Найти в Дзене
Cuentos del mundo

Почему сошёл с ума художник, написавший образ Хатико XIX века?

Пройдём по страницам биографии великого английского художника викторианской эпохи сэра Эдвина Генри Ландсира. И рассмотрим наиболее интересные и яркие "собачьи" образы знаменитого анималиста. Выдающийся английский живописец и скульптор XIX века Эдвин Генри Ландсир родился в 1802 году в Лондоне. Мальчик-вундеркинд, он проявил блестящий талант с самого раннего детства. Уже в 13-летнем возрасте его картины выставляются в Королевской Академии художеств, которую он впоследствии окончит и сам станет академиком, но откажется от весьма лестного предложения возглавить Академию. Об Академии я уже писал ранее: Главным направлением в своём творчестве Ландсир избрал анимализм, изображение животных, в большинстве случаев собак и лошадей. Образы Ландсира были яркими и пронзительными. Верность и преданность четвероногих друзей своим людям даже после их смерти особенно хорошо показаны в картинах "Верный пёс" и "Плакальщик старого пастуха" (что на превью статьи). Благодаря одной ранней картине Ландсира
Эдвин Ландсир. Главный плакальщик старого пастуха. 1837. холст, масло. Музей Виктории и Альберта, Лондон
Эдвин Ландсир. Главный плакальщик старого пастуха. 1837. холст, масло. Музей Виктории и Альберта, Лондон
Пройдём по страницам биографии великого английского художника викторианской эпохи сэра Эдвина Генри Ландсира. И рассмотрим наиболее интересные и яркие "собачьи" образы знаменитого анималиста.
Сэр Эдвин Генри Ландсир. Портрет работы Фрэнсиса Гранта. Национальная портретная галерея, Лондон
Сэр Эдвин Генри Ландсир. Портрет работы Фрэнсиса Гранта. Национальная портретная галерея, Лондон

Выдающийся английский живописец и скульптор XIX века Эдвин Генри Ландсир родился в 1802 году в Лондоне. Мальчик-вундеркинд, он проявил блестящий талант с самого раннего детства. Уже в 13-летнем возрасте его картины выставляются в Королевской Академии художеств, которую он впоследствии окончит и сам станет академиком, но откажется от весьма лестного предложения возглавить Академию.

Об Академии я уже писал ранее:

Главным направлением в своём творчестве Ландсир избрал анимализм, изображение животных, в большинстве случаев собак и лошадей. Образы Ландсира были яркими и пронзительными. Верность и преданность четвероногих друзей своим людям даже после их смерти особенно хорошо показаны в картинах "Верный пёс" и "Плакальщик старого пастуха" (что на превью статьи).

Эдвин Ландсир. Верный пёс. 1830. Холст, масло
Эдвин Ландсир. Верный пёс. 1830. Холст, масло

Благодаря одной ранней картине Ландсира родился миф о том, что собаки-спасатели при монастыре Святого Бернарда в Альпах (отсюда название породы сенбернар) носят на ошейнике маленькую бочку с бренди.

На картине Ландсира изображены два альпийских мастифа, спасающих попавшего в беду человека, частично погребённого в снегу. У мастифа слева, который лижет человеку руку, - такой бочонок прикреплён к ошейнику. Другой мастиф лает, пытается привести человека в чувство и призывает помощь.

Ландсир увековечил образ благородной собаки-спасателя и в другой своей картине - "Спасена", на которой пёс спас из воды тонувшую девочку. Эти образы Ландсира стали чрезвычайно популярными в английском обществе, они полностью укладывались в викторианскую идеологическую концепцию детства с благородными животными, преданными людям. Тот факт, что собака спасла ребёнка без видимого участия человека, был, что называется, весьма в тему тогдашних идеологических установок.

Эдвин Ландсир. Альпийские мастифы, оживляющие попавшего в беду путешественника. 1820. Холст, масло
Эдвин Ландсир. Альпийские мастифы, оживляющие попавшего в беду путешественника. 1820. Холст, масло
Эдвин Ландсир. Спасена. 1856. Холст, масло
Эдвин Ландсир. Спасена. 1856. Холст, масло

Сначала основным источником заработка Эдвина Ландсира был доход от продаж и публикации его гравюр, затем стали поступать заказы от богатых англичан, которые хотели увековечить своих питомцев в картинах. В 1823 году Ландсир получает заказ написать портрет одной знатной дамы, герцогини Бедфорд. Между ней и художником завязался роман, хоть она и была старше него на 20 лет. Эту связь тогда активно обсуждали в свете.

Но Ландсир был популярен не только в кругу британской аристократии. Репродукции его картин часто можно было встретить в жилищах представителей английского среднего класса.

Сама королева Виктория заказала художнику несколько картин сначала четвероногих обитателей королевского двора, а затем и прислуги. В итоге королева заказала у художника и свой собственный портрет. Впоследствии Ландсир научит королеву гравировать, будет писать её детей, словом, станет в полной мере настоящим придворным художником Британской короны. В 1850 году он будет посвящён в рыцари и станет именоваться сэром.

Эдвин Ландсир. Королева Виктория и принц Альберт на костюмированном балу 12 мая 1842 года
Эдвин Ландсир. Королева Виктория и принц Альберт на костюмированном балу 12 мая 1842 года

В картине Ландсира "Установление закона" (или законотворцы) фактически высмеивается профессия юриста в целом и законодателя, в частности. На картине - группа собак с пуделем, символизирующим лорда-канцлера (руководителя парламента).

Эдвин Ландсир. Устанавливающие закон. 1840. Холст, масло
Эдвин Ландсир. Устанавливающие закон. 1840. Холст, масло

Кстати, в тему здесь будет этот мой материал:

В последних работах Ландсира прослеживается явный пессимизм. На картине "Человек предполагает, а Бог располагает" изображены два белых медведя, играющих с останками погибших в неудачной арктической экспедиции. До сих пор ходят слухи, что люди, которые долго находятся рядом с этой картиной, сходят с ума. Поэтому картину убирают на время экзаменов в Лондонском университете, где она сейчас находится.

Эдвин Ландсир. Человек предполагает, а Бог располагает. 1864. Холст, масло. Картинная галерея Лондонского университета
Эдвин Ландсир. Человек предполагает, а Бог располагает. 1864. Холст, масло. Картинная галерея Лондонского университета

Про Ландсира говорили, что он мог рисовать обеими руками одновременно.

В конце 1830-х годов художник перенёс нервный срыв, и всю оставшуюся жизнь его преследовали приступы депрессии и меланхолии. Приступы усугублялись регулярным приёмом алкоголя и наркотиков. В итоге по заявлению его семьи он был признан невменяемым в июле 1872 года. Смерть Ландсира, которая последовала 1 октября 1873 года, была отмечена в Англии национальным трауром.

Как часто бывает, что судьба немилостива ко многим талантливым и одарённым людям. Например, в одном из моих недавних материалов я рассказал о нелёгкой судьбе художника, писавшего пожары в море, а его собственный дом сгорел и превратился в пепелище.

Шведский Айвазовский. Художника преследовал злой рок, и одна трагедия перевернула его творчество
Слово Свободы20 декабря 2021

Эдвина Ландсира вряд ли можно назвать счастливым. Конечно, никто из ныне живущих людей лично не знал этого художника, но я уверен, что он был добрым и душевным человеком. Потому что только такой человек мог написать столь пронзительные образы преданных и благородных животных.

Но, увы, свет и слава, общение при дворе, пагубные пристрастия, ежедневная напряжённая работа с художественными образами - всё это сыграло с сэром Эдвином Генри Ландсиром злую шутку.

Благодарю за прочтение!

#культура #искусство #художник #англия #великобритания #собаки #анализ картины #сумасшествие #королева виктория #история

Другие публикации канала

Художник призывал смерть в своих картинах, чем это обернулось? Последняя семья Здзислава Бексиньского
Слово Свободы18 января 2022
От пейзажиста до оппозиционера. Свободный английский художник Уильям Тёрнер, опередивший своё время
Слово Свободы11 декабря 2021