Найти в Дзене
Господь Иисус

Радость в страданиях (Послание к Филиппийцам)

NB! Это пятая статья по посланию к Филиппийцам (первая здесь, ссылки есть также в конце статьи). Сегодняшняя наша тема выглядит парадоксальной - что может быть общим у страдания и радости. Однако, не такой уж это парадокс - есть множество ситуаций, когда боль и страдания вполне совместимы - боль родовых мук и радость ожидания ребёнка, боль от операции и радость от облегчения страданий. В современной религиозной среде бурно расцвело ложное учение так называемого «евангелия процветания», утверждающего, что истинный верующий не будет болеть, страдать, а будет богатым и преуспевающим. Это опасное заблуждение расшатывает верные убеждения и вводит в постоянные сомнения и переживания, когда в жизнь приходят испытания. Однако, поведение людей, упорно продолжающих потреблять эту опасную пищу, напоминает следующее: Несколько лет назад Брайан Вансинг с коллегами провел в чикагском кинотеатре эксперимент. Посетителям бесплатно подсунули порцию лежалого попкорна (он был приготовлен за пять дней до
Оглавление

NB! Это пятая статья по посланию к Филиппийцам (первая здесь, ссылки есть также в конце статьи).

Сегодняшняя наша тема выглядит парадоксальной - что может быть общим у страдания и радости. Однако, не такой уж это парадокс - есть множество ситуаций, когда боль и страдания вполне совместимы - боль родовых мук и радость ожидания ребёнка, боль от операции и радость от облегчения страданий. В современной религиозной среде бурно расцвело ложное учение так называемого «евангелия процветания», утверждающего, что истинный верующий не будет болеть, страдать, а будет богатым и преуспевающим. Это опасное заблуждение расшатывает верные убеждения и вводит в постоянные сомнения и переживания, когда в жизнь приходят испытания. Однако, поведение людей, упорно продолжающих потреблять эту опасную пищу, напоминает следующее:

Несколько лет назад Брайан Вансинг с коллегами провел в чикагском кинотеатре эксперимент. Посетителям бесплатно подсунули порцию лежалого попкорна (он был приготовлен за пять дней до того, засох и скрипел во рту). Людей не предупреждали, что угощение несвежее, но оно все равно им не понравилось. Кто-то заметил, будто «пенопласт жевал». В ходе эксперимента половина посетителей кинотеатра получила большую порцию, а остальные — среднюю. В целом первые съели примерно на 53% больше, несмотря на то что попкорн им не понравился.

Люди понимают, что им подсунули какой-то залежалый продукт, но, словно забыв о разуме, они смотрят на красивые картинки, которые как в кинотеатре рисуют им проповедники, заботящиеся как правило только о своём кармане и благополучии себя и своих родственников. Однако, сегодня мы прочитаем то, что думает по этому поводу вдохновлённый Святым Духом Апостол Павел.

Если же жизнь во плоти доставляет плод моему делу, то не знаю, что избрать. Влечет меня то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше;  а оставаться во плоти нужнее для вас.
И я верно знаю, что останусь и пребуду со всеми вами для вашего успеха и радости в вере, дабы похвала ваша во Христе Иисусе умножилась через меня, при моем вторичном к вам пришествии.
Только живите достойно благовествования Христова, чтобы мне, приду ли я и увижу вас, или не приду, слышать о вас, что вы стоите в одном духе, подвизаясь единодушно за веру Евангельскую, и не страшитесь ни в чем противников: это для них есть предзнаменование погибели, а для вас — спасения.
И сие от Бога, потому что вам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него таким же подвигом, какой вы видели во мне и ныне слышите о мне.
(Послание к Филиппийцам 1:22-30)

Трудный выбор

Как мы читали в прошлый раз (ссылка), Апостол был рад тому, что возвещается Евангелие о спасении во Христе, которому он посвятил всю свою жизнь после призвания Господом. Предыдущий текст заканчивается словами, что «жизнь - Христос», а здесь Павел словно сомневается: «…не знаю, что избрать…». Иоанн Златоуст также изумляется таким словам Павла: «Как можно здесь сомневаться? Вся жизнь Павла наполнена страданиями физическими и духовными (2Кор.6:4-6,11:24-26) - он болел (жало в плоть), его предавали, били собственные соплеменники, его хотели убить, сажали в темницы (откуда он и пишет это письмо), он был вынужден порой заниматься тяжёлой работой, чтобы не утруждать жадных собратьев, он голодал, испытывал жажду и боль…а на другой чаше - блаженство на небесах вместе с Господом и всеми святыми…и он не знает, что избрать?».

Я думаю, что сторонники «евангелия процветания» без раздумий (если бы им дали возможность) выбрали бы немедленный переход на небеса, это примерно тоже самое, что спросить: «Ты хочешь быть богатым и здоровым или бедным и больным?». Но Павел, ученик Иисуса Христа, идёт по пути своего учителя, он выбирает испить чашу страданий до дна и «разрешиться», будучи убитым по несправедливому приговору, потому что это «нужнее». Возможно, и у него была своя Гефсимания, где он в борьбе смог найти в себе силы и выбрать долгий тяжёлый путь, который принёс много славы Богу. На этом пути он написал Послания к Церквям и уникальное по своей красоте и глубине Послание к Филимону, читая которое поражаешься скромностью и смирением этого великого святого раба Господня.

Павел понимает, что жизнь во плоти нужнее для Церкви, чем немедленное вознесение к Господу, и он принимает твёрдое решение остаться, он убеждён, что останется и будет вместе с другими верующими, чтобы они обрели настоящий успех и радость в вере во Христа Иисуса и чтобы они могли похвалиться ещё большими свершениями, которые сотворит Господь через них и в них. Всё дело в том, что истинный христианин уже больше не живёт сам, он умер со Христом, и теперь Иисус живёт в нём, теперь все дела - Его и для Него.

И здесь Павел приводит такую типологию - он придёт к Филиппийцам вторично, и это будет подобно второму пришествию Иисуса Христа. Ведь Иисус ушёл, но обещал вернуться, и Его пришествие будет величественным и потрясающим, но также в это время будут прославлены верные Ему люди. Уже здесь, в наших немощных телах Бог прославляется. когда мы живём с верой по Его заповедям, но во втором пришествии, когда наши тела преобразятся, и мы станем подобны Ему воскресшему и получим награду за нашу земную жизнь - вот где будет великая похвала!

Как получить похвалу от Бога?

Но чтобы это произошло, нужно выполнить ряд требований, о которых пишет Павел:

Живите достойно благовествования Христова

Здесь используется греческое слово ἀξίος (аксИос - достойно, заслуженно), с которым связан древний обычай поставления новых пастырей перед общиной. Когда выбранный служитель выходил перед общиной, люди кричали «аксиос», что подтверждало его достоинство и выражало согласие с тем, чтобы подчиняться его епископскому попечению.

Верующий христианин должен задавать себе вопрос - и не только приступая к Таинству Причастия - а достойно ли я поступаю, а доволен ли мной Христос?

Порой, чтобы ответить на эти вопросы, нужно спросить у других верующих, которые хорошо тебя знают, чтобы они высказали своё мнение, впрочем, и собственная оценка должна быть максимально объективной и соответствовать стандартам Священного Писания.

Укрепляйте единство Церкви

Здесь говорится о двух моментах, которые связаны с этим - «стойте в одном духе» и «подвизайтесь за веру» - и Павел здесь выступает как некий докладчик перед Богом. Он хочет слышать, что люди крепко придерживаются ортодоксальных убеждений, изложенных в Священном Писании и в наставлениях апостолов, а также он хочет слышать о том, что христиане вместе стоят в духовной войне против сил зла (Еф.6:10-17), помогают друг другу, поддерживая и молясь друг за друга.

Задайте себе вопрос - а что я делаю, чтобы укреплять личные убеждения в соответствии с Библией и помогать другим в борьбе за святость?

Единство - это вполне конкретная вещь, это не однообразие поведения, это единство, о котором молился Иисус (Ин.17), единство в истине. Мы можем иметь разные взгляды на песни, которые нужно петь на богослужении, разные взгляды на пожертвования или структуру проповедей, но мы должны быть едины в главном - в том, во что верили всегда и повсюду в истинной Церкви Христовой. И помогут этому Символы Веры, труды верных Богу христиан и, прежде всего, молитва и Слово Божье каждый день и ночь в сердце.

Помните о Божьем провидении

Здесь Павел говорит о том, что ломает на корню «евангелие процветания» - он пишет, что именно Бог допускает «противящихся» христианской Церкви, противники, противоречащие, критики, гонители - это знак спасения для верных и знак погибели для «сынов противления». Более того, апостол прямо пишет, что ради Христа дано не только веровать, но и претерпевать страдания, в этом христиане идут по стопам Своего Учителя и Господа.

С того времени Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему должноидти в Иерусалим, и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть.

(Евангелие от Матфея 16:21)

В тексте из Евангелия употребляется то же слово, что использует Павел πάσχειν (гр.пАсхейн - страдать, терпеть, переносить), очевидно он говорит о том, что беззаботная жизнь - это не про христиан, Иисус в Нагорной Проповеди говорит о том же: «Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо, ибо так поступали с лжепророками отцы их» (Луки 6:26), автор Послания к Евреям говорит, что Бог как Отец наказывает Своих детей для их пользы, «…ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец?» (Евр.12:7). Испытания, проблемы, противники, гонения, лишения, болезни - это не что-то «странное», чего не должно быть, это важный инструмент нашего воспитания, через которы Господь укрепляет нашу веру, которая ценнее золота, огнём испытываемого. Нужно бояться состояния «духовного застоя» (подробнее об этом здесь ), состояния бездействия, праздности и отсутствия духовных изменений, преображения во Христа, «обожения» всех сфер жизни верующего. Это не просто психологическая проблема, это широкая дорога к погибели, отречению и отступничеству, и многие пали жертвой этой блудницы - глупости, отказа от познания Бога каждый день и исполнения заповедей без перерывов на обед и отпуск.

Оцените себя - насколько регулярны ваши молитвы и изучение Писание, насколько крепко вы чувствуете, что Бог всё делает к вашему благу?

При этом нужно понимать, что Бог не какой-то садист, которому нравится мучить людей, Он - любящий Отец, Который хочет, чтобы никто не погиб, но чтобы все спаслись, Он не пошлёт испытания выше сил, а вместе с испытанием даст и силы для его преодоления. Чемпионом мира по бегу не стать лёжа на диване, никто не добивался высоких результатов без жертв, поражений и неудач, но только тот, кто видит впереди цель, достигал её. Впрочем, многие не достигали, потому что им не хватало сил, уверенности, возможностей, порой несчастный случай или неожиданная травма останавливала великих спортсменов. Но Бог хочет, чтобы мы победили, Он ограждает нас от непреодолимых обстоятельств, Он защищает от врагов, тренирует и направляет нас к тому, чтобы мы возросли во спасение.

Берите пример с верных Богу людей

Заканчивается этот текст и вся первая глава Послания к Филиппийцам словами Павла о том, чтобы люди смотрели на его «подвиг». В данном случае, синодальный текст достаточно далеко ушёл от первоначального значения слова, здесь употребляется греческое слово ἀγών(гр.агОн - борьба, сражение, борение, состязание борцов), он не похваляется здесь своими великими заслугами, потому что всегда в своих наставлениях подчёркивал, что это Господь действует в нём могущественно, это по милости Божьей он тот, кто он есть.

«Подражайте мне, как я Христу», - пишет он Коринфянам (1Кор.4:16), то есть «учитесь у меня проходить борьбу и испытания», если в этом есть пример Господа. Мы можем читать Священное Писание о том, как боролись святые, пророки, апостолы и Сам Иисус Христос, но нам сложно понять, каким образом испытания, которые проходили люди в Палестине, Ханаане, Египте, Вавилоне или в Синайской пустыне могут соотноситься с испытаниями жителя мегаполиса или деревни начала 21 века. Поэтому нам нужно стараться видеть вокруг примеры верных Богу святых людей и учиться у них тому, как они исполняют заповеди Господни, как они проходят страдания и гонения, непонимание родных, болезни (свои и своих близких) и не теряют веру, а ещё больше укрепляются в ней.

Подведём итог:

Павел в рассматриваемом тексте писал о том, что радость во Христе сопровождается неизбежными страданиями, это не противоречит друг другу. Это прямо противоречит современному модному идеологическому религиозному течению «евангелия процветания», которое пропагандирует идеи о том, что верующий человек должен быть здоров, богат и успешен, и все проблемы исключительно от сатаны. Нам нужно чётко помнить, что верующие во Христа будут страдать, и это нормально, это проявление Божьей Отцовской любви для нашего возрастания во спасение. И для того, чтобы завершить спасение и не потерять радость в Господе нужно жить достойно благовествования, укреплять единство Церкви, помнить о Божьем провидении и брать пример с верных Богу людей.

Пусть в испытаниях ваша вера и радость во Христе будет только укрепляться!

Автор: Марат Загидуллин

Обзор Послания здесь . Предыдущий день здесь. Следующий день - ссылка.

Если статья была Вам полезной, поставьте лайк, поделитесь,подписывайтесь.

Популярные статьи: "Гнев Иисуса Христа" (ссылка), "Отче наш" и "Боже мой" (ссылка); "Исполнение пророчеств" (ссылка); "Что делать, когда тебе тяжело?" (ссылка); "Ночи в вечности не будет" (ссылка); "Не введи нас в искушение..." (ссылка); "Удивительный псалом 117" (ссылка).