Найти тему

Фильм Ким Ки Дука «Весна, лето, осень, зима… и снова весна». Простой, как всё гениальное.

За такие пейзажи отдельное мерси корейскому кинематографу! Изображение из открытых источников сети интернет
За такие пейзажи отдельное мерси корейскому кинематографу! Изображение из открытых источников сети интернет

Никому не дано нарушить смену времен года, когда вначале все рождается, затем растет, а потом угасает. Ход жизни неподвластен и двум монахам, живущим в плавучей хижине на горном озере. По мере наступления времени года их души наполняются энергией, что ведет как к чувству одухотворенности, так и к трагедии. Они не могут вырваться из круга жизни, желаний, страданий и страстей, которым подвержены все из нас. Такое описание дано в Кинопоиске. Оно конечно, колесо Сансары крутится - никуда не деться.

Фильм «Весна, лето, осень, зима… и снова весна», можно сказать самый невинный у Ким Ки Дука, пересмотренный мною не раз, и каждый раз, как в первый. И каждый раз это изменчивое впечатление сюжета с уклоном в восточную философию сбивало с толку. И каждый раз моё мнение тоже менялось, пусть чуток, но менялось. Очень долго я собиралась с мыслями и ещё дольше собирала всю свою смелость в кучу, чтоб сформулировать и, наконец, поделиться с миром впечатлениями об этом кино. Я бралась за эту статью много раз и много раз её откладывала, понимая, что не в состоянии дописать. Мои собранные мысли рассыпались в прах от новых мыслей, приходивших с каждым следующим просмотром.

Во-первых, почему нужно быть достаточно смелым, чтоб что-то там говорить об этом фильме. Да потому что. Потому что нужно очень многое узнать, испытать и пережить, прежде, чем давать оценку такому кино. Как-то так. Нужен опыт, проще говоря, без него никуда.

Подходящая цитата попалась.

Прежде чем осуждать кого-то, возьми его обувь и пройди его путь, попробуй его слезы, почувствуй его боль. Наткнись на каждый камень, о который он споткнулся. И только после этого говори ему, что ты знаешь, как правильно жить.“

Далай-лама XIV

Очень много было отзывов на этот фильм. Разных, в основном хвалебных и восторженных, упирающихся в общепринятые и известные буддийские истины. Да, буддизм присутствует, безусловно, но если посмотреть немного иначе, то понимаешь, что буддизм тут постольку-поскольку, лишь косвенно. Намеренный символизм во всём буквально, но символизм понятный и не только тем, кто в теме восточных философий и учений. Монахи-отшельники, статуи Будды, ежедневные молитвы этим статуям, мантра, вырезанная на крыльце и… всё, вот и весь буддизм. Символические ворота, отделяющий мир монаха и мир людей я не могу прямо отнести к буддизму. Это символ какого-то уже совсем космического порядка.

Фильм-то, на самом деле простой, как всё гениальное. И истины тут простые, житейские. Всё про жизнь. И про то, что святых-то никаких и нет, и не может быть в этом мире. И что не попробуешь – не узнаешь. И что у каждого есть свой путь и своя история. И Будда был человеком, и у него тоже была своя история. И добра и зла нет, потому что всегда есть два взгляда на мир. И у всего есть цена. И всему своё время. И смерть это обратная сторона жизни.

И статуе Будды место не в чудо-шкафу, а где-нибудь над, где-нибудь высоко, куда и забраться-то трудно, а может и, вообще, не надо. Каменному истукану всё равно, а Всевышний услышит вас даже из-под земли. В Тибете есть поговорка «Будда в сердце – Будда повсюду». Только чтоб это понять, нужно много натворить, много пережить, много испытать, много искупить и во многом разочароваться. Образно говоря, влезть на самую высокую гору с камнем на спине. И у каждого камень свой, у кого-то побольше. Короче, чем всё началось – тем оно и закончилось, круг замкнулся.

Стоит посмотреть только из-за того, как снято. Картинка очень красивая в фильме, такое видовое кино. Каждый период, каждое время года снималось именно тогда, когда оно и было. Прекрасная природа фоном, в общем и целом, есть всё, что доставляет настоящее эстетическое наслаждение глазам зрителя. Музыкальное сопровождение волшебное. Финальная песня народная в исполнении Ким Йоным «Чонсон Ариран», вошедшая в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО, навсегда теперь у меня в плей-листе.

Спасибо, что дочитали до конца!