Найти тему
В поисках красоты

🌺5 маленьких шедевров Ар Деко из коллекции одного испанского музея.

Оглавление

В испанском городе Саламанка находится один из самых интересных музеев – Casa Lis, известный как Музей Ар Нуво и Ар Деко. Расположившаяся в атмосферном особняке конца 19 века с роскошными витражами, его коллекция состоит из множества экспонатов, посвященных двум самым ярким, эксцентричным и узнаваемым стилям конца 19 – первой половины 20 века. Вот только он совсем не спешит делиться своими сокровищами с виртуальным миром…

Когда-то этот музей числился в первой десятке объектов, которые я очень хотела бы посетить в будущем, и, естественно, когда речь зашла о европейских музейных коллекциях, доступных для изучения в сети интернет, я не устояла. Вот только меня ожидало разочарование: после музея Гамбурга и Лилля количество тех экспонатов, которые представлены на официальном сайте испанского музея, просто мизерное…

Что очень грустно, учитывая, что в музее находится 19 коллекций, относящихся к разным направлениям декоративного искусства Модерна и Ар Деко, в том числе и ювелирные украшения, и, конечно, мой любимый Рене Лалик.

Но увидеть хотя бы их фотографии не получится, единственное, что более менее представлено на сайте – пара десятков миниатюрных скульптур эпохи Ар Деко (всего в музее их 122), выполненных в популярной тогда хрисоэлефантийной технике, и несколько стеклянных шедевров Эмиля Галле, как иллюстрация многоликого и прекрасного модерна.

Лампа, Э.Галле и Л.Мажорель, из экспонатов музея Ар Нуво и Ар Деко
Лампа, Э.Галле и Л.Мажорель, из экспонатов музея Ар Нуво и Ар Деко

Гений Галле – уникален и о нем я расскажу как-нибудь в отдельной главе, а вот маленькие шедевры Ар Деко – явление более редкое, почти исключительное для музейных коллекций. О них мы здесь и поговорим.

Экспонат № 1: «Вершина», Отто Пёртцель, 1925 г.

В чем суть хрисоэлифантийной техники, и почему маленькие скульптуры, выполненные в ней, стали особенно популярны именно в эпоху Ар Деко, я уже писала подробно в другой статье. Самое главное, что отмечает большинство авторов, это то, что стройные изящные фигурки лучше всего отражали легкость и динамизм эпохи, ее стремительность и энергетику.

«Вершина», Отто Пёртцель, 1925 г.
«Вершина», Отто Пёртцель, 1925 г.

Не случайно, что большинство из них чаще всего изображены в моменте движения. Пусть даже это весьма упрощенное изображение, как в творчестве немецких мастеров, но оно все равно ощущается в едва намеченных линиях на одежде веселой танцовщицы, форме ее скромного платья, больше похожего на радостный волчок, который замер словно на фотографии или по волшебству…

«Вершина», Отто Пёртцель, 1925 г., фрагмент
«Вершина», Отто Пёртцель, 1925 г., фрагмент

Да, наверное, в этой маленькой фигурке нет изящных деталей или сложных элементов, но зато ничто не отвлекает внимание от легкости и естественности движения, пластики и мягкости линий…

Экспонат № 2. «Танец ножей», Отто Хофман, ок. 1920г.

Это уже более сложное и интересное произведение: здесь появляются цвета и детали. Мы уже можем наблюдать мельчайшие складочки одежды, мелкие украшения костюма, весьма вольно имитирующего восточные мотивы. Но главное, что опять обращает на себя внимание – движение.

Снова кто-то остановил стремительное мгновение, легкий порыв, всего лишь один поворот в сложном танце. Снова мы видим попытку ухватить динамику жизни, отразить ее легкость, гармонию и изменчивую красоту, которая открывается по-новому каждый раз всего в одном маленьком миге.

«Танец ножей», Отто Хофман, ок. 1920г.
«Танец ножей», Отто Хофман, ок. 1920г.

Наверное, художники Ар Деко были просто очарованы той силой и энергией, которая наполняла повседневную жизнь в те годы, ведь это было время невиданных технических достижений: самолеты, автомобили, радио – все это впервые стало обыденностью, и все это резко ускорило ход человеческой жизни.

Стремясь угнаться за рвущимся вперед миром, художники находили разные пути, но самым красочным и показательным стало, конечно, искусство танца. Здесь можно было воплотить не только дух времени и порожденное им чувство безграничной свободы, но и его эстетику.

Экспонат № 3: «Танцовщица из Фив», Клэр Колине, 1930 г.

Как видно в большинстве шедевров знаменитого французского скульптора бельгийского происхождения той поры – Клэр Колине, - одним из самых ярких элементов этой эстетики было увлечение ориентализмом.

Восточные мотивы, часто в виде широко разрекламированных клише, казалось, наделяли декоративность чувственностью и ощущением таинственности, мистицизмом, - в такой атмосфере казалась возможной любая фантазия…А еще, восточная экзотика позволяла наполнить жизнь роскошью и блеском, сделать ее ярче и красочнее…

 «Танцовщица из Фив», Клэр Колине, 1930 г.
«Танцовщица из Фив», Клэр Колине, 1930 г.

Не случайно, что в танцах в это время также отдается предпочтение постановкам с акцентом на восточные сюжеты. В итоге, получалось нечто совершенное новое, уникальное – волнующий танец, наполненный пластикой новых, свободных движений, стремительностью и динамизмом новой эпохи, а также – яркими красками, блеском и сложной эстетикой невероятно чувственных восточных костюмов и декораций…

Естественно, что само по себе это явление очень быстро превратилось в отдельный источник вдохновения для художников Ар Деко и, на мой взгляд, одним из самых удачных попыток его воплощения были именно изящные фигурки из бронзы и слоновой кости.

Экспонат № 4: «Радха», Поль Филипп, 1913 г.

Самыми красивыми, как мне кажется, являются миниатюрные танцовщицы французских художников. В них чувствуется внимание к деталям, тонкость и почти ювелирная точность.

«Радха», Поль Филипп, 1913 г.
«Радха», Поль Филипп, 1913 г.

Например, маленькие танцовщицы, которых создал Поль Филипп. Здесь магия движения воплощается не только в жестах и движениях женщин, но и в каждом изгибе, каждой складочке их наряда. Иногда, кажется, что это и не бронза вовсе, а легкий шелк, по мановению волшебной палочки застывший лишь на мгновение…

Экспонат № 5: «Русская танцовщица», Поль Филипп, 1913 г.

К сожалению, многие критики часто говорят о том, что поиск мгновения, восхищение его легкой, эфемерной, почти неуловимой красотой – главная составляющая творчества художников Ар Деко. И что больше в нем ничего нет: ни чувств, ни эмоций, - лишь слепое подражание существующей реальности, попытка запечатлеть ее, отразить ее нравы и вкусы, - оно было исключительно декоративным…

«Русская танцовщица», Поль Филипп, 1913 г.
«Русская танцовщица», Поль Филипп, 1913 г.

Я не искусствовед и не могу оспорить подобное утверждение, но, как мне кажется, само понятие искусства в равной степени не отделимо как от мира красоты, так и от мира чувств и эмоций.

Да, возможно в маленьких фигурках сложно увидеть за пластикой движения какие-то более сильные чувства или скрытые символы. Но разве сами по себе они не воплощают самое главное движущее свойство человеческой природы, самое сильное чувство – стремление к свободе?

А желание максимально точно запечатлеть мгновения стремительного мира, красоту легкого и свободного танца, его яркую и проходящую красоту – что это если не попытка как-то воплотить те эмоции, те волнующие чувства, которые он пробуждает в глубине человеческой души?

«Русская танцовщица», Поль Филипп, 1913 г., фрагмент
«Русская танцовщица», Поль Филипп, 1913 г., фрагмент

Да эти чувства порой очень сложно идентифицировать, и однозначно определить – слишком много в них противоречий и оттенков. Ведь в танце столько всего: энергия и пластика движений человеческого тела, красочная и яркая эстетика декораций и роскошных костюмов, сложная игра символов и литературных сюжетов и, конечно, волнующая магия величайшего из искусств – музыки…

Художники Ар Деко попытались воплотить все это по-своему, так как это было доступно им. Получилось тоже нечто своеобразное и интересное – мир изящных фигурок, наполненный волшебством и легкостью движения, застывшего вне времени…

К сожалению, декоративность Ар Деко предопределила судьбу многих подобных маленьких шедевров, равно как и катастрофа, положившая конец этому роскошному и эксцентричному стилю. После второй мировой войны мир надолго забыл об эстетике и маленьких, изящных деталях – было попросту не до них. В результате многие из них были уничтожены или потеряны.

Сейчас основная часть подобных экспонатов находится в частных коллекциях и здорово, что иногда они становятся доступными для обычной публики. Одним из таких музеев, созданных на основе коллекции испанского антиквара и коллекционера Мануэля Рамоса Андрадэ (1944-1998) и является Casa Lis. Еще один функционирует в Москве с 2014 года – удачная возможность прикоснуться к маленьким шедеврам далекой эпохи в условиях ограничений, связанных с пандемией…

🌺Если Вам нравится изучать красоту во всех ее проявлениях, вы можете подписаться на мой канал🌺

Статьи канала о музеях:

7 интересных экспонатов из коллекции Гамбургского музея;

4 исключительных экспоната из коллекции Дворца изящных искусств в Лилле;

Статьи канала об искусстве Ар Деко:

Ар Деко в Эрмитаже - почему это стоит увидеть;

Таинственный Эрте: магия Ар Деко в Санкт-Петербурге;