1. Создают собственную социальную реальность.
Первый шаг в создании культа состоит из создания собственной социальной реальности путем устранения всех источников информации, кроме тех, которые предоставляются культом.
Дальнейший шаг в строительстве социальной реальности состоит в создании культового взгляда на мир. Затем эта картина мира используется членами культа для интерпретации всего происходящего.
Когда дело доходит до обучения социальной реальности, следует еще один дополнительный момент: повторение посланий вновь и вновь. Повторение делает сердце более любящим, а достаточно часто звучащий вымысел может в конце концов уподобиться факту.
1. Создают гранфаллун (социальную общность).
Техника гранфаллуна требует создания как общности приверженных группе последователей, так и внегрупповой общности неспасенных. Эта техника позволяет управлять верующими, постоянно напоминая им: "Если вы хотите быть избранными, тогда и действуйте, как избранные. Если вы не избраны, то вы нечестивцы.
1. Связывают человека обязательством с помощью "западни рационализации".
Религии добиваются гарантированного повиновения своих членов, порождая спираль возрастающей преданности; член культа сначала соглашается на простые требования, которые становятся все более и более серьезными.
Связав себя начальными обязательствами, человек чувствует себя не вправе нарушать данное им слово, изменяя делу. Чтобы оправдать восприятие этого начального обязательства, член культа нередко согласен делать все больше и больше, чтобы связать себя еще более серьезными обязательствами. Таким образом, разрешение диссонанса и сохранение представления о самом себе как о человеке, выполняющем свои обязательства, формируют мощную западню рационализации.
Религии пользуются и другими эмоциональными ловушками. Они часто одаривают новичков вниманием и подарками. Затем, в соответствии с логикой нормы взаимности, наступает время, когда вновь прибывший должен кое-что сделать для религиозного общества, по крайней мере, не проявлять грубость и невоспитанность. Грешник может уменьшить свою вину, подарив культу все, чем он владеет.
Так же используется исповедь, чтобы разоблачать прошлые нежелательные чувства и поступки членов религиозной группы; с помощью такой информации священник может заставить члена культа ощутить себя лицемером, не принимающим "искупления", предлагаемого религиозным культом.
Обратите внимание также на то, что, проделав все это, верующий религиозного культа сталкивается с дилеммой: "Как я могу объяснить все, что я сделал, тем, кто вне религии ?". Это требует разумного, логически последовательного оправдания, которое не так-то легко найти. Ловушка рационализации захлопнулась.
4. Внушение религиозному сообществу то, что лидер обладает харизмой.
Большинство культов имеет мифы о лидере - истории и легенды о жизни и эпохе лидера культа, переходящие от одного члена группы к другому.
Какова цель таких мифов? Религиозные культы требуют от своих членов участия в экстремальных поступках - отказ от детей и семьи.
Экстремальные требования порождают диссонанс; мы охотнее исполним экстремальные требования, если обычные средства для снижения диссонанса недоступны и если мы можем дать рациональное объяснение своим экстремальным действиям, мы должны делать это для Бога и для спасения всего человечества.
Трудно не повиноваться человеку, которого считают "сыном Бога" или по крайней мере благословенным по божественному замыслу.
Любой человек в здравом рассудке должен стремиться быть на него похожим и уподобляться такому святому человеку.
5. Религиозные культы посылают своих членов, обращать в свою веру грешников и собирать средства для культа.
Проповедь - вербовка перед необращенными имеет очевидное преимущество приобретения новых адептов. Вероятно, не менее важно и то, что проповедь может гарантировать постоянную занятость членов культа самовербовкой, или самоубеждением. Акт проповеди требует, чтобы член группы заново формулировал перед множеством разных людей положительные преимущества пребывания в культе. Отыскивая аргументы для убеждения других, члены культа убеждают самих себя. В рекомендациях, данных членам культа, многие культы поощряют их приукрашивать, насколько они были плохими, порочными (наркоманы, сексуально распущенные, живущие пустой жизнью) до присоединения к культу. Чем хуже вы были, тем большее одобрение получаете от группы. Постоянно пересказывая эти истории, члены культа начинают верить в способность культа произвести перемену и в то, насколько безнадежным было бы их положение без этого.
6. Отвлечение членов религиозного культа, от обдумывания противоречивых доктрин религиозного культа т.е. "нежелательных" мыслей.
Большинство культовых доктрин трудно принимать всерьез, еще труднее с ними соглашаться и верить в них.
Член культа, особенно новичок, скорее всего, подвергнет сомнению и будет искать контраргументы против таких базовых принципов, как ценность отказа от всего, что ты имеешь, в пользу культа, особенно если это новый спортивный автомобиль, и достоинства работы по шестнадцать часов подряд с передачей всех доходов культовым организациям.
Старая рекламная мудрость "Если нечего сказать, пой", вероятно, больше нигде не применялась с такой интенсивностью.
Итак, собственно, как же лидер культа отвлекает члена своей группы от внимательного изучения и от сомнений в правильности культовой доктрины?
7. Фиксируют воображение членов религиозного культа на фантоме. В религиозном культе всегда манят правоверных представлением о земле обетованной и видением лучшего мира- «РАЯ» на небе всем нам будет лучше чем на земле.