Сейчас много обсуждают падение уровня образования, морали, нравственности и прочего. Этому много способствуют СМИ – средства массовой информации. Они же сами много это самое падение обсуждают.
К СМИ относятся и интернет, и разные площадки – Тикток, Инстаграмм, Ютуб, Дзен и прочие сервисы. Они тоже вносят свой посильный вклад в дебилизацию. На словах и в мыслях они, может быть, очень хотят публиковать исключительно высокоинтеллектуальный и культурный контент.
Но… они живут на рекламе! И чем больше времени массы зрителей, читателей, поглощателей проводят на их просторах и страницах, тем больше рекламы можно массам показать и тем больше можно заработать денег.
Массы неоднородны: можно использовать для их упрощённого деления принцип Парето. Это деление 1 к 4. Или 20% на 80% . Можно сказать, что 80% продукции выпускается 20% компаний. Или что 80% неприятностей приносят 20% персонала. Или что 20% учеников могут учиться сами, а остальные 80% не смогут стать хорошо образованными даже с прекрасными учителями. И так далее.
Что же потребляет 80% зрительской массы? Конечно, массовую культуру! Чтобы не обидеть никого, я не буду упоминать конкретные примеры. Приведу что-то из 20% не массовой – Моцарт, Бетховен, астрономия, балет, опера, Лев Толстой.
И если кто-то пытается в интернете создавать что-то разумное, не направленное на основные животные инстинкты типа мини-бикини, ножки, бицепсы, кубики пресса и прочую любовь-морковь, то его шансы выйти за пределы 20% аудитории не очень велики. Увы!
Но если вы играете на массовых вкусах – скандалах, разводах, глупости, вранье – то шансы у вас сразу вырастают минимум в 4 раза.
Могу ещё сюда добавить различные интернет-игры. Я, правда, на эти игры время давно не трачу, поэтому не в курсе тенденций и названий. Вижу только, что мне много рекламы танчиков и линкоров приходит. Но знаю, что это огромный пласт в том же Ютубе: он‑лайн трансляции, стримы, спонсирование, турниры, призы. Пользы для реальной жизни никакой, но сколько времени и сил тратится на это?
Есть старая цитата от Томаса Вудро Вильсона (28-й президент США. Известен также как историк и политолог. Лауреат Нобелевской премии мира 1919 года, присуждённой ему за миротворческие усилия):
«На подготовку 10-минутной речи мне нужна неделя; на 15-минутную — три дня; на получасовую — два дня; а часовую речь я могу произнести хоть сейчас».
Как я понимаю, применимо к видео-контенту в интернете, можно сказать так – чтобы снять доходчивый, точный и привлекательный 10 минутный ролик про физический закон, надо долго изучать физику до уровня практического понимания, научиться излагать своё понимание на уровне тиктокеров, подобрать наглядный опыт, отлично его снять, смонтировать и выложить.
И теперь посмотрим, что надо для проведения 12-часового стрима по продаже губной помады. Конечно, надо знать названия фирм, цветов, цены. Нужна подготовка… Или нужно умение легко читать с телесуфлёра и способность высидеть напротив камеры 12 часов. Последнее – точно далеко не каждому дано!
Есть старая русская поговорка – что посеешь, то и пожнёшь! И даже гораздо больше пожнёшь, чем посеешь.
На что направляют внимание СМИ и интернет-площадки? На массовые вкусы и запросы. Так почему мы удивляемся, что глупости вокруг нас становится всё больше и больше?