Пройдём по страницам биографии великого английского художника викторианской эпохи сэра Эдвина Генри Ландсира. И рассмотрим наиболее интересные и яркие "собачьи" образы знаменитого анималиста.
Выдающийся английский живописец и скульптор XIX века Эдвин Генри Ландсир родился в 1802 году в Лондоне. Мальчик-вундеркинд, он проявил блестящий талант с самого раннего детства. Уже в 13-летнем возрасте его картины выставляются в Королевской Академии художеств, которую он впоследствии окончит и сам станет академиком, но откажется от весьма лестного предложения возглавить Академию.
Об Академии я уже писал ранее:
Главным направлением в своём творчестве Ландсир избрал анимализм, изображение животных, в большинстве случаев собак и лошадей. Образы Ландсира были яркими и пронзительными. Верность и преданность четвероногих друзей своим людям даже после их смерти особенно хорошо показаны в картинах "Верный пёс" и "Плакальщик старого пастуха" (что на превью статьи).
Благодаря одной ранней картине Ландсира родился миф о том, что собаки-спасатели при монастыре Святого Бернарда в Альпах (отсюда название породы сенбернар) носят на ошейнике маленькую бочку с бренди.
На картине Ландсира изображены два альпийских мастифа, спасающих попавшего в беду человека, частично погребённого в снегу. У мастифа слева, который лижет человеку руку, - такой бочонок прикреплён к ошейнику. Другой мастиф лает, пытается привести человека в чувство и призывает помощь.
Ландсир увековечил образ благородной собаки-спасателя и в другой своей картине - "Спасена", на которой пёс спас из воды тонувшую девочку. Эти образы Ландсира стали чрезвычайно популярными в английском обществе, они полностью укладывались в викторианскую идеологическую концепцию детства с благородными животными, преданными людям. Тот факт, что собака спасла ребёнка без видимого участия человека, был, что называется, весьма в тему тогдашних идеологических установок.
Сначала основным источником заработка Эдвина Ландсира был доход от продаж и публикации его гравюр, затем стали поступать заказы от богатых англичан, которые хотели увековечить своих питомцев в картинах. В 1823 году Ландсир получает заказ написать портрет одной знатной дамы, герцогини Бедфорд. Между ней и художником завязался роман, хоть она и была старше него на 20 лет. Эту связь тогда активно обсуждали в свете.
Но Ландсир был популярен не только в кругу британской аристократии. Репродукции его картин часто можно было встретить в жилищах представителей английского среднего класса.
Сама королева Виктория заказала художнику несколько картин сначала четвероногих обитателей королевского двора, а затем и прислуги. В итоге королева заказала у художника и свой собственный портрет. Впоследствии Ландсир научит королеву гравировать, будет писать её детей, словом, станет в полной мере настоящим придворным художником Британской короны. В 1850 году он будет посвящён в рыцари и станет именоваться сэром.
В картине Ландсира "Установление закона" (или законотворцы) фактически высмеивается профессия юриста в целом и законодателя, в частности. На картине - группа собак с пуделем, символизирующим лорда-канцлера (руководителя парламента).
Кстати, в тему здесь будет этот мой материал:
В последних работах Ландсира прослеживается явный пессимизм. На картине "Человек предполагает, а Бог располагает" изображены два белых медведя, играющих с останками погибших в неудачной арктической экспедиции. До сих пор ходят слухи, что люди, которые долго находятся рядом с этой картиной, сходят с ума. Поэтому картину убирают на время экзаменов в Лондонском университете, где она сейчас находится.
Про Ландсира говорили, что он мог рисовать обеими руками одновременно.
В конце 1830-х годов художник перенёс нервный срыв, и всю оставшуюся жизнь его преследовали приступы депрессии и меланхолии. Приступы усугублялись регулярным приёмом алкоголя и наркотиков. В итоге по заявлению его семьи он был признан невменяемым в июле 1872 года. Смерть Ландсира, которая последовала 1 октября 1873 года, была отмечена в Англии национальным трауром.
Как часто бывает, что судьба немилостива ко многим талантливым и одарённым людям. Например, в одном из моих недавних материалов я рассказал о нелёгкой судьбе художника, писавшего пожары в море, а его собственный дом сгорел и превратился в пепелище.
Эдвина Ландсира вряд ли можно назвать счастливым. Конечно, никто из ныне живущих людей лично не знал этого художника, но я уверен, что он был добрым и душевным человеком. Потому что только такой человек мог написать столь пронзительные образы преданных и благородных животных.
Но, увы, свет и слава, общение при дворе, пагубные пристрастия, ежедневная напряжённая работа с художественными образами - всё это сыграло с сэром Эдвином Генри Ландсиром злую шутку.
Благодарю за прочтение!
#культура #искусство #художник #англия #великобритания #собаки #анализ картины #сумасшествие #королева виктория #история