Найти тему
33,9K подписчиков

Дорога в никуда. Иду по неизвестной заброшенной железнодорожной ветке в горы Забайкалья

54K прочитали

Эксклюзивный фоторассказ о Чинейской железной дороге - удивительной и неизвестной технической достопримечательности России из пешего похода по ней.

Новая Чара - Чина - 70-километровая тупиковая ветка, отходящая от одной из станций западного БАМа. Вечная мерзлота, сейсмическая опасность, труднодоступное высокогорье - какие условия могут быть хуже для масштабного строительства?

Однако колоссальный объём работ был в приемлемые сроки проделан в не самые простые 90-е годы, но, похоже, что всё было зря... Дорога на Чину принесла стране лишь многомиллиардные убытки. Теперь это очередной памятник борьбы человека и природы, в которой побеждает последняя.

Эксклюзивный фоторассказ о Чинейской железной дороге - удивительной и неизвестной технической достопримечательности России из пешего похода по ней.

Всю ветку я прошёл пешком. Полюбуйтесь вместе с автором красотой горных вершин, удивитесь силе человека, проделавшего столь серьёзную работу и поразитесь постапокалиптичной атмосферой этого неординарного места. Ну и, конечно, в тексте найдётся место техническим и документальным сведениям, которые я скрупулёзно собрал на месте и выудил из сети.

Эксклюзивный фоторассказ о Чинейской железной дороге - удивительной и неизвестной технической достопримечательности России из пешего похода по ней.-2

В середине сентября мы оказались в северном Забайкалье. Изолированный Каларский район уже готовится к затяжной зиме, а я готовлюсь к как минимум двухдневному пешему переходу в то место, где она уже наступила. К высокогорной станции Чина, куда поезда не ходили уже без малого 20 лет. Что меня ждёт - неизвестно, ведь, кажется я первый человек, который намеревается совершить данную авантюру.

Время для похода не совсем удачное. Даже здесь, в долине, сейчас +5 днём и лёгкий мороз ночью, а что будет на высоте 2000 метров? Впрочем на следующие пару дней прогноз погоды для райцентра Новая Чара вполне благоприятный, тем не менее в горах ситуация может значительно отличаться...

Отступать некуда. Вечно красный светофор перед стрелкой на южное ответвление безучастно светит в спину, а я уныло бреду по мокрым шпалам в сторону хребта Удокан. Переночую у первой речки, а с утра по солнцу (ведь оно будет?) уже начну движение.

Эксклюзивный фоторассказ о Чинейской железной дороге - удивительной и неизвестной технической достопримечательности России из пешего похода по ней.-3

Ночь прошла на удивление замечательно, просыпаюсь поздно. Быстро собираюсь, завтракая на ходу. Надо стараться двигаться как можно быстрее. Зима близко. На днях ударят морозы.

Эксклюзивный фоторассказ о Чинейской железной дороге - удивительной и неизвестной технической достопримечательности России из пешего похода по ней.-4

С утра действительно распогодилось. От вчерашних туч остались лишь рваные ошмётки. Они стремительно уносятся на восток, чуть не цепляя макушки деревьев.

Облака низкие, потому что Чарская долина находится на высоте где-то 600 метров над уровнем моря.

Эксклюзивный фоторассказ о Чинейской железной дороге - удивительной и неизвестной технической достопримечательности России из пешего похода по ней.-5

Куда ведёт эта ветка? Железная дорога Новая Чара - Чина проложена к уникальному полиметаллическому месторождению.

Чинейское месторождение является одним из крупнейших в мире месторождений титано-магнетитовых и полиметаллических руд. По запасам многих элементов Чинейское месторождение – крупнейшее в России, а по некоторым ресурсам, например ванадия – крупнейшее в мире! Кроме того, руды Чинея имеют весьма большой процент содержания металлов, что делает место ещё более перспективным для добычи полезных ископаемых.

Эксклюзивный фоторассказ о Чинейской железной дороге - удивительной и неизвестной технической достопримечательности России из пешего похода по ней.-6

Почему ветка в таком состоянии? Дело в том, что полноценная разработка Чинейского участка так и не началась. Железная дорога оказалась построена парадоксально в никуда.

Моё мнение: министерство путей сообщения (современное РЖД) попросту хотело поделить шкуру ещё не пойманного зверя. Результат налицо. "Убыточный актив" РЖД не нужен - его функционирование не поддерживается от слова совсем.

Эксклюзивный фоторассказ о Чинейской железной дороге - удивительной и неизвестной технической достопримечательности России из пешего похода по ней.-7

Что мы видим сейчас: десятки километров деформированных рельсов, добрую сотню разрушающихся инженерных сооружений, разгромленные станции и разъезды.

На карте в конце ЖД обозначен брошенный посёлок Чина, до туда я и планирую добраться завтра, послезавтра.

Эксклюзивный фоторассказ о Чинейской железной дороге - удивительной и неизвестной технической достопримечательности России из пешего похода по ней.-8

Поход породил целую гамму эмоций. Главные из них удивление и восхищение.

Эксклюзивный фоторассказ о Чинейской железной дороге - удивительной и неизвестной технической достопримечательности России из пешего похода по ней.-9

Удивление вызывают даже не увиденные постапокалиптичные картины, а огромного масштаба затраты сил и средств при отрицательном результате! Восхищения заслуживает безудержная стихия, которая быстро доказала, кто здесь настоящих хозяин.

Эксклюзивный фоторассказ о Чинейской железной дороге - удивительной и неизвестной технической достопримечательности России из пешего похода по ней.-10

Ну а ещё конечно восхититься можно прекрасной забайкальской природой. В первой половине пути с востока будет простираться высокий хребет Кодар с вечными снегами на вершинах.

Эксклюзивный фоторассказ о Чинейской железной дороге - удивительной и неизвестной технической достопримечательности России из пешего похода по ней.-11

Самая высокая носит символичное название БАМ, сейчас она скрыта за слоем облаков. Настоящий БАМ также был бы виден, если бы не лиственничная тайга.

Эксклюзивный фоторассказ о Чинейской железной дороге - удивительной и неизвестной технической достопримечательности России из пешего похода по ней.-12

По самим путям пока идти не нужно - вдоль железнодорожной трассы проложен автодублёр. Может показаться, что дорога проходима для любых типов транспортных средств, однако это не так. Бывает встречаются препятствия, по типу размытых участков, которые может преодолеть только подготовленная внедорожная техника.

Эксклюзивный фоторассказ о Чинейской железной дороге - удивительной и неизвестной технической достопримечательности России из пешего похода по ней.-13

По дороге идётся неплохо. Только иногда выхожу на насыпь, чтобы снять очередной кадр, показавшийся интересным.

Эксклюзивный фоторассказ о Чинейской железной дороге - удивительной и неизвестной технической достопримечательности России из пешего похода по ней.-14

Ещё можно сойти в лес, чтобы подкрепиться лесными дарами. Голубика и брусника - главные ягоды Чарской долины. И то, и то крупное почти как виноград.

Эксклюзивный фоторассказ о Чинейской железной дороге - удивительной и неизвестной технической достопримечательности России из пешего похода по ней.-15

Изредка облака разносит, и Кодар предстаёт в полной красе.

Эксклюзивный фоторассказ о Чинейской железной дороге - удивительной и неизвестной технической достопримечательности России из пешего похода по ней.-16

На ветке имеется множество инженерных сооружений. Здесь, в долине их не очень много - в основном мосты через небольшие реки. Ничего особенного они не представляют, но безусловно вносят разнообразие в местность.

Эксклюзивный фоторассказ о Чинейской железной дороге - удивительной и неизвестной технической достопримечательности России из пешего похода по ней.-17

В такую погоду и с подобным антуражем идти очень приятно, главное не забывать время от времени восстанавливать силы.

Эксклюзивный фоторассказ о Чинейской железной дороге - удивительной и неизвестной технической достопримечательности России из пешего похода по ней.-18
Километровый столбик.
Километровый столбик.

Дорога петляет, подчиняясь руке проектировщика, ну и я вместе с ней.

Чем выше поднимаюсь, тем желтее деревья и чище реки. Как и всюду на периферии вода в них питьевая.

Эксклюзивный фоторассказ о Чинейской железной дороге - удивительной и неизвестной технической достопримечательности России из пешего похода по ней.-21

Вдоль ЖД идёт линия связи и электропередач. Железная дорога выполнена капитально. Видно, что она строилась не как временная ветка.

Эксклюзивный фоторассказ о Чинейской железной дороге - удивительной и неизвестной технической достопримечательности России из пешего похода по ней.-22

Виды становятся всё более живописными.

Эксклюзивный фоторассказ о Чинейской железной дороге - удивительной и неизвестной технической достопримечательности России из пешего похода по ней.-23

Если на первых километрах полотно более-менее ремонтопригодно, то, поднимаясь выше, мы видим более удручающую картину. Вот несколько десятков метров размыло весенним потоком с гор.

Если присмотреться, видно, что идёт снег.
Если присмотреться, видно, что идёт снег.

А вот существенные просадки полотна из-за оттаивания вечной мерзлоты. Деформация рельсов к тому же происходит из-за больших колебаний температур.

Так выглядел бы весь БАМ и многие другие стальные магистрали России, если бы за ним на несколько лет перестали следить.

Эксклюзивный фоторассказ о Чинейской железной дороге - удивительной и неизвестной технической достопримечательности России из пешего похода по ней.-25

Последний на сегодняшний день кадр Кодара вышел самым удачным.

Эксклюзивный фоторассказ о Чинейской железной дороге - удивительной и неизвестной технической достопримечательности России из пешего похода по ней.-26

А спереди приближается Удоканский хребет. Именно туда лежит мой и железнодорожный путь.

С сомнением поглядываю на заснеженные вершины.

Эксклюзивный фоторассказ о Чинейской железной дороге - удивительной и неизвестной технической достопримечательности России из пешего похода по ней.-27

Первый раздельный пункт - разъезд 26 километр. Три пути. Что удивляет - здесь были автоматические стрелки! Стояли светофоры. Сейчас всё разгромлено. Часть имущества вероятно вывезли сами железнодорожники. Несколько фото в галерее ниже.

На здании "вокзала" сохраняется раритетная табличка. По надписи на ней можно узнать, что наша ветка совершенно точно входит в систему путей общего пользования (РЖД), а не очередной частный проект.

Эксклюзивный фоторассказ о Чинейской железной дороге - удивительной и неизвестной технической достопримечательности России из пешего похода по ней.-29

Отдохнув иду дальше. До заката думаю сделать ещё километров 10.

Эксклюзивный фоторассказ о Чинейской железной дороге - удивительной и неизвестной технической достопримечательности России из пешего похода по ней.-30

Весь день я ждал, что кто-нибудь поедет по автодублёру. Изначально чинейский "план" был построен таким образом, чтобы сделать поход только в одну сторону. Были основания полагать, что здесь есть хоть какое-то движение, а значит возможность уехать на попутном транспорте и не ходить туда обратно, чего следует избегать.

Но кажется я слишком переоценил возможности этого места. Уже вечереет, надо набирать воду и искать место для ночлега, может быть завтра удача улыбнётся?

Было настроился на костёр, палатку и отдых, но вот уже в сумерках слышится рокот дизеля. Кто-то едет?! Что делать?

Нет. Нельзя упускать такой шанс. Ведь это может быть первая и последняя попутка на пути. Мужики отправились на промысел до самого конца, вот же повезло! Загружаюсь в открытый кузов Камаза. Поехали.

Эксклюзивный фоторассказ о Чинейской железной дороге - удивительной и неизвестной технической достопримечательности России из пешего похода по ней.-31

Я ещё не знаю, что через несколько часов попаду в настоящую зиму. А судя по антуражу в ядерную зиму :)

Эксклюзивный фоторассказ о Чинейской железной дороге - удивительной и неизвестной технической достопримечательности России из пешего похода по ней.-32

Продолжение в следующей части: