Найти тему

Как произошло падение человека?

Человек, по мысли святых отцов, является наилучшим сочетанием умственного и чувственного. Об этом же повествует Книга Бытия, где говорится, что человек создан из праха и затем Бог вдохнул в него жизнь. Но еще прежде человека были созданы умные ангельские силы, и одному из них Бог поручил блюсти землю. Видя совершенство и богоподобие человека, этот ангел впал в зависть. Как это могло быть?

Порок есть отсутствие добродетели, как слепота — зрения. Ангел был свободным существом, и он избрал закрыть глаза на добро. Так он породил в себе противоположное добру — зависть. От этого первого толчка, как лавина от падения камня, стало расти в нем зло. И поскольку он не мог насилием победить человека, которого ограждала Божественная благодать, то коварно убедил его стать самоубийцей, употребив хитрость, наподобие того, как подливают воду в масло, чтобы угасить светильник. Так стала гаснуть и ослабевать благодать в человеке, на смену благ пришли их противоположности: вместо жизни смерть, вместо силы немощь, вместо благословения проклятие, вместо дерзновения стыд.

По воззрению святых отцов, природа человека не может быть мертвенно статичной. В человеке способность и необходимость развития заложена Самим Творцом, он (человек) не должен был оставаться таким, каким вышел из “рук” небесного Отца. Это нормально для человека, потому что “творение в сродстве с изменением… самая ипостась твари начата изменением, тем, что Божественной силой не существующее преложено в существующее…”. Человек мог двигаться к Богу или от Него.


“…Два есть вида такого движения: одно совершается всегда к добру, в нем поступление вперед не имеет остановки, потому что не достигается предел пути; другое противоположно, в том его и состоятельность, что не бывает состоятельным, потому что противление добру, как сказано прежде, в таком же смысле отличается от добра, в каком не существующее называется отличным от существующего и небытие от бытия”.

Зло коварно тем, что прикрыто личиной добра, “прикрашено каким-то призраком хорошего”.

Заповедью, нравственной задачей первых людей было определить и свободно избрать истинное добро и уклониться от зла, прикрытого обещаниями “…будете, как боги…” (Быт. 3, 4). Ум должен был давать нравственную оценку движениям воли. Но разум человека ошибся.

Позитивный Батюшка. Священник Антоний Русакевич

В любой удобный мессенджер вы всегда можете написать записки о молитве или задать вопрос батюшке.

Храм апостола Луки г. Тверь (при горбольнице №4, ул. Маршала Конева 71А)