Юлиан Семёнов отличался глубокой документальной подготовкой своих произведений, но даже в 1969 г. подлинных имён многих героев романа писателю называть деликатно «не рекомендовали», поэтому появился в романе «Семнадцать мгновений весны» псевдоним того реального человека, который сумел сделать советскую разведку точной, результативной и хорошо информированной, хотя до этого кадры разведки подверглись беспощадному и необъяснимому разгрому, причём не врагами, а своими.
Началось всё с уничтожения наших главных советников, посланных в Испанию: в 1937 г. был отозван и расстрелян Я. К. Берзин, в 1938 г. вызван и впоследствии расстрелян Г. М. Штерн, расстрелян вызванный из Испании Г.С.Сыроежкин (известный по знаменитому делу «Синдикат-2», когда был захвачен Б.В. Савинков), расстрелян С.М.Шпигельглас (псевдоним Дуглас), он руководил в 1938 г. операцией по похищению белогвардейского генерала Е.К.Миллера и его доставкой в СССР, осуществлял общее руководство работой резидентуры в Испании…
Всего в 1937–1938 гг. из 450 сотрудников иностранного отдела НКВД были репрессированы 275 человек. (Секретные службы СССР в Испании и их роль в военно-политическом конфликте 1936–1939 гг. // Вестник СПбГУ. Философия и конфликтология. 2020. Т. 36. Вып. 2).
В 1939 г. Сталин утвердил начальником 5-го отдела ГУГБ НКВД СССР Павла Михайловича Фитина. С него начался невероятный взлёт советской разведки.
Карьера П.М. Фитина – пример совершенно сталинского подхода к проблеме: «старая гвардия» партии расстреливается, то есть заменяется молодыми, энергичными кадрами, получившими образование и воспитание уже при советской власти. Сам Павел – из сибирского села, окончил советскую школу, начал работать в сельхозартели, отслужил в армии рядовым, окончил институт, получил техническое образование, по партийному набору направлен в Школу особого назначения НКВД СССР, распределён стажером в 5-й отдел Главного управления государственной безопасности (внешняя разведка), и в свои 32 года становится начальником этого отдела.
Сталинские выдвиженцы… это не наши сыновья министров, получающие посты директоров банков и начальников отделов министерств в качестве кормушки – это были люди, знающие, что они отвечают за всё сделанное и несделанное: или ордена и почёт, или подвал и пуля. И они дерзко начинали.
Именно Фитин провёл реформу Школы особого назначения, из которой затем вырос знаменитый Краснознаменный институт КГБ СССР, и выпускников его не знал никто (это только наши выпускники Академии ФСБ 2021 г. могли отметить окончание учёбы, проехав по Москве под фотовспышками и видеокамерами колонной «Mercedes-Benz Gelandewagen» – реальный факт! Куда их распределят папеньки на службу – в «Арбатский военный округ»?)
Фитин сумел восстановить работу резидентур в Германии, Италии, Англии, Франции, США и Японии.
Не случайно именно личность Фитина появляется в «Семнадцати мгновениях весны». Он действительно сумел организовать бесперебойное снабжение советского руководства оперативной информацией о планах германского командования, причём особое внимание уделял научно-техническим разработкам гитлеровцев, их переговорах с союзниками, но при этом был убеждён, что союз с СССР для англичан и американцев является вынужденным, на самом деле они вынашивают планы разрушения советского государства (мог хотя бы представить Павел Михайлович, что его далёкий потомок, председатель КГБ СССР Бакатин передаст послу США схему установки «жучков» в новом здании посольства США? С объяснением: мы больше не враги! )
Именно разведчики Фитина обратили внимание на то, что из публикаций в научных изданиях исчезли разработки, связанные с атомными исследованиями – именно тогда Фитин налаживает проникновение в американский «Атомный проект».
С 1947 г. Фитин курирует безопасность разработок советских учёных в области атомных исследований.
А дальше был хамский поступок хрущёвских прихлебателей: Павла Михайловича сняли с должности и уволили из органов госбезопасности с унизительной формулировкой: «по служебному несоответствию».
И на 64 году жизни здоровье подвело – сказались напряжённость службы, да, наверно, и пренебрежение нового руководства. Почувствовал себя ненужным… ушёл…
В 2017 г. П.М. Фитину поставлен памятник. Лучше поздно…