Найти тему
Моряк Папай.

Сложная судьба единственного в мире атомного грузового судна. Атомный лихтеровоз "Севморпуть"

Оглавление

Крупнейшее грузовое судно с ядерной энергетической установкой и когда-либо построенных. На сегодняшний день "Севморпуть" это единственное действующее грузовое судно с ядерной силовой установкой. Об этом уникальном лихтеровозе и пойдет речь.

Атомный лихтеровоз Севморпуть. Источник "www.atomic-energy.ru"
Атомный лихтеровоз Севморпуть. Источник "www.atomic-energy.ru"

Основные ТТХ:

  • Водоизмещение - 61880 т.
  • Длина - 260,1 м.
  • Ширина - 32,2 м.
  • Высота - 18,3 м (высота борта)
  • Осадка11,8 м.
  • Скорость хода 20,8 узлов
  • Регистровый тоннаж - 74 лихтера типа LASH или 1336 20-футовых контейнеров
Форштевень огромного лихтеровоза, именно им он и давит лед. Источник https://paluba.media/projects_files/sevmorput/tild3539-3735-4832-a266-613634666535__img_1458.jpg
Форштевень огромного лихтеровоза, именно им он и давит лед. Источник https://paluba.media/projects_files/sevmorput/tild3539-3735-4832-a266-613634666535__img_1458.jpg

Севморпуть был построен на заводе Залив в г Керчь в 1988г. планировалась постройка второго корабля но СССР рухнул и проект так и не был реализован. Корабль был изначально предназначен для снабжения северных поселков и научных станций, там где отсутствую порты. Севморпуть должен был развозить "Лихтеры" Это большой плавучий "контейнер" весом до 300т. он способен доставить груз с борта лихтеровоза на необорудованное побережье. Для погрузки и выгрузки лихтеров на судне был установлен уникальный козловой кран грузоподъемностью до 500т. На корме оборудованы 2 консоли которые дают возможность взять лихтер с трюма и поставить на воду а потом забрать в обратном порядке. На борт могло поместиться 74 лихтера типа LASH.

На фото прекрасно видно кран и консоли по которым он может выезжать и брать грузы с воды. Источник https://strana-rosatom.ru/wp-content/uploads/2019/09/untitled-00602.jpg
На фото прекрасно видно кран и консоли по которым он может выезжать и брать грузы с воды. Источник https://strana-rosatom.ru/wp-content/uploads/2019/09/untitled-00602.jpg

Лихтеры это не единственный груз который может перевозить Севморпуть. Корабль может взять на борт 1336 шт. 20 футовых контейнеров. Так как корабль был рожден перед распадом СССР по прямому назначению его никто не использовал. Уникальный корабль возил контейнера из Владивостока во Вьетнам. Потом был переброшен на линию Мурманск-Дудинка. В 1998г. реакторы выработали топливо и нужна была перезарядка томного сердца. Денег естественно на это не было. Корабль простоял до 2001г. потом реакторы были перезагружены, и корабль продолжил выполнять роль контейнеровоза. Такая деятельность была возможна из-за особенностей энергетической установки, он в отличие от ледоколов класса "Арктика" может работать и в теплых морях.

Так выглядит  лихтер Источник http://sudostroy.com/wp-content/uploads/2016/11/1635_barge.jpg
Так выглядит лихтер Источник http://sudostroy.com/wp-content/uploads/2016/11/1635_barge.jpg

Так гигант работал до 2007г. потом опять встал, уже надолго. Причиной остановки стала программа Норникеля по развитию собственного флота, и гигантский Севморпуть встал у причала на 10 лет. Были планы переоборудовать его в плавучую буровую, но их так и не реализовали. В 2008 году государство собрало весь атомный флот в одну компанию, лихтеровоз перешел в Росатомфлот. Но корабль по прежнему был никому не нужен и в 2012г поступила команда заглушить реакторы и отправить корабль на "холодный отстой". Для атомохода это состояние клинической смерти.

Севморпуть в доке Источник https://industrialine.ru/wp-content/uploads/2020/02/DJI_0183.jpg
Севморпуть в доке Источник https://industrialine.ru/wp-content/uploads/2020/02/DJI_0183.jpg

Но не прошло и пол года как государство решило реализовывать огромные планы по освоению арктики, в 2013г году Севморпуть встал на ремонт и его вернули к жизни. В 2015 году отремонтированный гигант повез груз на остров Котельный.

Огромный винт огромного корабля. Источник https://industrialine.ru/wp-content/uploads/2020/02/IMG_1791.jpg
Огромный винт огромного корабля. Источник https://industrialine.ru/wp-content/uploads/2020/02/IMG_1791.jpg

Атомное сердце гиганта запустили вновь, перезарядив топливо и продлив ресурс. В движение корабль приводится атомной энергетической установкой которая включает в себя:

  • Главный турбозубчатый агрегат мощностью 29420 кВт и при частоте вращения гребного вала 115 об/мин, работающего на гребной винт регулируемого шага.
  • Атомная паропроизводящая установка - производительность 215 т/час пара при давлении 40 атм и температуре 290оС.

Вспомогательная установка:

  • 3 турбогенераторов по 1700 кВт
  • 2 резервных дизель-генераторов по 600 кВт
  • 2 аварийных дизель-генераторов по 200 кВт.
  • Котел аварийного хода (в случае выхода из строя АППУ) паропроизводительностью 50 т/час при давлении 25 кг/см2 и температуре пара 360оС, работающий на дизельном топливе.

Резервная установка обеспечивает запас хода до 6000 миль при полном запасе топлива.

Заключение.

Корабль спасло на мой взгляд 2 фактора. Первый это его способность возить коммерческие грузы. Вторая это способность ядерной установки работать в теплых морях. Эксплуатация такого корабля в теплых морях да еще и для перевозки контейнеров это все равно что забивать гвозди микроскапом но он приносил деньги а значит был нужен и поэтому был жив. Если бы реакторы заглушили в 90-х, то 99% его бы растащили на метал а потом утилизировали. Такая участь постигла много военных кораблей в то время. Но государство восстановило уникальный корабль и для освоения арктики ему просто нет цены. Но это уже другая история.

Если вам понравилось, подписывайтесь на канал, пишите что думаете в комментах, ставьте лайки. Огромное спасибо тем кто сделает репост в соц сети.