Новая заморская козявка грозит нашим ягодам и фруктам.
Не успели мы привыкнуть к появлению на Кубани новых насекомых вредителей – клопа мраморного и цикадки белой, как на горизонте замаячила новая опасность. На этот раз к нам подбирается Азиатская ягодная дрозофила сузуки (Drosophila suzukii (Matsumura)).
Чем опасна дрозофила сузуки?
Вот что говорится об этом в ролике Россельхознадзора. Азиатская ягодная дрозофила (Drosophila suzukii (Matsumura)). Нажмите на эту ссылку и посмотрите ролик.
Известно, что азиатская ягодная дрозофила уже распространилась во многих странах Америки, Африки, Азии. Присутствие этой мушки было отмечено в Турции и 12 странах Европейского союза, ее распространение продолжается в Восточной Европе.
Распространяется она через импортируемые фрукты и ягоды, почву, транспортные средства, сельскохозяйственное оборудование.
Предположительно насекомые попали в Европу из юго-восточной Азии на кораблях, везущих фрукты.
Данный вредитель уже входит в единый перечень карантинных объектов Евразийского экономического союза.
Новый вредитель поражает более 60 видов растений. Особенно от него страдают ягоды, такие как виноград, клубника, малина, черника, ежевика, вишня, черешня, инжир. А также мягкие фрукты: персики, абрикосы, сливы.
Дрозофила сузуки в отличие от своих сородичей дрозофил опасна тем, что откладывает яйца не в испорченные, а в целые спелые плоды. В результате чего урожай ягод и фруктов просто пропадает.
Дрозофилы сузуки очень плодовиты и способны за сезон произвести потомство 13 раз.
Прошел слух о якобы ядовитости личинок дрозофил сузуки, что может вызывать отравление у людей, употребляющих плоды, в которых находятся эти насекомые. Но Россельхознадзор в своем комментарии опроверг эту информацию: «Это значительное преувеличение. Последствия от ее возможного попадания внутрь человеческого организма аналогичны последствиям от случайного проглатывания любой мухи».
Появилась ли дрозофила сузуки в России?
Прошла информация о том, что новый карантинный вредитель дрозофила сузуки якобы уже обнаружена в Сочи. Известие об этом появилось в статье «Invasive Agricultural Pest Drosophila suzukii (Diptera, Drosophilidae) Appeared in the Russian Caucasus» («На российском Кавказе появился инвазивный сельскохозяйственный вредитель Drosophila suzukii»), опубликованной учеными Института проблем экологии и эволюции имени Северцова РАН Мариной Орловой-Беньковской и Андреем Беньковским в научном журнале Insects.
В этой статье сказано буквально следующее:
- Здесь мы сообщаем о первых обнаружениях пятнистых крылатых дрозофил в европейской части России. В 2017 и 2020 гг. мы разместили ловушки с наживкой в разных районах города-курорта Сочи и собрали 49 имаго (взрослая стадия) этого вида. Их идентифицировали по типичной самке яйцеклада, пятнистым крыльям самцов и другим признакам.
Правда, Россельхознадзор тут же опроверг эту информацию, заявив в своем разъяснении, что «Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору категорически утверждает, что «азиатская ягодная дрозофила отсутствует на территории России. В течение последних трех лет было зафиксировано 20 случаев выявления этого вредителя во ввозимой импортной растительной продукции из таких стран, как Турция, Египет, Таиланд и Индия. В каждом отдельном случае зараженная продукция была уничтожена».
Почему сведения ученых о выявлении данного вредителя в Краснодарском крае Россельхознадзор не может считать достоверными?
В разъяснении говорится, что «для достоверной идентификации данного объекта (дрозофилы сузуки) требуется проведение высокоточных исследований в условиях аккредитованной лаборатории с использованием соответствующих методик, включённых в область аккредитации испытательных лабораторий.
Проще говоря, выявления учеными взрослых насекомых с помощью «ловушки из пластиковых бутылок» – это не тот инструментарий, который позволял бы уверенно говорить, о том, что сформировалась устойчивая популяция вредителя. Требуется обнаружить другие жизненные стадии этого организма.
Как бороться с дрозофилой сузуки?
Но спор Россельхознадзора с учеными на предмет того, появилась ли дрозофила сузуки в Краснодарском крае или нет, вряд ли может успокоить садоводов.
Раз этот вредитель уже есть в Турции и Европе, рано или поздно он появится и у нас. Это дело только времени. И здесь есть два момента и вопроса:
Первый. Проникнет ли дрозофила сузуки севернее субтропической зоны нашего черноморского побережья? Придется ли ей по вкусу наш умеренный климат? Боится ли она наших морозов?
Если взять ситуацию с клопом мраморным, то наша холодная зима все же является хорошим препятствием для его массового распространения. Да, он появился в нашей зоне умеренного климата, но пока не стал таким опасным и вредоносным, как на нашем черноморском побережье и в предгорной зоне.
Каждый год, бывая в Сочи летом или осенью, сердце кровью обливается, когда видишь буквально толпы этих клопов на растительности. Просто жуть. У нас такое пока не наблюдается. А как будет обстоять дело с дрозофилой сузуки – пока еще большой вопрос.
Второй момент. Если дрозофила сузуки все же появится у нас, как с ней бороться?
В существующих рекомендациях на этот счет Россельхознадзора говорится, что химические средства защиты растений малоэффективны против этого вредителя. Они работают только против взрослых особей. Это значит, что личинок, вылупившихся из яиц, отложенных в ягоды и фрукты, они не уничтожают.
А так как свою вредоносность дрозофилы сузуки проявляют в момент созревания плодов, то и применять химические средства защиты в этот период уже просто нельзя, так как опасно для здоровья.
Россельхознадзор рекомендует использовать против дрозофилы сузуки различные ловушки. Про использование биологических безвредных препаратов против этого вредителя в материалах Россельхознадзора речи не идет. Возможно, они просто еще не прошли соответствующие испытания.
Зато сообщается, что ведется работа по использованию против опасных дрозофил других насекомых.
В общем, информация по дрозофиле сузуки пока не очень утешительная. Одна надежда на силу наших несубтропических морозов и успешные испытания против нового вредителя биологических средств.
Сергей Шептун
В материале использованы видео и фотоматериалы Россельхознадзора.