На сегодняшний день вышло множество однотипных статей на тему семьи Тепляковых (впрочем, ничего нового), а вот найти хоть одну статью, в которой есть попытка объективно разобраться в происходящем, мне не удалось . Возможно, я плохо искал, но все же странно, что большинство только критикует их. Далее, объясню, почему мне это кажется странным и неправильным.
Прежде всего, тем кто интересуется данной темой, я советую сначала посмотреть ток шоу с Гордоном, где Тепляковы излагают суть своего проекта. Вот вкратце о том, что происходило на программе.
Первое что хотелось бы отметить, меня поразило то, что на программе никто не поднял вопрос о помощи многодетной семье относительно жилищных условий. Все только посмеялись над ними, что многодетная семья живет в однокомнатной квартире. Вместо того, чтобы помочь, люди думают лишь о том, как выплеснуть свой негатив. Да, государство платит им пособия, но предоставить хотя бы двухкомнатное соцжилье, хотя бы в аренду, тоже было бы неплохо.
Образовательные изыскания Тепляковых имеют следующее содержание.
1. Прежде всего, они хотят показать, что время жизни людей используется системой нерационально. Школа + институт забирают существенную часть молодой жизни, при том что многие дети могли бы пройти это программу быстрее.
2. Использование энергии ребенка в стандартной системе происходит варварским способом, заставляя детей испытывать сильные стрессы ради ежедневного посещения и приведения к формату конвейера, что невозможно выполнить без ущерба для здоровья и психики ребенка.
3. Образовательные учреждения ориентированы на объем масс, что приводит к среднестатистической уравниловке, а это в свою очередь означает утилизацию огромного потенциала социума по развитию и обучению.
Но на эти ключевые аспекты - абсолютно справедливые и правильные аспекты - никто не обратил ни малейшего внимания. Все накинусь на бытовые условия, начали критиковать антипотребительскую идеологию семьи, принялись выискивать мораль и тп. Словом, все что угодно, только не разобраться по существу вопроса. А вопрос этот, точнее вопросы, которые подняли Тепляковы, весьма правильные.
Они стараются обучить детей выше стандартной базы. Они признают, что могут делать что-то неправильно в обучении, и хотят привлечь внимание общественности, чтобы им помогли оптимизировать их идею о повышении КПД образовательного процесса. Но большинство лишь пытается загнобить «белую ворону». Бессмысленная жесткость, бездумная агрессия на уровне слепых инстинктов, ибо так заведено. Странная все же реакция. Да, действия Тепляковых старших имеют перегибы, но для того, чтобы продвинуть новаторскую идею в костном, ригидном обществе, даже самую безобидную и простую идею, нельзя обойтись без эксцентричности и преувеличений. И если бы общественность пришла им на помощь, все было бы иначе. Я даже не говорю о материальной помощи. Всего лишь методологические исследования, взаимодействие с конструктивно настроенными специалистами, а не с агрессивными бультерьерами, готовыми разрывать все что движется, как это было на программе или как это сейчас принято в СМИ.
В доказательство своей позиции я приведу реальный пример. В моей школе, когда я учился, были экспериментальные классы. Ученики с 1 по 9 класс проходили по ускоренной программе, и попали в 9 класс на 2 года раньше стандарта. В результате, они закончили школу на 2 года раньше нормы, знания имели на уровне выше среднего, а некоторые на высоком (здесь все зависело от индивидуальных способностей, а не от экспериментальной программы), а степень адаптации среди старших одноклассников абсолютно у всех была очень высокой, никто не испытывал трудностей общения. Это означает, что люди получили 2 свободных года жизни, и что особенно важно – это годы молодой жизни, которые человек может потратить на активную развивающую деятельность. Так что идея Тепляковых насчет экономии времени обучения – не такое уж новаторство, подобные эксперименты уже проводились. Это будет полезно для общества в случае правильной, грамотной реализации, о чем собственно Тепляковы и просили общество: разобраться, изучить, разработать механизмы реализации. (смотрите встречу с Гордоном).
Еще одна нестандартная для нашей системы мысль Теплякова – идея о том, что каждодневное посещение школы отнимает у ребенка силы и время, снижая КПД его обучения, да и КПД жизни человека в целом. Заставляя ребенка каждый день ходить в школу, система создает стрессовые условия, которые приводят к появлению психологических травм и проблем со здоровьем (в настоящем или в будущем времени, как последствие, ибо не все заболевания проявляют себя сразу, когда еще молодой). Здесь я тоже полностью согласен. Я помню как сам ездил в школу в соседний район, потому что там обучали лучше, как таскал сумку для 7 уроков набитую тетрадями и книжками + сменку + форму для физ-ры. Особенно тяжело было зимой. Как трудно было раздобыть справку, если было недомогание. При низкой температуре или простом переутомлении справку не дают, а ребенок должен, как в известной песне про кочегара, героически умереть на рабочем месте, но не нарушить режима посещаемости. В песне этот человек умер в этот же день. А если бы ему дали отдохнуть, он бы мог еще много лет трудиться на благо общества. Это был аргумент для бездуховных материалистов, для нормальных же людей очевидно, что выжимать из людей все соки – это неправильно по любой классификации. Для тех, кто не руководствуется пустым материализмом, будут понятны следующие слова: жестокость общества, дух крепостничества всегда оборачивается против этого самого общества. Речь о том, чтобы подменить товарища, обеспокоиться чужими страданиями в песне не идет. Точно так же не хватает и в нашем современно обществе взаимовыручки, сочувствия, гражданского участия, поддержки. Стандартные требования - терпеть все невзгоды любой ценой.
Таким образом, я утверждаю, что ускорение обучения и необязательность каждодневного посещения пойдет лишь на пользу уровню образования в стране. Помощь педагогов крайне необходима, но в сочетании с самостоятельным обучением система будет работать намного лучше. Ведь так мы сможем избежать еще одну архаичную «скрепу» нашего общества – уравниловку. На программе Гордона «возмущенная общественность» задает вопрос: а как быть с тем расслоением по уровню знаний, которое получится среди детей, ведь не все смогут эффективно обучаться по ускоренной программе? Что ж, открытым текстом, «общественность» признала, что уровень образованности намеренно занижается в меньшую сторону. Ибо так заведено. Одни дети хотят учится, им это нравится. (Такие, например, как Гордон, или Тепляков). Они будут учиться добровольно и с удовольствием. Другие учиться не очень хотят или не хотят совсем. Так зачем их учить вместе? Весьма наглядно это было показано в мультфильме «Симпсоны», когда класс отличников в награду за успешное обучение отправили на раскопки, чему те были несказанно рады, а класс двоечников в наказание за плохую учебу отправили на те же самые раскопки, чему те были крайне опечалены. Что одному хорошо - другому несчастье. Успешными в жизни могут стать и двоечники и отличники, так же как и потерпеть неудачу. Образование – это не панацея. Это образ мышления, мировосприятие. И для детей и для общества в целом будет лучше, если каждый будет проходить по своей программе обучения. Кто хочет и может учиться – по ускоренной с углубленным изучением теории, кто не хочет или не может учиться – будет изучать медленнее, с акцентом на практическую деятельность. В результате мы получим на выходе хорошо подготовленных специалистов как в той, так и в другой категории. А уравниловка во всем и везде – это откровенное издевательство над людьми. Это закрывает для общества пути развития и реализации потенциала всего социума в целом. Прогрессивные индивиды продвигаются вперед, и тянут за собой остальных. Не нужно тащить их назад, чтобы все стояли на месте, потому что застой – это явление временное, быстро переходящее в деградацию. Мы имеем множество примеров, когда двоечники становятся успешными людьми, и когда отличники и даже гении не могут ничего добиться в жизни. Но уровень образования не должен страдать, это не оправданная жертва, и каждый должен получить то обучение, которое соразмерно его способностям к получению знаний.
На данный момент Алиса Теплякова не смогла сдать экзамен в институте. Вобщем-то, это не удивительно, поскольку маленькая девочка во-первых не достаточно развила свои способности. Как и утверждают сами Тепляковы – их дети – не вундеркинды. Они обычные дети, как и все, но способные к обучению. Легко учиться в институтах могут только дети-гении. Для обычной девочки это крайне сложная задача. Во-вторых, ей сложно оперировать данными на уровне взрослого интеллекта, ибо для этого нужен жизненный опыт, который уже заложен в детях-гениях, а система обучения в институте не адаптирована под обычных детей. И в третьих, я убежден, что сами преподаватели не заинтересованы в продолжении обучения этой девочки, ведь это бесплатная работа «сверх нормы», это большой груз ответственности, а у нас возиться с людьми не принято, а уж тем более с «проблемными», или в таких сложных ситуациях. Такие «излишки», как прогрессивность исследований никого не интересует, и никогда особ не интересовали «испокон веков». Да и «своя рубаха ближе к телу». Что есть сомнительный эксперимент по сравнению с собственным комфортом? Вот так и живем.
Теперь о нервном срыве Теплякова. У человека многодетная семья. Много проблем. Он самостоятельно обучает всех детей. Наверняка имеет неофициальную подработку. Ввязался в этот непростой эксперимент. Тяжело, тем более когда со всех сторон так много негатива.
Согласен, что его методы могут быть не самыми правильными, но ведь и сами Тепляковы это не отрицают. На программе Гордона они напрямую сказали об этом, и о том, что они хотят, чтобы им помогли выстроить правильную программу. Хотят привлечь внимание общественности и заняться разработкой правильных методик. И что они получили в ответ? Это примерно так. Тепляковы: «Возможно, мы делаем что-то неправильно, давайте сотрудничать в сфере методологии». Ответ общественности: «Вы делаете неправильно!!!». Без комментариев.
Теляковыми и раньше были недовольны, а теперь, после того как он психанул в конфликте, на него спустили всех собак, что еще раз доказывает «гуманность» нашего сегодняшнего общества. Пошли статьи о том, что Тепляков якобы не способен обеспечить детям должную жилплощадь. И это пишут те, кто вчера еще писал о том, что нужно помогать семьям, что в стране плохая демография и тп. Пишут, что им должны заинтересвоаться органы соцопеки. И это пишут те, кто вчера еще писал про «ужасы ювеналки на западе», про то как негодяи в Швеции передали трех детей нелегального мигранта из России на опеку в другую семью. Те люди, которые вчера еще кричали как бездуховный запад отнимает детишек, сегодня кричат что нужно разобраться с детишками Теплякова. До чего докатились. Что это, если не двойные стандарты? И ради чего? Всего лишь один человек с протестом о новаторском подходе к обучению. Стыдно должно быть, граждане и господа. Стыдно за бездуховность, злобу и надменность. Но, похоже, не осталось больше той субстанции, которая может стремиться к хорошему, остались только гримасы и маски в театре абсурда и теней. Так уж повелось издавна, что у нас особенно жестоко забивают тех, кто не может дать сдачи как следует. Тепляков продвигает новаторские идеи - надо с ним разобраться! Чубайс снова получил должность в правительстве - да нехай себе сидит, пусть ему будет стыдно. Вот так и живем, товарищи и господа, вот так и живем…