Безденежье, неудовлетворенность, нереализованность, понимание того, что ты достоин лучшего — хорошие стимулы для изменения своей жизни в лучшую сторону. Но как сделать первый — самый главный — шаг? Боязнь ошибиться, неуверенность в своих силах часто могут стать непреодолимой преградой. Помочь сделать этот первый шаг может помочь опыт других людей, сумевших начать с нуля. Этим интервью мы открываем цикл под названием «КАК НАЧАТЬ СВОЕ ДЕЛО». Сегодня наш собеседник — предприниматель Кирилл, владелец «автомойки», а в недавнем прошлом — хозяин салона красоты. Это те виды бизнеса, о которых многие из нас задумываются в первую очередь ввиду их распространенности и, якобы, «очевидной простоты» Но так ли это? Давайте спросим у того, кто знает об этом не понаслышке.
Интервьюер: Итак, Кирилл, как все начиналось?
Кирилл: Действительно, первым был салон красоты. Его выбор во многом был обусловлен влиянием жены — она в этом плане была более компетентна, чем я.
И: Почему? Она уже работала в этой сфере? Имеет опыт?
К: Да, она была мастером ногтевого салона. В дальнейшем сама стала преподавателем по маникюру. Поэтому салон красоты был выбран как наиболее простой вариант в силу того, что в семье есть компетенция.
И: Тебе повезло, что жена помогала и поддерживала...
К: Да, это правда.
И: С красотой понятно. А что с мойкой машин?
К: Мойку я выбрал потому что я «мальчик», мне нравится работать с машинами и мойка из всех автомобильных бизнесов, это такой бизнес, в который проще всего зайти финансово. Для организации автомойки требуется не так много денег, как, например, для открытия автосалона или даже автосервиса.
И: С выбором ниши понятно, но как ты ищешь клиентов, продвигаешь бизнес?
К: По сути структура работы бизнеса в сфере услуг, что салон, что мойка одинаковая, единственная разница – целевая аудитория, то есть в одном случае это женщины, в другом случае это мужчины автомобилисты. Как продвигаю? Естественно это реклама в интернете, Яндекс директ, Google adwords, реклама в социальных сетях, ведение аккаунтов в инстаграмме, вконтакте. Есть еще различные каталоги, например, zoon.ru, яндекс каталог. Также реклама на площадках обмена услугами как Юла, Авито. Также есть более углубленные каталоги, допустим, для автомойки есть каталог Iwash. Это тоже грубо говоря агрегатор целевой аудитории. Естественно используется наружная реклама. Как ни крути, в сфере услуг она работает лучше, чем реклама через интернет. Она не требует ежемесячных вложений. Да, она стоит чуть дороже, но в расчете на год, на два она обходится гораздо дешевле чем реклама в интернете.
И: Получается, ты используешь все возможные способы продвижения, но пришел к тому, что указанные тобой наиболее оптимальные в сфере оказания услуг по мойке машин?
К: Да, именно так!
И: А сколько зарабатывает твой бизнес?
К: Здесь сложно говорить о конкретном заработке, поэтому я бы лучше поговорил про оборот и про рентабельность. В салоне красоты средний оборот составляет от одного до полутора миллионов рублей в месяц, в зависимости от сезона скачет, и при этом рентабельность составляет от пятнадцати до двадцати пяти процентов. Опять же, если оборот падает то рентабельность может упасть до десяти процентов. Салонный бизнес по рентабельности не очень интересный, потому что там достаточно много расходов. Очень большая аренда, в силу того, что помещение должно быть достаточно большим для оказания широкого спектра услуг. Второй момент – это помещение должно находиться в достаточно видном и проходном месте, что бы клиентам было удобно добираться, а это еще сильнее повышает стоимость аренды. Очередной момент, который «убивает» в принципе рентабельность это зарплата персонала. Даже несмотря на то, что ручной труд в России не ценится, в сфере именно индустрии красоты очень избалованный обслуживающий персонал, где они хотят много получать и ничего при этом по сути не делать. Соответственно, приходится идти на крайние меры, а именно платить им и зарплату и какой-то процент, причем процент иногда доходит даже до пятидесяти! Поэтому рентабельность достаточно низкая. По сути фонд оплаты труда эта самая большая расходная часть в «салонном» бизнесе, все остальное это мелочи. Что касается автомойки – здесь рентабельность доходит до пятидесяти процентов в силу того, что мойка – это больше техническое помещение, оно холодное, оно не требует какого-то супер ремонта. Да и на зарплату своим сотрудникам (работникам) уходит почти в два раза меньше. Плата за аренду низкая, и соответственно рентабельность доходит до пятидесяти процентов! С точки зрения именно доходности, автомойка как бизнес интереснее, потому что при меньшем обороте можно получать те же самые деньги при чем оборот у меня сейчас меньше, даже порой в пять раз меньше чем в салоне, а при этом деньги я получаю те же самые.
И: Сколько денег нужно для старта? Какой суммой должен рискнуть тот, кто решил-таки начать свое дело?
К: Если мы говорим о салонном бизнесе, то здесь нужно понимать, что есть разная клиентура — те, кто хочет сэкономить, те, для кого экономия на такого рода услугах не важна, и те, кто просто «не считает бабло». Естественно, в зависимости от того на каких клиентов мы ориентируемся будет разная стоимость входа. Премиум класс – это минимум десять миллионов рублей. Опять же, есть моменты о покупке готового бизнеса, есть момент открытия нового салона с ноля. Это будет существенно дороже, так как необходим ремонт в помещении, необходима подушка безопасности на период пока набирается клиентская база, ищутся специалисты. Клиенты должны узнать про салон и соответственно первоначальные вложения в рекламу достаточно большие. Если мы говорим о покупке готового бизнеса, то какая-никакая клиентская база, с которой уже можно работать есть. По сути покупая готовый бизнес можно получать деньги уже с первого дня после приобретения. Вернемся к стоимости входа на рынок. Для входа в сегмент среднего класса, я думаю, понадобится порядка трех-пяти миллионов рублей. Это если мы рассматриваем вопрос покупки бизнеса. Если говорить про построение бизнеса с ноля есть пример. У меня в моем здании был и есть соседний салон, буквально за углом находится, вот им даже десяти миллионов не хватило, что бы пройти точку безубыточности. Если мы говорим об эконом классе, то сейчас можно купить салон красоты даже за пятьсот тысяч. Он будет укомплектован как сотрудниками так и всем необходимым - мойками, креслами, водой, какой-никакой химией для работы. С автомойками та же самая сегментация. Мы также оказываем услуги, единственное целевая аудитория немного другая. Здесь для входа минимально нужно порядка восьмиста-девятиста тысяч рублей. И соответственно далее до бесконечности. Можно построить автомойку, это будет стоить опять же десять-пятнадцать миллионов, то есть по сути все ограничивается лишь вашим бюджетом.
И: Понятно, значит начать свое дело в бизнесе красоты и автомоек можно с бюджетом меньше миллиона?
К: Верно, но это затраты на приобретение готового бизнеса.
И: А с какими проблемами ты сталкиваешься в своем бизнесе?
К: Да по сути, по сути, всего две проблемы. Проблема первая – найти клиентов. Проблема вторая - найти персонал. Все, больше проблем нет. Все остальные вопросы – это лишь задача. Проверяющие органы это лишь задача, налогообложение это также лишь задача, ремонт это также задача, то есть это не проблема - это просто берешь и делаешь. Основная проблема – это именно с людьми. Здесь нужно соблюсти баланс, грубого говоря, клиентов и персонала. Что в салоне что на автомойке проблема с персоналом. Очень сложно найти нормальных и подходящих людей, на которых можно положиться и которым можно доверять, а соответственно, не тратить свое драгоценное время на то, чтобы постоянно не стоять над душой и смотреть как они работают. В салонном бизнесе есть еще одна проблема, это когда специалист уводит клиентов на дом либо в другой салон. Но это тоже скорее задача, нежели проблема, потому что уже давно есть ряд механизмов, которые отсекают отток клиентов домой к мастерам. Но рассказать более подробно я не могу, так как это коммерческая тайна. Вкратце - постоянно нужно соблюдать баланс между количеством персонала и приходящими клиентами. Так что бы персонала клиентов хватало для оказания услуг клиентам.
И: А с какими проблемами могут столкнуться предприниматели решившие пойти в сферу красоты или мойки? К чему им готовиться?
К: Если мы говорим про салонный бизнес то здесь конечно запастись деньгами и терпением, потому что путь к успеху там очень долгий, тернистый. Что касается автомойки здесь советы по сути те же самые. Приготовиться к тому, что первый год будет убыточным в любом случае. Если говорить про меня - я за первый год очень много вливался в «тему», изучал какие-то прикольные штуки. Например, сам изучал химию, сам изучал строение лакокрасочного покрытия автомобиля, то есть такие очень узко специализированные вещи, что бы быть самому в теме, как это работает и с чем это есть. Исходя из этого хочу дать еще один совет – это самому углубляться вообще во все: как работает химия, как работать с клиентом, как работать с персоналом, как должно быть организовано рабочее место, как считать финансы. То есть бизнес должен быть прозрачным и у владельца бизнеса не должно быть каких-то мертвых зон, которые он отдал на откуп, например, администратору, сотруднику или бухгалтеру. В любом вопросе, владелец бизнеса должен 100% знать тему в которой он работает. Такие вот рекомендации.
И: Спасибо, Кирилл! Надеюсь, многим будет полезен твой опыт. Я думаю многие воспользуются твоими рекомендациями! А почему ты оставил бизнес в сфере красоты?
К: Ушел, потому что моя главная компетенция – жена, мы с ней разошлись, этой компетенции больше не стало. Салон я вывел на безубыточность и рассчитался с долгами. То есть дошел до первой цели в данном направлении. Потом начались проблемы со здоровьем. Здоровье пошатнулось потому, что мужчине сложно руководить женским коллективом – он как бы "высасывает" энергию. Такое не только со мной случилось, есть примеры других предпринимателей. В итоге было принято решение салон продать и я выручил какую-то сумму от продажи. Салон получался среднего сегмента, но при этом он продался выше средней цены, потому что был прибыльным, доходным. Он до сих пор приносит новому владельцу доходы. С мойкой пока расставаться не планирую , потому что мне это нравится, есть тенденция к росту, то есть доход медленно, но верно растет и в общем-то с каждым днем я пониманию этот бизнес все глубже и глубже. Да и со здоровьем проблем тут не испытываю.
И: Кирилл, спасибо и - удачи в бизнесе!