Автор: Всеволод Л.
В одной из последних статей, ссылка внизу, мне поставили на вид, что не к месту привел Советскую власть, а точнее, что отменила Новый год. Давайте вспомним, сразу же после Октябрьской революции в стране пытались ввести новые праздники, а все что относилось к старорежимному хотели отправить в утиль. Приблизительно как после революции во Франции. Но вот с Новым Годом у них не получилось. И даже больше скажу, этот праздник стал одним из любимых.
На Ямале этот праздник тоже полюбился. Например, очень хорошо написал о нем ненецкий писатель и поэт Леонид Васильевич Лапцуй в книге «Камень с надписью». Он с большой теплотой и легким юмором описал встречу Нового года в поселковой школе. Рассказ называется «Веселый обман».
Вкратце расскажу, о чем там речь.
Жила-была старуха по имени Нюдене, а у нее была дочь Зоя, которая была учительницей. Естественно, Зоя дружила с молодым ненцем Николаем. Сами понимаете, дело молодое. Но, как это бывает, Нюдене не нравился парень, к тому же фамилии у них были одинаковыми, а еще он работал на звероферме. Для старушки было бы привычнее если Николай пас оленей или охотился, ведь это дело для настоящих мужчин. В общем, претензий у нее было много.
Как гласит устойчивая легенда, на Новый год случаются чудеса. Впрочем, официальной наукой не доказано, хотя опыты проводятся уже не одно столетие.
Молодые решили устроить праздник в школе. Спецбортом самолет доставили елку. Елочные игрушки прислали пионеры со всего Советского Союза. Все эти приготовления к празднику старухе были совсем не по нраву, и она ушла в свой старый чум, который стоял у дома.
Кстати, такое можно и сейчас увидеть в ямальских поселках, но редко.
«…Нюдяне долго стояла возле своего чума, смотрела на школу. Подумать только – в этом праздничном доме со светлыми окнами, дочь ее самый большой человек!..
Гордость вошла в ее сердце, как непрошенный гость. Одним глазом бы взглянуть, что там сейчас делается – у большого зеленого украшенного дерева. Вот чудные – зачем дерево украшать?..
Кто-то, проходя мимо, окрикнул старуху:
— Торопись, бабушка, не стой у чума! Твоя дочь праздник в школе устроила. Там дети со своими матерями. Как там весело!
Нюдяне не могла больше устоять – побороло любопытство. Захотелось посмотреть на празднество хоть издали, в дом она не войдет, нет! Пусть никто даже не узнает ее, она переоденется.
Нюдяне торопливо вбежала в чум, надела старую малицу, от которой остались одни лохмотья, обулась в изношенные кисы, надвинула на глаза капюшон и поспешила к школе, прильнула к оконному стеклу и увидела: в комнате светло-светло, играет задорная музыка, на скамейках вдоль стен сидят нарядные женщины, веселые, как дети, и хлопают в ладоши, а посреди комнаты вокруг зеленого дерева с огоньками, прыгают и поют, держась за руки, какие-то странные существа – одни с заячьими ушами, другие с пушистыми хвостами лисиц. Прижав нос к стеклу, старуха смотрела и не могла оторваться от странного зрелища.
«Шаманят они, что ли?», – подумала Нюдяне, чувствуя непреодолимое желание самой очутиться там, среди этого празднества.
Вдруг кто-то схватил старуху и поволок куда-то… Надели ей на глаза что-то вроде ненецких очков, которыми весной защищают в тундре глаза от яркого снега. Не успела старуха прийти в себя, как закружили ее в танце. Напарником оказался человек, одетый бурым медведем. Ноги сами, помимо, ее воли, пошли в пляс. Это рассмешило старуху, ей вдруг стало весело. Нюдяне вспомнила свои детские игры около чума. Ей захотелось скакать — ведь никто не знал, что это она. И до чего же славный этот парень, одетый медведем! Вот бы такого парня в мужья дочери! По всему видно — он тут главный, не постеснялся плясать с оборванной старухой, притащил ее на праздник. Видно, хороший человек, не то что этот Николай из зверофермы…
А медведь все отплясывает рядом с нею и шепчет старухе, наклоняясь к ее уху, смеясь, обещает увезти ее к себе в берлогу на свадебной нарте. Это совсем развеселило Нюдяне, и она сказала:
— Я уже старая, а дочь свою я с удовольствием отдала бы за тебя. Тут она где-то, только я ее признать не могу. А ты, видно, хороший парень, хотя я и не знаю тебя. Ты мне нравишься, и праздник ваш мне нравится.
— Это хорошо, – сказал медведь. – Ну, что – присылать сватов?
Развеселившаяся старуха махнула рукой.
— Присылай! Отдам за тебя дочь!
Тогда медведь стянул с себя маску зверя, и Нюдяне увидела молодое, смеющееся лицо Николая.
Нюдяне хотела было рассердиться на него, а вместо этого стала хохотать.
— Ну и хитрый же ты! – сказала она. – Как ловко обманул старуху!.. Ладно, обман этот веселый, я не сержусь. Так и быть – поженитесь!».
Ну что ж, во время таинственного и развесёлого Нового года и не такие чудеса случаются.
Здесь тоже есть про Новый год: "Новый год для инородцев"
P.S. Наш дружный коллектив поздравляет и принимает поздравления с Новым годом! И всем желает исполнения желаний!