Спустя десять лет возобновлено расследование в отношении компании Conforama. Начальство уличили в составлении базы данных нелояльных сотрудников. Иными словами - профсоюзных активистов.
После этой скандальной истории прошло уже десять лет. И вдруг суд общей юрисдикции города Мо возобновил расследование в отношении сети магазинов мебели. Руководство компании настаивает, что произошедший случай был исключением их правил.
Список «волков» и «овец»
Представьте себе, что вы занимаете руководящую должность в магазине по продаже мебели и декора. Некоторые из ваших работников создают вам проблемы. Одни – «исправные служащие». Ну а другие, наоборот, слишком «требовательны». Вот как раз последними «нужно присматривать». Для этого вы регистрируете их в специальной таблице. Затем выделяете их характерным цветом и делитесь этой картотекой со своим начальством.
Такой сценарий вовсе не является началом рассказа — антиутопии. Это реальность, с которой столкнулись работники магазина Conforama в коммуне Лерс на севере Франции. Но суд общей юрисдикции города Мо лишь недавно смахнул пыль со старого дела.
Следователь решил возобновить судебное разбирательство в отношении магазина. Компания обвиняется в сокрытии информации от Национальной комиссии по обработке данных и гражданским свободам (CNIL). Данные собирались без согласия фигурировавших в двух электронных документах лиц. Всё это можно расценить ещё и как злоупотребление служебными обязанностями.
Профсоюзная деятельность – признак неблагонадежности
«Сказать по правде, мы удивились, когда генеральный директор Conforama объявил нам эту новость. Девять лет спустя после подачи иска мы уже не думали, что начнётся хоть какое-то разбирательство»,
– радуется профсоюзный делегат центрального отделения FO («Рабочая сила») Жак Моссе-Бьяджини. Кстати, сейчас этот магазин закрыт из-за массовых сокращений в 2019 году.
Началось всё с того, что в руки сотрудников магазина случайно попал интересный документ. Дело в том, что его забыли в копировальной машине. Документ содержал таблицу, в которой работники были поделены на различные категории. Одним присваивался статус «исполнительных». А другие, напротив, классифицировались как те, в отношении которых надо было «принимать меры». Были даже работники, рядом с фамилиями которых стояла отметка «сократить».
«Те, кто давно работал в этом магазине и определялись в этом списке как “нелояльные”, говорили мне, что их карьера не складывалась»,
– отмечает Жак Моссе-Бьяджини. Обнаружение этого документа в филиале сети, считавшегося «оплотом» профсоюза коммерческого предприятия, – не случайность. Именно профсоюзная деятельность вызывала особенные претензии со стороны руководства .
Но адвокат Conforama Бенжамен Грюндлер настаивает на том, что «профсоюзная дискриминация не вменялась в вину».
«Вам показалось»
Когда была обнаружена эта база данных работников, руководство Conforama поспешило уверить коллектив, что эта практика уже давно не применяется. Даже извинилось за эту «оплошность». Однако спустя несколько месяцев всплыл второй подобный отчёт. Скорее всего его составлял кто-то из приближенных к начальству сотрудников.
В этом документе содержались рекомендации ежемесячно составлять подобные базы данных в «ненадёжных магазинах».
«Мы не сомневаемся в том, что такое распоряжение касалось тех магазинов, в которых профсоюзы были особенно активны»,
– уверяет профсоюзный активист.
«Упоминаемые события случились давно. Речь идёт об одном-единственном магазине в Лерсе. Вдобавок сейчас не выяснить, кто является инициаторами этих документов и при каких обстоятельствах они составлялись. Эти документы не имеют отношения к самому руководству Conforama»,
– уверяет адвокат Бенжамен Грюндлер.
Но теперь компания находится под пристальным вниманием следователя. Адвокат говорит, что Conforama обжаловала решение о проведении расследования.
«Мы надеемся, что правда восторжествует и найдётся подтверждение того, что речь идёт не о единичном случае, а о системной слежке. У нас есть доказательства того, что эти документы были составлены управленцем магазина в департаменте Нор не по собственной воле. И нам нужны гарантии, что такая практика больше не повторится»,
– с надеждой заявил Жак Моссе-Бьяджини.