Найти в Дзене
Troll&Bus

Mercedes-Benz O 405 & MAN SL 202. Войти в одну реку дважды.

Стандартные автобусы первого поколения от MAN и Daimler-Benz AG, доказали, что проект Ассоциации предприятий общественного транспорта VÖV оказался по-настоящему удачным. Потому появление преемников было лишь вопросом времени. В одной из прошлых статей я уже упоминал, что первые прототипы проекта SL-II от концернов MAN и Daimler-Benz AG были показаны в 1979 году. Дизайн кузова новых прототипов в корне отличался от стандартных автобусов предыдущего поколения, а вот технические решения во многом остались прежними. Оба прототипа успешно прошли испытания в городах, и в 80-е было налажено серийное производство автобусов Mercedes-Benz O 405 и MAN SL 202. О них и пойдет речь в данном материале. И начну я по аналогии с прошлой статьей с Мерседеса. Mercedes-Benz O 405 13 сентября 1984 года был запущен конвейер по производству модели O 405. Запуск производства нового стандартного автобуса стал для завода в Мангейме поводом представить прессе недавно оборудованный сборочный цех с 48 станциями. Нов
Оглавление
Стандартные автобусы первого поколения от MAN и Daimler-Benz AG, доказали, что проект Ассоциации предприятий общественного транспорта VÖV оказался по-настоящему удачным. Потому появление преемников было лишь вопросом времени.

В одной из прошлых статей я уже упоминал, что первые прототипы проекта SL-II от концернов MAN и Daimler-Benz AG были показаны в 1979 году. Дизайн кузова новых прототипов в корне отличался от стандартных автобусов предыдущего поколения, а вот технические решения во многом остались прежними.

Mercedes-Benz S 80
Mercedes-Benz S 80
MAN S 80
MAN S 80

Оба прототипа успешно прошли испытания в городах, и в 80-е было налажено серийное производство автобусов Mercedes-Benz O 405 и MAN SL 202. О них и пойдет речь в данном материале. И начну я по аналогии с прошлой статьей с Мерседеса.

Mercedes-Benz O 405

13 сентября 1984 года был запущен конвейер по производству модели O 405. Запуск производства нового стандартного автобуса стал для завода в Мангейме поводом представить прессе недавно оборудованный сборочный цех с 48 станциями. Новые производственные мощности обеспечивали непревзойденную гибкость и качество продукции. Первые экземпляры Mercedes-Benz O 405 были доставлены клиентам в декабре 1984 года.

Первый серийный автобус с символичным номером на маршрутоуказателе. (Фото взято из архива Mercedes-Benz)
Первый серийный автобус с символичным номером на маршрутоуказателе. (Фото взято из архива Mercedes-Benz)

Серийная модель имела ряд отличий от прототипа:

  • колеса малой размерности уступили место колесам более привычного диаметра в 22.5 дюймов, поскольку первые показали себя в ходе испытаний не слишком хорошо;
  • вместе с колесами малой размерности пришлось отказаться от пониженного уровня пола с одной ступенькой;
  • передние блок-фары от дорестайлингового Mercedes-Benz W123 заменили на блок-фары от рестайлингового 123-го;
  • U-образный передний бампер немного изменил форму, став выше.

Кроме этого был ряд мелких отличий, вроде иной формы дверей, откидных арок, решетки радиатора и задних указателей поворота.

На данном рисунке хорошо видны отличия между прототипом и серийным вариантом автобуса SL-II от Daimler-Benz AG
На данном рисунке хорошо видны отличия между прототипом и серийным вариантом автобуса SL-II от Daimler-Benz AG

Модель приняли очень хорошо. Заказы на нее стали поступать из множества немецких транспортных компаний. Поэтому неудивительно, что 21.000 экземпляров Mercedes-Benz O 405 было выпущено в период с 1984 по 2001 год. Так что данный автобус не просто повторил успех предшественника O 305, а даже превзошел его. И это при том, что жизненный цикл O 405 оказался короче на три года. О причинах успеха новой модели, а также о том, чем она отличалась от O 305 ниже и пойдет речь.

Mercedes-Benz O 405 Mk I
Mercedes-Benz O 405 Mk I

На самом деле, ранний Mercedes-Benz O 405 Mk I, кроме нового кузова кубической формы с вклеенными стеклами, имел не так уж много отличий от предыдущей модели.

Внешность нового автобуса Мерседес-Бенц кардинально отличалась от автобуса предыдущего поколения. Кто бы мог подумать, что за столь радикальными внешними изменениями скрывается по сути тот же самый автобус.(Фото взято из архива Mercedes-Benz)
Внешность нового автобуса Мерседес-Бенц кардинально отличалась от автобуса предыдущего поколения. Кто бы мог подумать, что за столь радикальными внешними изменениями скрывается по сути тот же самый автобус.(Фото взято из архива Mercedes-Benz)

Габаритный чертеж. По сравнению с O 305, новая модель стала длиннее на 0.3 м (11,5 м), выше на (0,1 м) и имела увеличенную колесную базу.
Габаритный чертеж. По сравнению с O 305, новая модель стала длиннее на 0.3 м (11,5 м), выше на (0,1 м) и имела увеличенную колесную базу.

Хоть автобус и получил новый атмосферный двигатель Mercedes-Benz OM 447h, но по сути своей этот агрегат представлял лишь модернизацию OM 407h, который устанавливался на O 305.

В паре с новым двигателем работала новая автоматическая коробка Mercedes-Benz W3E112/2.2R, кроме того могли устанавливаться АКПП от других производителей, такие как: Allison B300R; Voith DIWA 851.2; ZF 4HP500; ZF 5HP500.

Задняя часть Mercedes-Benz O 405 Mk I во многом перекликалась с таковой у остальных стандартных автобусов второго поколения
Задняя часть Mercedes-Benz O 405 Mk I во многом перекликалась с таковой у остальных стандартных автобусов второго поколения

Планировка салона также практически не изменилась, по сравнению с предшественником - 37 или 44 сидячих места, в зависимости от планировки. При этом O 405 получил новые раздельные пластиковые сиденья с тканевой обшивкой. Потолок стал перфорированным. Освещение было реализовано с помощью неоновых ламп, скрытых за большими плафонами. Под крышей появилось пространство для размещения различной информации и молотков для аварийного выхода. Высота пола изменилась совсем незначительно: если у O 305 она была 725 мм, то у O 405 ее значение составляло 710 мм.

Зондерпланировка с одинарными сидениями по левому борту никуда не делась.
Зондерпланировка с одинарными сидениями по левому борту никуда не делась.

В чем-то салон O 405 превосходил салон своего предшественника, например форма спинок сидений создавалась в соответствии ортопедическими особенностями человека. Но имелись и недостатки. Так, в задней части салона появились подиумы, значительно сужающие проход. Кроме этого в передней части салона сидения на арках были достаточно неудобными и устанавливались под небольшим наклоном. То же самое можно сказать о сидениях в задней части, установленных над задними арками. Хоть они и были установлены выше остальных, но места для ног все равно не хватало.

Место водителя не сильно изменилось. Приборная панель во многом повторяла таковую с поздней модификации O 305. Из новшеств у сидения водителя появился электропривод с множеством регулировок.

В начале девяностых годов был представлен Mercedes-Benz O 405 Mk II. Внешне от более ранней модели он отличался дверями с полным остеклением и новой решеткой радиатора.

Mercedes-Benz O 405 Mk II
Mercedes-Benz O 405 Mk II

Внутренняя начинка также подверглась изменениям. Появился турбированный двигатель Mercedes-Benz OM 447hA, мощностью 250 л.с. В паре с ним работала коробка Mercedes-Benz W3E110/2.2R, которая лучше справлялась с увеличенной мощностью. Помимо этих агрегатов O 405 Mk II мог оснащаться атмосферным двигателем OM 447hII, а также OM 447hLA с турбонаддувом и промежуточным охлаждением. Выбор коробок пополнился автоматической трансмиссией Voith D864.3.

Существовали версии и на газу. Mercedes-Benz O 405 CNG можно было легко вычислить по коробу на крыше.
Существовали версии и на газу. Mercedes-Benz O 405 CNG можно было легко вычислить по коробу на крыше.

Что касается эксплуатационных качеств Mercedes-Benz O 405, то тут все осталось на уровне предка. Агрегаты сохранили свою надежность и ремонтопригодность, а качество исполнения продолжало оставаться на высоте. Ходовые характеристики также были сильной стороной Мерседеса, особенно это стало заметно, когда в ходе рестайлинга он получил турбированный двигатель: машина легко набирала скорость, а автомат переключал передачи практически незаметно (если, конечно, находился в исправном состоянии)

Ну а после 10-15 лет эксплуатации в Германии эти автобусы были способны проработать такой же срок за ее пределами. Например, в Российской Федерации на сегодняшний день работает более тысячи автобусов данной модели. А возраст самых старых из них превышает 35 лет.

Как и на основе предыдущей модели, на основе O 405 существовали пригородная и сочлененная модификация. Но прежде чем перейти к ним, хочу показать несколько модификаций 405-го, выпущенных специально для отдельно взятых стран и городов.

Так в Берлин поступали довольно необычные Мерседесы с бездисковыми колесами и дверьми с увеличенным остеклением.

Модификация O 405 специально для Берлина. Бездисковые колеса к началу 80-х годов уже считались пережитком прошлого. Однако большая часть автобусного парка перевозчика BVG имела именно бездисковые колеса, поэтому более новые модели продолжали заказывать с такими же колесами, чтобы не испытывать сложностей с обслуживанием.
Модификация O 405 специально для Берлина. Бездисковые колеса к началу 80-х годов уже считались пережитком прошлого. Однако большая часть автобусного парка перевозчика BVG имела именно бездисковые колеса, поэтому более новые модели продолжали заказывать с такими же колесами, чтобы не испытывать сложностей с обслуживанием.

Для Швейцарии существовала специальная трехдверная версия O 405. Причем створки третьей двери были уже, чем у передней и средней, поскольку в заднем свесе, где был расположен двигатель, не оставалось места для полноценных двух створок. Такие машины работали в нескольких городах, в том числе в Цюрихе.

В 1995 году город Ташкент заказал крупную партию Mercedes-Benz O 405. Это была первая в истории Узбекистана большая закупка у немецкого производителя. Данная модификация отличалась более широкими колесными арками, заменившими откидные; дисками диаметром 20 дюймов с более высоким профилем шин; окраской, позаимствованной у немецкого перевозчика ÜSTRA (Ганновер); немного измененными дверями с тремя рядами поручней и форточками в каждом окне.

А в немецком городе Эслинген работал троллейбус Mercedes-Benz O 405T Prototyp, выпущенный в единственном экземпляре. Он имел нестандартную трехдверную компоновку, причем третья дверь была полноценной, за счет отсутствия двигателя сзади.

Ну что же, с городским одиночным вариантом я, наконец, закончил. Теперь можно перейти к пригородной и сочлененной модификациям.

Прототип Mercedes-Benz Ü 80 дебютировал в 1981 году вместе с остальными прототипами проекта Überlandbus 80. Именно на нем впервые появился более высокий U-образный бампер, который позже будет устанавливаться и на городскую версию стандартного автобуса второго поколения от Daimler-Benz AG.

Mercedes-Benz Ü 80
Mercedes-Benz Ü 80

В серию пригородный вариант пошел практически без изменений в 1987 году, получив название O 407. Внешне от O 405 он отличался длиной 11,9 метра, дверьми с прислонно-сдвижным механизмом (причем передняя дверь имела лишь одну створку) и цельным ветровым стеклом увеличенного размера, над которым был установлен узкий однострочный маршрутоуказатель движения с боковыми воздухозаборниками . Дворники на таком ветровом стекле располагались горизонтально и не мешали обзору. Опционально это стекло стало доступно и для городской модификации.

Внешний вид, салон и кабина водителя Mercedes-Benz O 407(Фото взято из архива Mercedes-Benz)
Внешний вид, салон и кабина водителя Mercedes-Benz O 407(Фото взято из архива Mercedes-Benz)

Автобус оснащался тем же двигателем, что и городская модификация, но мощностью 240 л.с. В паре с ним работала или механическая коробка передач GO 4/95-5/5,1 (За дополнительную плату была доступна 6-ступенчатая синхронная коробка передач GO 4/105-6/7,2), или автоматическая трансмиссия Mercedes-Benz (W4E110).

Салон отличался от городского варианта большим количеством сидячих мест (от 49 до 53), расположенных по ходу движения, и и более высоким полом для дополнительных багажных отделений. Сами сидения были мягкими с высокими спинками.

Вариант с площадкой для детских колясок и инвалидных кресел. Кроме того, O 407 можно было заказать с городскими сидениями.
Вариант с площадкой для детских колясок и инвалидных кресел. Кроме того, O 407 можно было заказать с городскими сидениями.

В 1992 году вышел рестайлинг. Двери теперь были полностью застеклены, интерьер выполнен в сером, а не светло-коричневом оттенке, также появились большие люки на крыше, используемые в качестве аварийных выходов. Кроме этого, под капот автобуса начали устанавливать турбированные двигатели OM 447hA мощностью 250 и 299 л.с., которые могли работать в паре с пятиступенчатой автоматической трансмиссией ZF 5HP500.

Вдобавок, на основе O 407 существовала экскурсионная версия O 408, о которой я не нашел никакой информации в интернете. Она имела панорамное ветровое стекло, с маршрутоуказателем за ним и оригинальную заднюю часть.

Задняя часть напоминала таковую у междугородного автобуса Mercedes-Benz O 404
Задняя часть напоминала таковую у междугородного автобуса Mercedes-Benz O 404

Первый серийный экземпляр сочлененного автобуса Mercedes-Benz O 405G сошел с конвейера завода в Мангейме в декабре 1985 года.

Первый серийный экземпляр Mercedes-Benz O 405G (Фото взято из архива Mercedes-Benz)
Первый серийный экземпляр Mercedes-Benz O 405G (Фото взято из архива Mercedes-Benz)

В отличии от сочлененного автобуса предыдущего поколения, O 405G имел не свой собственный узел сочленения, а стандартный узел Hubher, который к тому времени использовали все немецкие производители автобусы. Она оснащалась все тем же двигателем OM 447hA мощностью в 299 л.с. и, как правило, автоматической трансмиссией.

Mercedes-Benz O 405G Mk I
Mercedes-Benz O 405G Mk I

В начале 90-х вместе с одиночной версией O 405 сочлененный вариант получил рестайлинг.

Кроме того, существовал вариант сочлененного автобуса от Daimler-Benz AG для пригорода, имевший название O 407G. От городской модификации гармошки он имел те же отличия, что и одиночный вариант O 407 от O 405.

Пригородные гармошки O 407G были весьма редким явлением.
Пригородные гармошки O 407G были весьма редким явлением.

Если троллейбус Mercedes-Benz O 405T так и остался в единственном экземпляре, то вот сочлененные троллейбусы на базе O 405G выпускались вполне себе серийно. Существовали модификации GT, GTZ и GTD. Первые две предназначались для Швейцарии и были выпущены тиражом 100 единиц (79 для Цюриха и 21 для Винтертура)

Mercedes-Benz O 405GT
Mercedes-Benz O 405GT

О Mercedes-Benz O 405GTD я уже упоминал в одной из предыдущих статей. Всего в период с 1986 по 1995 год было произведено в общей сложности 47 экземпляров дуобуса.

Кроме одиночных версий O 405 в январе 1995 года город Ташкент приобрел сочлененный вариант O 405G в единственном экземпляре. Проработал он примерно до 2011 года, после чего был списан и порезан.

Гармошка из Ташкента имела все те же отличия от оригинального O 405G, что и одиночная версия.
Гармошка из Ташкента имела все те же отличия от оригинального O 405G, что и одиночная версия.

В 2000-м году, испанцы производили на шасси Mercedes-Benz O405G автобус Hispano Mark II. Примечателен он был тем, что имел переднюю часть с элементами от нового (на тот момент) городского автобуса Mercedes-Benz O 530 Citaro.

Морда от Citaro весьма необычно смотрелась на угловатом кузове разработки конца 70-х годов.
Морда от Citaro весьма необычно смотрелась на угловатом кузове разработки конца 70-х годов.

Отдельного упоминания также заслуживает мидибус Mercedes-Benz O 402. Кузов для него производила немецкая компания Göppel, а шасси швейцарская компания с длинным названием Commercial Vehicle Company Arbon & Wetzikon (NAW). Выпускался такой малыш с 1985 по 1989 год. Оснащался он рядной шестеркой Daimler-Benz OM 366 объемом 5958 куб. см и мощностью 136 л.с. В паре с этим двигателем работала пятиступенчатая механическая коробка передач типа Daimler-Benz G 3/60-5/7,5. Опционально можно было заказать версию с турбомотором и автоматом.

Mercedes-Benz O 402 (Фото взято из архива Mercedes-Benz)
Mercedes-Benz O 402 (Фото взято из архива Mercedes-Benz)

Каким же по итогу получился стандартный автобус нового поколения у Daimler-Benz AG? Однозначно можно сказать, что модель вышла по-настоящему достойной. И пускай в нем, в отличии от предшественника, на момент выхода не было никаких прорывных решений, O 405 мог похвастаться улучшением всех тех качеств, которыми обладала предыдущая модель O 305. Ну а современный кузов квадратной формы позволил автобусу иметь актуальный внешний вид не только на период 80-х, но и 90-х годов.

MAN SL 202

Автобус от концерна MAN вышел в 1983 году, то есть на год раньше своего конкурента от Daimler-Benz AG. Однако, при этом MAN SL 202 имел еще меньше отличий от своего предшественника MAN SL 200, чем Mercedes-Benz O 405 От O 305. В частности, двигатель вообще остался прежним, а в салоне были установлены точно такие же диваны, как и в предыдущей модели.

-38

Субъективно, внешность стандартного автобуса второго поколения от MAN получилась более грубой и примитивной, нежели у Mercedes-Benz O 405.

Передняя маска имела прямой бампер простой формы с установленными в него противотуманками. Фальшрадиаторная решетка была выполнена в виде сетки. Передние фары были установлены от грузовика MAN серии F8. И это, конечно, не шло ни в какое сравнение с передней маской от O 405, которая имела блок-фары со встроенными противотуманками от легкового автомобиля Mercedes-Benz W123, бампер U-образной формы, обрамляющий эти самые фары и решетку радиатора, по которой сразу узнавалось к какому бренду относится автобус.

Задняя часть MAN SL 202 также выглядела немного проще, поскольку не имела заднего бампера.

-39

От внешности перейдем к салону. Как я уже сказал, он практически не отличался от такового в SL 200. Конечно, новая форма кузова подразумевала, что вклеенные окна будут прямоугольными, оконные стойки лишатся закруглений, а скаты крыши теперь позволят размещать на них информацию для пассажиров. Но вот сама планировка салона и сидения практически не изменились. Все те же 44 или 37 сидячих места, в качестве которых выступали диваны.

Впрочем, встречались и варианты салона с раздельными пластиковыми сидениями, имеющими тканевую обшивку. Кстати, как и у Мерседеса появились подиумы в задней части.

В таком виде салон SL 202 мало чем отличался от салона конкурента O 405.
В таком виде салон SL 202 мало чем отличался от салона конкурента O 405.

Кроме того, чтобы устанавливались довольно необычные пластиковые сидения с низкими спинками, которые за свою форму прозвали "сидениями-унитазами".

Сидеть на таких сидениях было достаточно удобно, но для больших расстояний они, разумеется, не подходили.
Сидеть на таких сидениях было достаточно удобно, но для больших расстояний они, разумеется, не подходили.
Место водителя. Что характерно, в отличии от Mercedes-Benz O 405 очень многие MAN SL 202 комплектовались механикой, а не автоматом.
Место водителя. Что характерно, в отличии от Mercedes-Benz O 405 очень многие MAN SL 202 комплектовались механикой, а не автоматом.

Что касается двигателя, то он без изменений перекочевал из модели SL 200. Это был все тот же старый агрегат MAN D2566UH объемом 11.4 литра и мощностью равной 211 л.с. Лишь с 1990 года, уже под конец производства, MAN SL 202 получил новый двигатель MAN D2866UH, который по своей конструкции был аналогичен двигателю Mercedes-Benz OM 447h. Турбированных двигателей в линейке не предлагалось.

Надежность агрегата от MAN сложно подвергнуть сомнению. Эти моторы без труда пробегали не один миллион километров.
Надежность агрегата от MAN сложно подвергнуть сомнению. Эти моторы без труда пробегали не один миллион километров.

MAN SL 202 комплектовался широким выбором трансмиссий: от трёх- и четырёхступенчатых автоматических коробок передач Renk Doromat до трёх- и четырёхступенчатых коробок передач Voith DIWA, а также четырёх- и пятискоростных коробок передач ZF Ecomat 4HP500 или 5HP500.

Выпускалась модель SL 202 практически без изменений ровно десять лет - с 1983 по 1993 год. И за это время она смогла стать вторым по популярности городским автобусом, после Mercedes-Benz O 405. Точный тираж выпуска я найти не смог, но выпустили их значительно меньше, чем Мерседесов. Одной из причин этого мог быть менее привлекательный дизайн модели. Впрочем, автобус в первую очередь должен в первую очередь обладать хорошими техническими характеристиками, надежными и ремонтопригодными агрегаты, удобным для пассажиров салонлм, а уже только потом иметь приятный внешний вид. И первым трем пунктам SL 202 полностью соответствовал.

-45

На основе SL 202 существовало довольно много интересных и просто необычных модификаций. Ниже хочу продемонстрировать несколько из них.

Специально для Соединенных Штатов Америки MAN выпустил модель Americana SL40-102, которая во многих моментах перекликалась с SL 202.

На фото ниже MAN SL 202 для рынка Австралии. Различия со стандартной моделью сразу бросаются в глаза.

По сути, кузов имел лишь визуальное сходство с моделью MAN SL 202
По сути, кузов имел лишь визуальное сходство с моделью MAN SL 202

Трехосный троллейбус MAN SL 172 HO. О нем я уже рассказывал здесь.

На фотографии бывший троллейбус из Золингена, работающий на маршруте в Мариуполе (Украина)
На фотографии бывший троллейбус из Золингена, работающий на маршруте в Мариуполе (Украина)

MAN SD 202. О культовом берлинском двухэтажнике я также успел упомянуть в одной из прошлых статей. Многие из этих автобусов после окончания эксплуатации на линейных маршрутах в Берлине отправлялись на экскурсионные маршруты, как, например, экземпляр ниже.

MAN SD 202 на фото по сей день работает в Будапеште (Венгрия)
MAN SD 202 на фото по сей день работает в Будапеште (Венгрия)

После окончания производства модели MAN SL 202 в Германии в 1993 году ее история не закончилась. В Турции на ее основе начали производить модель MAN A60 SL232 MANAŞ. Большая часть из этих моделей работали в самой Турции. Также довольно много МАНАСов эксплуатировались в Казахстане, где они закупались новыми.

Ну и конечно нельзя не упомянуть о пригородных и сочлененных стандартных автобусах второго поколения от MAN.

Подробно на пригородной модификации я останавливаться не буду. Во многом MAN SÜ 242 был идентичен своему собрату Mercedes-Benz O 407. Двигатель обладал мощностью 240 л.с. Выпускалась эта модель с 1987 по 1998 год.

В отличии от O 407, пригородный автобус от MAN особой популярностью не пользовался.
В отличии от O 407, пригородный автобус от MAN особой популярностью не пользовался.

О сочлененных модификациях я довольно подробно рассказывал здесь, так что лишь быстро пробегусь по ним. Существовало сразу две версии сочлененных стандартных автобусов второго поколения от MAN - SG 242 H и SG 242. Отличались они длиной, схемой узла сочленения и ведущей осью. Более распространенная модель SG 242 H, вышедшая в июне 1985 года, имела длину 16.5 метров и подруливающую заднюю ось с односкатными колесами.

Данная модификация со схемой Heckmotor выпускалась до 1990 года.
Данная модификация со схемой Heckmotor выпускалась до 1990 года.

MAN SG 242 вышел в конце 1985 года и имел схему сочленения аналогичную Mercedes-Benz O 405G, т.е. являлся сочлененным автобусом толкающего типа. Однако, особого распространения он не получил и до 1993 года выпустили лишь чуть более 400 экземпляров этой модели.

MAN SG 242
MAN SG 242

Существовал и пригородный вариант сочлененного автобуса - MAN SG 242 Ü. Точное количество выпущенных экземпляров я не нашел, но точно могу сказать, что было оно весьма скромным.

MAN SG 242 Ü
MAN SG 242 Ü

Существовала также спецификация сочлененного автобуса MAN для Австралии. Называлась она MAN SG 292 H и была адаптирована для дорог с левосторонним движением.

Кондиционеры и большие форточки сразу выдают автобус, адаптированный для страны с жарким климатом.
Кондиционеры и большие форточки сразу выдают автобус, адаптированный для страны с жарким климатом.

Ну и напоследок стоит упомянуть сочлененный автобус MAN A61 SG312 MANAŞ, который собирался в Турции вместе с одиночной версией. Один из них с 1999 по 2010 год работал в столице РФ.

В Москву этот автобус, в отличии от своих немецких собратьев, попал совершенно новым. К сожалению, несмотря на то, что он являлся единственным турецким сочлененным МАНом в Москве, в музее ему оказаться было не суждено.
В Москву этот автобус, в отличии от своих немецких собратьев, попал совершенно новым. К сожалению, несмотря на то, что он являлся единственным турецким сочлененным МАНом в Москве, в музее ему оказаться было не суждено.

Как и Daimler-Benz AG, концерн MAN выпустил свой мидибус. Аналогично Mercedes-Benz O 402, он имел кузов от компании Göppel и шасси из Швейцарии. Модель называлась SM 152/182. Впервые прототип был показан в 1987 году, а в 1989 было начато серийное производство. Оснащался этот лилипут из мира автобусов двигателями мощностью 150 и 180 л.с. Его производство было остановлено уже спустя три года - в 1992-м, поскольку его заменила низкопольная модификация NM 152/182

MAN SM 152 не считался стандартным автобусом, а лишь обладал внешностью своего старшего брата SL 202.
MAN SM 152 не считался стандартным автобусом, а лишь обладал внешностью своего старшего брата SL 202.

Заключение

Ну вот и подошел к концу мой весьма объемный материал о двух наиболее известных представителях проекта VöV-Standart Bus II. Эти автобусы не посрамили честь своих предшественников и очередной раз продемонстрировали то, насколько удачной вышла концепция стандартного автобуса. Поэтому вдвойне удивителен тот факт, что второе поколение оказалось последним. Третьего поколения автобусов стандарта VöV уже не последовало, да и самой Ассоциации предприятий общественного транспорта VöV к тому моменту уже не стало.

Впрочем, для Mercedes-Benz O 405 и MAN SL 202 на этом история не закончилась. В 1989 году были представлены низкопольные модификации данных автобусов - Mercedes-Benz O 405N и MAN 895 NL 202. Они создавались производителями уже самостоятельно, без поддержки VöV, поэтому в большей степени отличались друг от друга. О них я подробно расскажу в одной из следующих статей.

-58

Стоит также отметить, что второе поколения стандартных автобусов от концернов MAN и Daimler-Benz AG, в отличии от первого поколения, уже не имели такое большое количество конкурентов от других производителей. Им был лишь стандартный автобус от Neoplan, который продавался значительно хуже. Связано это было с тем, что большая часть конкурентов внутри Германии к тому моменту была уже устранена, а за ее пределами многие производители или наладили производство автобусов по собственной технологии, или предпочитали использовать шасси от MAN и Mercedes-Benz, а не создавать подобную им модель.

По завершению работы на маршрутах в Германии, множество подержанных MAN SL 202 и Mercedes-Benz O 405 эксплуатировалось за ее пределами. Так, например, в конце 90-х они в больших количествах появились на дорогах Российской Федерации, демонстрируя гражданам небогатых городов, каким должен быть по-настоящему качественный автобус. Причем нередко они затмевали даже новых представителей отечественного автопрома.

На сегодняшний день, как я уже упоминал, более тысячи автобусов Mercedes-Benz O 405 продолжают работу на дорогах нашей страны и стран бывшего СССР. MAN SL 202 такими цифрами похвастать не может, но тем не менее, на 2022 год на постсоветском пространстве эксплуатируется около 150 автобусов этой модели. А если учесть, что самому свежему МАНу уже 28 лет, то это достойно уважения. В целом, об этих автобусах я могу говорить только в положительном ключе. Ведь даже несмотря на то, что актуальное их состояние далеко от идеала, они до сих пор позволяют жителям городов, в которых перевозчики неспособны покупать новые автобусы большой вместимости стоимостью от 10 миллионов рублей, иметь возможность добираться из пункта А в пункт Б в большом просторном автобусе, созданном высококвалифицированными инженерами для людей, а не трястись в ПАЗике или маршрутке.

Ссылки на источники:

https://360wiki.ru/wiki/Mercedes-Benz_O405

https://tftwiki.ru/wiki/MAN_SL202

https://ru.wikipedia.org/wiki/MAN_S%C3%9C242

https://ru.wikipedia.org/wiki/MAN_SD202

https://landtransportguru.net/mercedes-benz-o405g-hispano-mark-ii/

https://ruwiki.press/pl/MAN_SG_242

https://ru.wikipedia.org/wiki/Mercedes-Benz_O407

https://www.autowp.ru/man/sg/292

https://de.wikipedia.org/wiki/Mercedes-Benz_O_405_GTD

https://de.wikipedia.org/wiki/Mercedes-Benz_O_405_GTZ

https://de.wikipedia.org/wiki/Mercedes-Benz_O_402

https://de.wikipedia.org/wiki/MAN_SM_152

https://transphoto.org/

https://fotobus.msk.ru/

https://www.beku-bildarchiv.de/

https://mercedes-benz-publicarchive.com

#автобусы #германия #история #man #mercedes #мерседес #общественный транспорт #фото #техника #статья