касается настройки параметров экспозиции. Обычно матричный замер из-за перепадов в освещенности работает некорректно и лучше всего делать замер по модели. При съемке силуэтного портрета замер делается по светам.
Основные три момента, которые интересуют нас при съемке портрета со светом из окна: высота и размеры окна, расстояние от окна до модели и характеристики стен помещения, в котором происходит съемка. Разберем эти моменты подробнее.
Высота и размеры окна
Для определения высоты окна по отношению к модели в качестве отправной точки используют его середину. Наиболее оптимальным считается вариант, когда окно расположено на высоте 45 градусов по отношению к модели, что позволяет получить классическое портретное освещение. Вспомним классический рембрандтовский рисунок. Он был вызван тем, что живописей работал в помещениях, где имелось небольшое окно, находившееся достаточно высоко, в итоге свет на модели оставлял классический светотеневой рисунок.
Важно, что окно не должно быть слишком низким, так как в этом случае существует опасность получения некрасивой подсветки лица модели снизу. Если окно расположено низковато, то имеет смысл посадить модель на стул и снимать сидя.
Относительно размеров окна общее правило такое - чем больше, тем лучше. Световой поток от окна большого размера можно ограничить при помощи штор, а вот увеличить маленькое окно никак не получится.
Расстояние от окна до модели
Этот момент имеет исключительно важное значение для формирования светотеневого рисунка при при съемке со светом от окна. Чем ближе модель находится к окну, тем более выражен контраст (разность) между освещением модели и освещением заднего плана. При удалении модели вглубь помещения контраст между ней и задним планом начинает выравниваться и в какой-то момент они становятся одинаково освещенными.
Характеристики стен помещения
Имеет большое значение тон стен помещения (светлые или темные), а также их цвет. Светлые стены будут хорошо отражать свет и работать в качестве отражателей, смягчая светотеневой рисунок. Темные стены, наоборот, будут подчеркивать светотеневой рисунок. Если стены светлые, то их эффект можно нивелировать при помощи затенителей. Если стен темные, то смягчить светотеневой рисунок можно при помощи отражателей.
Касательно цвета стен нужно отметить, что они должны быть нейтрального оттенка (черный, белый или серый). В противном случае возможно появление цветных рефлексо на коже модели, что потребует дальнейшей коррекции цветового баланса в фотошопе или вообще может вас заставить переводить изображение в черно-белый вариант.
Ниже я приведу несколько примеров портретов со светом из окна с различными вариантами освещения.
Расскажите в комментариях, как вы снимаете со светом из окна.
Приглашаю вас в свой Телеграм-канал. Этот канал посвящён фотографии. Там вы сможете найти для себя много полезного: статьи, методики, техники обработки и все, что представляет интерес как для фотографов, так и для любителей фотографии.
Удачи вам и отличных фотографий!