Найти в Дзене
Колесо обоРЗения

Конструктор торговал консервами, а врач чинил обувь. Но была надежда

Фото позаимствовано на Яндексе.
Фото позаимствовано на Яндексе.

Девяностые годы все вспоминают по-разному и оценивают тоже по-разному. Оно и понятно: одно дело историческое полотно, написанное широкими мазками, и другое дело - маленькая картинка маленького человека.

Удивительного тогда было много, и смысл большинства событий раскрывался значительно позднее, но вот люди менялись буквально на глазах. Жизнь заставляла: половина страны оказалась либо без работы, либо с работой, но без зарплаты.

Началась эпоха великих людских метаморфоз. Только среди моих знакомых их были десятки. Кандидат технических наук, бывший депутат горсовета быстренько переквалифицировался в таксиста. Учительница торговала яйцами на рынке, а конструктор автомобильных двигателей - консервами у проходной завода, где он творил до этого лет двадцать. Биолог распространял гербалайф, а врач-уролог чинил обувь. Таких примеров было тогда не счесть.

Да и сам я тоже был "не без греха". К 93-му году я имел уже два высших образования и занимал должность главного редактора областной газеты, но тем не менее решил "поучаствовать в бизнесе". Вместе с моим приятелем мы провели две уникальные финансовые операции.

Первоначально мы закупили на ВДНХ сто женских вязаных кофточек. На следующий день мы обнаружили, что вся партия бракованная. Продавца, оставившего нас с носом, мы, разумеется, не нашли.

Первая неудача не остановила нас. Мы договорились с одним НИИ, что привезем для сотрудников к Новому году красную икру. Однако, приехав на оптовый склад, мы обнаружили, что цена подскочила чуть не в полтора раза и превысила стоимость, оговоренную с НИИ. Никаких письменных договоров у нас не было, но мы решили поступить благородно, - осчастливили сотрудников НИИ, вновь оказавшись в убытке.

Больше "бизнесом" мы не занимались, но эти два случая коренным образом изменили моё отношение к торговым работникам. Раньше к "торгашам" я относился с презрением. Во-первых, я считал, что все они норовят облапошить покупателя. Во-вторых, я был убежден, что в торговлю идут самые бестолковые люди, не способные больше ни на что.

Как жестоко я заблуждался! Не сумевший совершить простую торговую операцию, я и до сей поры не могу представить, как можно открыть, скажем, магазин, с тысячью товаров, сотней поставщиков и вопросов со столькими же неизвестными. Мало всё рассчитать и просчитать, нет, эти люди должны обладать каким-то особым даром предвидения, развитой интуицией.

То же самое относится и к ресторанному бизнесу, сфере услуг, индустрии отдыха и развлечений. Люди, которые сдвигают эти горы, достойны только уважения. Это я понял еще тогда, в девяностых. И еще тогда же дошла простая истина: не место красит человека. Лучше быть талантливым дворником, чем бездарным писателем.

К чему это вдруг вспомнились девяностые годы? Наше время чем-то их напоминает. Такое же неопределенное и непонятное, беспокойное и смутное, с таким же туманным будущим. Поменялись только знаки общественного восприятия. Тогда была уверенность, что будет лучше, сейчас есть опасение, что будет хуже.

Подписывайтесь на мой канал.
Всем здоровья и везенья.