Найти тему
Кирилл Иванов

Отчёты учителя – или как бумажка победит человека

Сегодня в статье рассмотрим какие отчёты должен сдавать учитель. (На примере школы в которой я работаю)
Сегодня в статье рассмотрим какие отчёты должен сдавать учитель. (На примере школы в которой я работаю)

Итак! Продолжаем цикл из рубрики работы в школе. Сегодня я вам расскажу о самом негативном, что есть в школе (и да это не дети и их родители) это всеми нами “любимые” отчёты.

А дальше всё как у классиков, город N, школа X, я всё тот же учитель истории. А теперь о видах отчётов и о том, кто, когда и в каком объёме их сдаёт. (P.S. формально, установлено 4 вида общих отчётов в рамках всей страны). Фактически количество отчётов может исчисляться десятками.

“Так, установлены только четыре вида отчётов, которые обязаны предоставлять учителя: это документация по основной образовательной программе для каждого из уровней общего образования, журнал учёта успеваемости, журнал группы продлённого дня, а также материалы личного дела обучающегося. При этом учитель может вести и иную отчётность вне установленного Минпросвещения и Рособрнадзором перечня, но только добровольно и за отдельную плату по договору, заключенному между ним и руководством школы” ( https://www.pnp.ru/politics/uchiteley-predlagayut-izbavit-ot-lishnikh-otchyotov.html )

Вернёмся к школе, в которой работаю, рассмотрим две роли, учителя-предметника и учителя-предметника + классного руководителя, как говорится, объём отчётов и документов будет сильно отличаться.

1вариант: вы учитель-предметник (т.е. у вас нет классного руководства): Поэтому вас будут следующие виды отчётов

А) В начале учебного года, с вас могут запросить рабочую программу и календарно-тематическое планирование по вашему учебному предмету (а могут и не запросить, обычно, если до вас кто-то его составлял, то переделывать не нужно).

Б) В конце каждой четверти (триместра, если у вас такая система) учитель-предметник сдаёт:

· отчёт по выполнению программы (эта такая табличка в word, где указывается тема и количество часов, отведённое на эту тему) в принципе отчёт несложный, открываете ктп, оттуда копируйте темы и часы.

· Отчёт по успеваемости класса (может быть в варианте Excel или всё тот же Word) где указывается, например, 5А, 30 человек, 17=5, 13-4, 0-3, 0=2, процент успеваемости, качество знаний и т.д. тоже отчёт несложный, т.к. все данные есть в электронном журнале (чуть ниже остановимся, на том, почему этот отчёт я считаю лишним)

· План работы с неуспевающими (вряд ли это есть в каждой школе, у нас такой план есть, т.е. где мы пишем тех учеников, которые получили 2 по нашему предмету и расписываем, как и что мы будем делать, чтобы двойка не повторилась) опять же это чистая формальность, а не отчёт.

В) В конце учебного года, учитель сдает самоанализ своей деятельности за год (где пишет всякую разную информацию о том, что он сделал за учебный год) подводит итоги года в плане оценок и собственно всё.

В целом, когда я был без классного руководства, то могу смело сказать, что тот объём отчётов, который есть у учителя-предметника, он вполне посилен и выполнить его, обладая определёнными навыками и способностями, можно достаточно быстро.

Но, вернёмся к отчёту об успеваемости классов, в которых я веду уроки, т.к. этот отчёт формируется за пару тройку минут в электронном журнале, его может сформировать завуч, которому мы сдаём свою папочку с отчётами под буквами АБВ, то напрашивается вопрос, зачем мы это делаем, если выгрузку вы можете посмотреть сами? Да и тот же отчёт по выполнению программ, я думаю можно забить в эл.журнал, чтобы также можно было сформировать отчёт и посмотреть, сколько было в четверти уроков и соответствует ли это плану на четверть по количеству часов, отведенных на этот предмет.

Повторюсь, даже если администрация школы хочет, чтобы эти отчёты делал учитель-предметник, то пусть. В лучшем случае это займёт от силы час-два. Особенно если есть опыт и навык составления отчёта.

2 вариант: Ты, учитель-предметник + классный руководитель. Следовательно, к отчётам 1 варианта добавляется сразу же куча отчётов по классу, который за тобой закреплён. Поэтому, когда ваш знакомый учитель говорит, что он работает 22-24 часа в неделю, вы такие хм, если поделить на 5 дней, то получится примерно по 4-5 уроков в день и такие, ну у тебя и лафа. Не забываем, что те 4-6 уроков в день, это сами уроки, плюс есть подготовка к ним, проверка тетрадей, ср, кр и прочих работ и главное составление отчётов по классу. Причём опять же, федеральный перечень нам здесь не поможет, помимо отчёта по успеваемости вашего класса, который сдают наверняка во всех школах страны, каждый регион, город и школа могут придумать свои отчёты, причём тупой и ещё тупее это как раз про них.

Расскажу, какие отчеты сдает классный руководитель в нашей школе.
1. Как я уже сказал, отчёт по успеваемости класса, сдаётся он директору в конце каждой четверти, в принципе он не такой, чтобы сложный, но опять же в 2021 году, формирование этого отчета можно занести в электронный журнал, чтобы выбрал свой класс, нажал на кнопочку и через пару минут тебе полный отчёт по успеваемости твоего класса.

2. Похожий отчёт мы сдаём заместителю директора по ВР, помимо тех данных, что мы заносим в первый отчёт, сюда добавляется тематика классных часов, темы родительских собраний, выходы с классом куда-либо, участие класса в чём-либо и прочая ерунда, которая на самом деле нужна только для одного, чтобы подсчитать рейтинг в такой забавной игрушке нашей школы под названием “Самый классный класс”. Т.е. ни в каких официальных отчётах, которые идут наверх этот отчёт, не фигурирует. Т.е. нас заставляют делать лишнюю работу.

По итогу мы делаем одну и ту же работу дважды, причём если первый отчёт учитывается при общих показателях школы, то второй отчёт - это придумка зама по ВР и ни в каких официальных документах и отчётах для вышестоящих органов он не учитывается.
3. Опять же не во всех школах есть, а у нас есть, это такой интерес отчёт, называется дневник классного руководителя, на нём я остановлюсь подробнее. Опять же это изобретение нашего зама по ВР, нигде и никогда то что находится в нём, учитываться не будет. Разве что перед коллегами покрасоваться объем макулатуры, которая есть в этом дневнике.
Итак, дневник классного руководителя в нашей школе состоит из следующих документов
-общая информация о классном руководителе
-общие сведения о составе класса (ФИО, место жительства, контактные данные, сведения о родителях их контактные данные, место работы и т.д.)
-анализ воспитательной работы, проводимой в классе, за предшествующий год

-перспективный план ВР на текущий год
-протоколы родительских собраний, состав родительского комитета и прочие бумажки

-рабочая программа по внеурочной деятельности класса

-ну и прочие бумаги по мелочи (грамоты, благодарности, фотка класса и т.д. и т.п.)

Обычно дневник сдаем на проверку в начале года, но о его заполняемости нужно думать в течение учебного года

4. Целая кипа отчётов, которые сдаются социальному педагогу в начале года. Туда входит социальный паспорт класса, сводная характеристика проблем обучающихся, характеристика неблагополучных семей и т.д. Причём опять же, таких отчётов в федеральном перечне нет, но мы их опять же делаем.
Всё тому же соц. педагогу мы сдаём так называемую тетрадь индивидуальной работы, где мы пишем различные беседы, разговоры, встречи со своими детьми, родителями и т.д. опять же зачем эта тетрадь нужна, никто не понимает.

5. Отчёты из раздела прочее, которые мы делаем в течение всего года, это и всякие характеристики по запросу от всяких органов и управлений, это ведомость контингента класса, это сведения о дополнительных занятиях класса, это сведения о родителях, это могут быть согласия на те или иные олимпиады, это сбор информации о проектах, об олимпиадах. Если это 9 или 11 класс то несколько раз классные руководители заполняют таблицы о профессиональном определении своих учеников, причём по своему опыту скажу, в прошлом году я заполнял такую таблицу 3 раза, причём все три раза было одно и то же, просто в разных формах.

Т.е. если после всего этого вы думаете, что на этом всё кончилось то нет. Если происходит ЧП, например, спишь такой, видишь сны, а тебе раздаётся звонок в 2 часа ночи из полиции и ты обязан приехать в отдел полиции за своим учеником, а потом будешь писать на него всякие характеристики и объяснительные. Плюс, естественно, работа с родителями, а они бывают всякие, плюс тебя будут теребить учителя-предметники по поводу и без плюс надо будет куда-нибудь со своим классом ходить, бродить и всё это в личное время.

Да, в нашей области учителя, у которых есть класс, получают 7500 рублей, но поверьте, вся та работа и самое главное все те отчеты не стоят таких денег. Добавляем ко всему к этому 25-28 в среднем часов нагрузки, а у кого-то и все 30-34, добавляем подготовку конспектов, уроков и проверку тетрадей и получается, что учитель работает не по 25-30 часов в неделю (что уже явно немало) а все 35-40 часов.

Вот такая у нас бюрократия, как её побороть спросите вы меня? Лично моё мнение, нужно составить чёткий федеральный перечень отчётов учителя-предметника и классного руководителя. А все местные и уж тем более школьные отчёты должны пойти на свалку бумажной бюрократии. Ещё один совет, перевести все отчёты в цифру. Недаром же у нас есть концепция о цифровой школе. Если вы дочитали этот пост вы молодцы. Совсем скоро новые новости из жизни работы учителем в школе.