Многие водители проверяют зарядку аккумулятора на автомобиле, следующим способом, снимают клемму с аккумулятора на работающем двигателе, если он не заглох значит генератор работает. Во многих книгах по ремонту, написано что такой способ проверки приводит к тому, что после снятия клеммы с акб напряжение в бортовой сети автомобиля сильно подскакивает. Это перенапряжение может повредить потребители электроэнергии, которые в данный момент включены, особенно может пострадать электроника, которая установлена на авто, например контроллер управления двигателем.
В этой статье будет наглядно показано, что происходит с напряжением при снятой клемме.
Когда то я уже проводил подобный эксперимент, над карбюраторным авто ваз 2107, статья есть на канале. На этом автомобиле сложной электроники нет, поэтому больших проблем быть не должно. Но был случай, когда после проверки зарядки таким способом на авто сгорали все лампы. Перед тем как снять клемму, были включены фары и габариты, в момент снятия клеммы с акб все лампы ярко вспыхнули и сгорели, это произошло из-за перенапряжения.
Еще случай на инжекторном авто, после снятия клеммы двигатель заглох и больше не завелся, потом выяснилось, что был поврежден контроллер.
Но многие таким способом проверяют зарядку и в большинстве случаев ни чего не происходит, как говорится проносит.
Теперь расскажу об эксперименте, который был проведен над инжекторным авто ваз 2115.
К клеммам аккумулятора был подключен осциллограф, только с помощью него мощно посмотреть, что происходит с напряжением.
Двигатель работает на холостом ходу, аккумулятор подключен. Осциллограмма напряжения.
Вот эта ровная линия и есть напряжение оно находится на уровне 14 вольт.
Теперь снимаю клемму с акб.
Напряжение стало колебаться, но больших скачков, которые могли бы повредить электронику, на осциллограмме нет. Напряжение поднимается максимум до 15 вольт, это не опасно, для электрооборудования.
Из этих двух осциллограмм видно, что когда акб подключен к бортовой сети, то он на себе гасит все колебания напряжения, поэтому оно ровное. То есть акб работает как конденсатор.
Теперь самое интересное. Момент снятия клеммы.
Это момент на осциллограмме, когда контакт зажима с отрицательным выводом акб пропадал. Напряжение подскочило до 24 вольт. Для электроники, которая рассчитана на напряжение питания 12 вольт это много.
Можно сделать вывод, что опасен именно момент снятия клеммы, мгновенно разорвать контакт зажима с выводом акб мы не может, происходит искрение, поэтому прыгает напряжение генератора.
Если есть необходимость снять клемму, то перед тем как это сделать рекомендуется включить фары и печку, для того, что бы нагрузить генератор. Вот это момент снятия клеммы с включенными нагрузками.
Как видно это не помогло, те же 24 вольта. Значит это миф.
В моем случае, ни чего не произошло, двигатель не заглох, но такое перенапряжение опасно, для электроники, лучше не рисковать. Проверять зарядку нужно с помощью мультиметра, здесь все просто, если на работающем двигателе напряжение на клеммах акб поднимается до 14 вольт +-, то значит генератор работает.
Если вам было полезно, ставьте лайк и подписывайтесь на канал.
Можете еще прочитать: Я не пользуюсь зарядным устройством. Делюсь копеечным способом, как улучшить зарядку акб на автомобиле