Здесь, на Дзене, сегодня попалась статья одного автора про коррупцию в госзакупках.
Автор рассказывал об одном конкретном аукционе на обслуживание территории. Как например описывается уборочная техника с разбросом размеров в 5 мм. И что этот аукцион прописан под конкретного исполнителя и обещанный процент.
Кому интересно, найдете этот пост в Дзене.
Но я не совсем согласен с автором. Он либо недавно "в теме", либо представитель другой эксплуатационной компании, которая "пролетела" с этим аукционом.
И вот почему несогласен...
С ГОСЗАКУПКАМИ я познакомился ещё в 2012 году. Как раз была очередная смена работы и меня пригласили руководителем отдела продаж в одну из компаний, торгующих офисной мебелью.
Традиционно не буду называть ни имя компании, ни госучреждения, с которыми работали.
Ну так вот. Компания небольшая, менеджеров всего трое. При приеме на работу директор мне рассказал, что помимо коммерческих организаций, мы участвуем в тендерах и работаем с ГОСЗАКУПКАМИ.
Ок, в продажах я давно, как их строить понимание есть, людьми руководил, ну а конкретно в этой организации разберемся что к чему.
То, что я не знаю 44 Федеральный закон, меня не смутило. Я быстро учусь.
Неделя ушла на ознакомление с ситуацией в отделе, анализ продаж и клиентской базы. Естественно за эту неделю я проштудировал 44 ФЗ так, что "от зубов отскакивало".
Стало понятно, как действовать, равно как и то, что директор ничего не понимает в госзаказах. Ну так, общие понятия, типа тендер. Может ему и не надо было, главное, чтобы отдел работал.
За эту неделю понаблюдал за менеджерами, как общаются. Стало понятно, что надо потихоньку их настраивать под себя. Ведут старых клиентов, отвечают на телефонные звонки вяло, новые клиенты появляются достаточно редко. Несмотря на обилие рекламы.
Ну и конечно, отсутствие склада как такового, напрягало. Работали с колес. То есть были договора с поставщиками-производителями, их продукция была на сайте, соответственно клиент уже знал, что ему надо. Оставалось только выписать счёт, оплатить поставщику, забрать, отвезти клиенту. Скучно, девочки (Цитата).
Освоив 44 ФЗ, я приступил к поиску профильных нам аукционов и котировок. И обнаружил, что многие из них написаны под конкретную продукцию. Вот уж не знаю, были ли какие то договоренности по откатам, но по факту в этих процедурах мог участвовать любой желающий, имеющий договора с поставщиком продукции. И тут уже по честному выиграет тот, кто предложит минимальную цену.
Но речь не об этом.
Я рассказываю о коррупционной составляющей госзакупок.
Как то раз одна из моих менеджеров сидит печальная. Оказывается среди ее клиентов есть поликлиника. Поликлиника хочет выйти на котировку. Нужна мебель. Смотрю список, там даже по закупочной стоимости выше цены котировки. То есть 500 тыс. Говорю, давай вычёркивать не особо нужное. Нельзя, оказывается. Все нужное.
Ну все, сделка срывается. План продаж не выполнен. Катастрофа.
Ладно, говорю, собирайся, поедем в твою поликлинику.
Дело в том, что в 2012-2013 году для работы по 44ФЗ использовался классификатор товаров и услуг, так называемый ОКВЭД. И если производилась закупка чего либо в рамках закупки у единственного поставщика, котировки или аукциона, то ассортимент должен был находиться внутри одной группы.
Когда я просматривал заявку от поликлиники, то заметил, что некоторые позиции можно разнести по другим группам.
Оставалось дело за малым-уговорить поликлинику провести не одну котировку, а две.
Поехали, поговорили, пришли к пониманию, что раз такое дело, можно добавить ассортимента и провести аж три котировки.
Сказано, сделано. Разнесли по трем группам мебель и выставили техническое задание на портал.
Но! Техническое задание было составлено так, что ни один здравомыслящий игрок в эти котировки играться бы не полез.
Например обычный офисный стол имеет базовую длину 800-1000-1200-1400 мм. Обусловлено это особенностями производства. При раскрое исходной плиты получается меньше отходов. Эти размеры базовые абсолютно у всех производителей.
А мы прописывали, например, 1210 мм. При таком раскладе другой игрок не нашел бы стол такого размера. А производитель не стал бы это изготавливать. Нерентабельно.
Таким образом, клиент получает именно то, что ему нужно. По цвету, фактуре, функциональности. А не то, что ему привезет другой игрок, возможно сильно отличающееся.
В данном случае, с поликлиникой, обошлось без коррупции. Хорошие взаимоотношения же нельзя так назвать...
У клиента именно то, что было необходимо и даже больше. Менеджер довольна как удав. Руководитель отдела продаж (скромно) молодец. Директор всех премирует за перевыполнение плана.
У автора статьи, о которой я выше упомянул, видимо подобная ситуация - исполнитель может себя уже зарекомендовал и заказчик хочет с ним дальше работать.
Конечно, это не факт и в дальнейшем я напишу, как ещё бывает.