Найти в Дзене
Фото-профи

Как снимать портрет со светом из окна?

Друзья, мы продолжаем разбирать с вами тему света в фотографии и это - вторая практическая статья, которая будет посвящена съемке со светом из окна. Мы уже разобрали базовые параметры света, поговорили о светотеневом рисунке и разобрались с характеристиками источников света. В первой практической статье мы рассмотрели съемку при солнечном свете в полдень и теперь самое время поговорить окна в качестве источника света. Съемка со светом из окна - это одна из самых популярных схем освещения у фотографов и тому есть много причин. Свет от окна достаточно мягкий, равномерный и объемный, по своей сути окно напоминает большой софтбокс. Путем регулировки расстояния от окна до модели мы можем регулировать степень освещенности. Следует сразу сказать о том, что говоря о свете из окна мы имеем в виду не прямой солнечный свет из окна, а рассеянный свет от неба и отраженный от объектов, которые находятся за окном. Иными словами говоря, для нас наиболее оптимальна ситуация, когда солнце вообще не све
Оглавление

Друзья, мы продолжаем разбирать с вами тему света в фотографии и это - вторая практическая статья, которая будет посвящена съемке со светом из окна. Мы уже разобрали базовые параметры света, поговорили о светотеневом рисунке и разобрались с характеристиками источников света. В первой практической статье мы рассмотрели съемку при солнечном свете в полдень и теперь самое время поговорить окна в качестве источника света.

Съемка со светом из окна - это одна из самых популярных схем освещения у фотографов и тому есть много причин. Свет от окна достаточно мягкий, равномерный и объемный, по своей сути окно напоминает большой софтбокс. Путем регулировки расстояния от окна до модели мы можем регулировать степень освещенности.

Следует сразу сказать о том, что говоря о свете из окна мы имеем в виду не прямой солнечный свет из окна, а рассеянный свет от неба и отраженный от объектов, которые находятся за окном. Иными словами говоря, для нас наиболее оптимальна ситуация, когда солнце вообще не светит в окно, то есть мы имеем либо пасмурную (облачную) погоду, либо солнце находится высоко в небе и прямые солнечные лучи в окна не попадают, либо мы снимаем у окна на теневой стороне здания. Если у нас солнце светит в окно прямо, то мы получаем источник жесткого света и работать с ним надо соответствующим образом, это несколько иная техника съемки.

Самая частая ошибка при съемке со светом из окна (если вы не снимаете силуэтный портрет, разумеется) - это съемка, когда фотограф стоит прямо напротив окна, а модель между ним и окном. Дело в том, что даже если у вас полнокадровая камера с современной матрицей, ее динамического диапазона не хватит, чтобы в одном кадре проработать модель и одновременно задний план. Поэтому при съемке прямо напротив окна вы получите либо выбитый задний план, либо недосвеченную модель. И то, и другое превратит вашу работу в типичный бытовой портрет. При этом задействовать обстановку за окном в определенных ситуациях можно, но это необходимо делать разумно.

Второй нюанс при работе со светом из окна касается настройки параметров экспозиции. Обычно матричный замер из-за перепадов в освещенности работает некорректно и лучше всего делать замер по модели. При съемке силуэтного портрета замер делается по светам.

Основные три момента, которые интересуют нас при съемке портрета со светом из окна: высота и размеры окна, расстояние от окна до модели и характеристики стен помещения, в котором происходит съемка. Разберем эти моменты подробнее.

Высота и размеры окна

Для определения высоты окна по отношению к модели в качестве отправной точки используют его середину. Наиболее оптимальным считается вариант, когда окно расположено на высоте 45 градусов по отношению к модели, что позволяет получить классическое портретное освещение. Вспомним классический рембрандтовский рисунок. Он был вызван тем, что живописей работал в помещениях, где имелось небольшое окно, находившееся достаточно высоко, в итоге свет на модели оставлял классический светотеневой рисунок.

Классическое рембрандтовское освещение: хорошо освещенная одна сторона лица со светлым треугольником под глазом на противоположной стороне. Такое освещение хорошо передает объем лица в портрете.
Классическое рембрандтовское освещение: хорошо освещенная одна сторона лица со светлым треугольником под глазом на противоположной стороне. Такое освещение хорошо передает объем лица в портрете.

Важно, что окно не должно быть слишком низким, так как в этом случае существует опасность получения некрасивой подсветки лица модели снизу. Если окно расположено низковато, то имеет смысл посадить модель на стул и снимать сидя.

Относительно размеров окна общее правило такое - чем больше, тем лучше. Световой поток от окна большого размера можно ограничить при помощи штор, а вот увеличить маленькое окно никак не получится.

Расстояние от окна до модели

Этот момент имеет исключительно важное значение для формирования светотеневого рисунка при при съемке со светом от окна. Чем ближе модель находится к окну, тем более выражен контраст (разность) между освещением модели и освещением заднего плана. При удалении модели вглубь помещения контраст между ней и задним планом начинает выравниваться и в какой-то момент они становятся одинаково освещенными.

Характеристики стен помещения

Имеет большое значение тон стен помещения (светлые или темные), а также их цвет. Светлые стены будут хорошо отражать свет и работать в качестве отражателей, смягчая светотеневой рисунок. Темные стены, наоборот, будут подчеркивать светотеневой рисунок. Если стены светлые, то их эффект можно нивелировать при помощи затенителей. Если стен темные, то смягчить светотеневой рисунок можно при помощи отражателей.

Касательно цвета стен нужно отметить, что они должны быть нейтрального оттенка (черный, белый или серый). В противном случае возможно появление цветных рефлексо на коже модели, что потребует дальнейшей коррекции цветового баланса в фотошопе или вообще может вас заставить переводить изображение в черно-белый вариант.

Ниже я приведу несколько примеров портретов со светом из окна с различными вариантами освещения.

Классическое портретное освещение при съемке со светом из окна. Лицо модели повернуто в сторону окна на 45 градусов, что позволяет получить хороший объемный свет.
Классическое портретное освещение при съемке со светом из окна. Лицо модели повернуто в сторону окна на 45 градусов, что позволяет получить хороший объемный свет.
Силуэтный портрет. Экспозиция настраивалась по светам с небольшой коррекцией в плюс.
Силуэтный портрет. Экспозиция настраивалась по светам с небольшой коррекцией в плюс.
Портрет со светом из окна с захватом небольшой части обстановки за окном в соответствии с сюжетом
Портрет со светом из окна с захватом небольшой части обстановки за окном в соответствии с сюжетом
Боковой свет из окна в небольшом помещении со светлыми стенами, что обеспечило хорошую подсветку теней, но в то же врем свет получился достаточно объемным
Боковой свет из окна в небольшом помещении со светлыми стенами, что обеспечило хорошую подсветку теней, но в то же врем свет получился достаточно объемным
При съемке с боковым светом из окна крайне важно контролировать освещенность того глаза модели, который находится в тени. Как только в нем пропадает блик, необходимо скорректировать освещение, так как темный глаз будет смотреться безжизненно. На данном снимке мы видим блики в обеих глазах модели, соответственно, освещение выстроено правильно.
При съемке с боковым светом из окна крайне важно контролировать освещенность того глаза модели, который находится в тени. Как только в нем пропадает блик, необходимо скорректировать освещение, так как темный глаз будет смотреться безжизненно. На данном снимке мы видим блики в обеих глазах модели, соответственно, освещение выстроено правильно.
Портрет с фронтальным светом из окна, что легко определяется по светотеневому рисунку. Съемка проводилась в обычной квартире, соответственно, окно было расположено достаточно низко, поэтому модели сидят.
Портрет с фронтальным светом из окна, что легко определяется по светотеневому рисунку. Съемка проводилась в обычной квартире, соответственно, окно было расположено достаточно низко, поэтому модели сидят.
На данном снимке использовалось освещение модели из двух окон: сбоку и сверху под углом в 45 градусов. Совместно со светлыми стенами это позволило получить практически бестеневой рисунок. Такое освещение хорошо использовать при съемке в технике "высокий ключ".
На данном снимке использовалось освещение модели из двух окон: сбоку и сверху под углом в 45 градусов. Совместно со светлыми стенами это позволило получить практически бестеневой рисунок. Такое освещение хорошо использовать при съемке в технике "высокий ключ".

Расскажите в комментариях, как вы снимаете со светом из окна.

Приглашаю вас в свой Телеграм-канал. Этот канал посвящён фотографии. Там вы сможете найти для себя много полезного: статьи, методики, техники обработки и все, что представляет интерес как для фотографов, так и для любителей фотографии.

Удачи вам и отличных фотографий!