О том, что я – свинья, я узнала летом 1982-го. Мама купила в электричке распечатку восточного гороскопа, помните были такие фотографии с плохо читаемым текстом, формата чуть меньше А4.
Там же, в электричке, я начала с упоением его изучать. Папа оказался Котом или Кроликом, он только улыбнулся, когда я ему об этом сказала. Мама и вовсе была Змея, она тут же демонстративно пошипела и показала мне кончик языка:
- А ты у нас кто? Наверное, Обезьяна!
Я не ответила. Всё моё существо взбунтовалось, я – Свинья?! Не хочу!
- Надоело, не буду читать, - я сунула фотографию маме, - И вообще, сейчас уже наша остановка!
Осенью, придя в пятый класс, я поделилась открытием с Наташкой: весь наш класс – свиньи!
- Нет, - Наташка хитро засмеялась, - Я Собака, вот!
Наташка была ноябрьская, потому немного старше нас, 1970 года. Она изучила фотографию с гороскопом вдоль и поперек и заявила:
- Сейчас мой год заканчивается, а следующий, 1983-й, как раз год Свиньи!
- Давай спрячем, и никому не скажем, - я, склонив голову набок, посмотрела на подругу умоляющим взглядом, - Зачем нам этот гороскоп, мы же не в Китае живём!
- Давай, - легко согласилась подруга, но резонно заметила, - Не ты одна, нас всего двое 70-го да Светка 72-го года, остальные тоже, ну, эти, хрю-хрю.
Мы благополучно забыли о гороскопе, но вдруг в конце декабре в передаче «Международная панорама» (а мы её смотрели каждое воскресенье, не пропуская) ведущий рассказал о наступающем годе Свиньи. Ну всё, подумала я, завтра в классе все будут только об этом и говорить.
Вечером того же дня позвонил дядя Сеня. Пока мама шла к телефону, он спросил:
- О, Пошутилка, у тебя же скоро день рождения! Что тебе подарить?
- Свинью, - буркнула я, и передала трубку маме.
Наступил Новый год, каникулы, я уже и думать забыла об этой свинье, ведь приближался мой день рождения. Одноклассников пригласили день в день, а в субботу пришли родственники. Меня усадили на почетное место, вручали подарки, целовали и наказывали быть умницей. И тут подошёл хитро улыбающийся дядя Сеня с большим свертком, перевязанным капроновой лентой:
- Как заказывали! Расти большой и не будь тем, кто в этом пакете!
Уже понимая, что, вернее, кто там, я развернула подарок. Это оказалась довольно-таки увесистая керамическая свинка в матерчатых клетчатых штанишках. Мои глаза наполнились слезами – точно в таких брючках сидела я сама (брюки шила тётя Аня, дяди Сенина жена, понятно, откуда штанишки на свинье!). Но дядя Сеня не обратил на это внимание:
- Это не простая свинья, смотри! – он приспустил свинке штаны, и показал прорезь, - Это копилка! Сейчас все гости положат туда по денежке, это будет начало. А когда свинка будет полной, разобьешь – и купишь себе то, что захочешь.
- Джинсы, - быстро сказала я.
- Джинсы так джинсы, хотя, по-моему, Нинка тебе их сегодня как раз подарит, - он незаметно кивнул в сторону тёти Нины, - Только я тебе ничего не говорил!
Он объявил родне, чтобы каждый сделал небольшой вклад в мою будущую покупку. Родственники смеялись, кидали в прорезь монетки:
- Если «Жигули» купишь, покатаешь?
Свинья заняла почетное место на столе в моей комнате. Папа с мамой частенько пополняли её, разрешали мне кидать туда сдачу от покупки молока, дядя Сеня и другие родственники, приходившие в гости, тоже вносили свой посильный вклад.
- Наташка, что ты купишь? – поинтересовалась подруга, - Джинсы у тебя уже есть!
Я зажмурилась и тоненько сказала:
- А на магнитофон хватит?
Магнитофон был практически голубой мечтой. Компактный, черный, с таинственным названием «Легенда 404», он стоял в стеклянной витрине магазина «Юбилейный», единственного в Якутске, где продавали технику. Стоил 156 рублей, для меня образца 1983 года - целое состояние. Нет, я знала, что, если попрошу, тот же дядя Прокопий купит мне его без разговоров, но такие деньги приводили в смятение, совесть не позволяла наглеть. А вот если накопить хотя бы сто рублей…
В начале апреля копилка была полна. Свинью мне было жалко, я к ней привыкла, и штанишки казались уже такими симпатичными!
Сначала мы с Наташкой пытались вытащить монетки «по ножу», т.е. засовывали в отверстие лезвие и трясли, пытаясь, чтобы монетка «легла на нож». Но дело это было неблагодарное, за два с половиной часа мы еле-еле вытащили 80 с лишним копеек. К вечеру пришёл папа, увидел наши мучения:
- Постелите на пол клеёнку. Будем делать операцию свинке.
Он аккуратно распилил нашу свинку пополам, причём не вдоль, а поперек:
- Потом заклеим «Моментом», так и быть, пожертвую немного драгоценного клея. Под штанами не будет видно.
Монет было много. Втроем с папой и подругой считали чуть ли не до прихода мамы. Но результат оказался феноменальным – 192 рубля!
- Таля, давай поменяю на бумажные, - папа хотел сгрести монеты, но я не дала.
- Нет, пойду на эти покупать, пусть видят, сколько скоплено!
Понимаю, что это было глупо, но вот так вышло. Почему папа не стал возражать – неизвестно, но так или иначе, ссыпав монеты (а там были и 1, 2, 3 и 5 копеечные монеты тоже!) в полиэтиленовый пакетик, на следующий день мы с Наташкой отправились в «Юбилейный».
Как раз закончился обеденный перерыв, мы гордо вошли в магазин и… Я вытаскивала пакет из портфеля, он зацепился за край учебника, порвался и все мои монеты разлетелись по большому торговому залу. Да, пакет был старенький, сто раз перестиранный и высушенный, но порваться ему понадобилось именно в тот момент!
В магазине было довольно много народа, окрестные мальчишки приходили туда поглазеть на целую пирамиду из телевизоров, одновременно транслирующих какую-либо передачу, кто-то желал купить пластинки и т.д. Когда монеты разлетелись, все кинулись их подбирать. Я, обливаясь слезами, просила не брать, и кто-то, собрав деньги, высыпал их на прилавок. Но были и те, кто, схватив пару-тройку рублей, тут же убегал. Когда мы с кассиром завершили подсчет, вместо заветных 156 рублей было всего 113…
Домой возвращались убитые горем, я плакала, Наташка неловко утешала. Папа, узнав о случившемся, даже не сказал, что сама виновата, не послушала, до того у меня был плачевный вид.
Когда папа предложил добавить денег и купить-таки злосчастный магнитофон, я отказалась. Скопленные деньги отдала родителям:
- Не умею я тратить, возьмите лучше вы.
А через месяц в отпуск прилетел дядя Прокопий. Он доставал из своего рюкзака подарки, в основном для меня. И вдруг вытащил коробку и я глазам не поверила! Это была «Легенда 404»...
- Вот, это тоже тебе! Мне премию дали за отстрел волков и плюс ценный подарок. Подумал, тебе пригодится!
Эта «Легенда» прожила долгую и счастливую жизнь, мы таскали её везде и всюду, и на дачу, и в походы, и на все классные мероприятия. Пару раз магнитофон пытались отобрать взрослые ребята, но мы с Наташкой давали такой свирепый отпор, что обидчики тут же ретировались, мол, ну их, этих бешеных!
А самое интересное, по словам сестры, она до сих пор работает, моя «Легенда»…
P.S. А потом вдруг выяснила, что я вовсе не Свинья. Год по восточному гороскопу начинается в конце января - начале февраля, а у меня день рождения в первых числах января. Следовательно, я как и Наташка - Собака. Гав:)