Найти тему

Развитие электронного обучения в России

В современном мире информационные технологии проникли во все сферы жизни человека. Под влиянием глобализации компьютерные технологии внедрились в сферу образования, что способствовало развитию инновационных технологий, что в свою очередь привело к созданию электронных форм обучения.

Под электронным обучением подразумевается организация образовательной деятельности с применением содержащейся на базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации. Такая организация обучения опирается на использование информационно коммуникационных технологий, таких как компьютерные технологии, интерактивные мультимедиа, обучение на основе веб технологий, т.д.

Для обеспечения общественного прогресса в сфере образования, необходимо развивать электронное обучение, чтобы получить принципы современного образования, такие как «образования для всех» или «образование всю жизнь. За последние пять лет электронное образование показывает ежегодный рост, например, ежегодный темп его роста составляет примерно 7,6%, но отдельные страны и регионы мира показали даже более высокие темпы роста. По данным оценки объемов российского и мирового рынка электронного образования.

В мировом научном сообществе нет единого мнения о сущности электронного обучения. Одни исследователи считают, что нет значимой разницы между электронным обучением и традиционным, как на стадии обучения, так и на стадии результатов. Другие, считают, что электронное обучение представляет собой совершенно новую ступень развития современного образования. На данный момент большинство исследователей склоняются ко второму варианту.

-2

Тенденции развитие электронного обучения в России

В настоящее время Россия ведет активное развитие в сфере образования. Для этого делается все возможное, чтобы повысить уровень качества и доступность образования, и также создание непрерывного образования. Одним из способов реализации этих направлений является развитие и внедрение в образование практику электронного обучения, которое является на данный момент самой молодой и продвинутой формой обучения.

Электронное обучение дало новый виток развития в 2000 годах. Благодаря этому уже в 2004 году большинство проектов основанных на электронном обучение принесли ожидаемые плоды. Так и в 2005 году динамика сохранялась положительная, но теперь электронное обучение было не только в учебных заведения, но и в различных частных компаниях.

В промежутке с 2004г. по 2008г. электронное обучение стремительно развивалось, все больше и больше учебных заведений и компаний пробовали внедрить у себя такую систему обучения. Так в компаниях открывались различные целевые курсы для сотрудников.

После же 2009 года электронное обучение стало неотделимой частью, особенно для компаний, почти в каждой из них появилась разновидность корпоративного университета — специализированной структуры, занимающейся всесторонней подготовкой новых сотрудников и развитием компетенций уже действующих.

В 2016 году российский рынок онлайн-образования составлил 20,7 млрд руб. В 2019 года B2C-сегмент достигал 36,5 млрд руб., и эксперты прогнозируют дальнейший рост 2021 до 40 млрд, по данным исследования рынка онлайн-образования.

-3

Инструменты электронного обучения в России

Подход к современному электронному обучению тесно связан с «теорией поколений», согласно которой каждое поколение имеет свою типологию поведения по отношению к информационным технологиям.

Выделяют четыре поколения:

– Поколение 1945–1964 гг. – поколение, которое начало использовать информационные технологии в зрелом возрасте, что способствовало более болезненной адаптации, и за счет этого увеличился период.

– Поколение «X» 1965–1979 гг. Это поколение начало использовать цифровые технологии в подростковом возрасте, как правило, они использовали компьютерные игры.

– Поколение «Y» 1980–2000 гг.- это поколение, которое хорошо знакомо с информационными технологиями, для них погружение в цифровую среду является естественным процессом, обучение и адаптация происходят на интуитивном уровне.

– Поколение «Z» 2000 г.–… Это поколение знакомо с цифровыми технологиями и современными устройствами с момента рождения.

Таким образом, поколение X и Y являются основными потребителями электронного образования сегодня. Для них традиционная форма образования не является эффективной.

-4

Таким образом, использование инструментов электронного обучения расширяет спектр предоставляемых образовательных услуг, повышает мотивацию студента искать, использовать и анализировать полезную информацию, а так же применять полученные знания в профессиональной деятельности. Например, количество людей, старше 18 лет, которые проживают в местности с более 500 тысяч человек, составило 22,8 млн россиян, они занимались дополнительным образованием в онлайн и офлайн в 2021 году.

-5

По подсчетам, которыми занимались специалисты, В2С-рынок дополнительного обучения лиц с 18 лет в России в 2021 году измеряется суммой порядка 140 млрд руб. А также исследование показало, что чуть больше половины россиян – это примерно 55% – выбирают дополнительное обучение для саморазвития и удовольствия, но не для карьерного роста, то есть дополнительное онлайн-обучение успешно может конкурировать с другими видами досуга.

-6