Никому не дано нарушить смену времен года, когда вначале все рождается, затем растет, а потом угасает. Ход жизни неподвластен и двум монахам, живущим в плавучей хижине на горном озере. По мере наступления времени года их души наполняются энергией, что ведет как к чувству одухотворенности, так и к трагедии. Они не могут вырваться из круга жизни, желаний, страданий и страстей, которым подвержены все из нас. Такое описание дано в Кинопоиске. Оно конечно, колесо Сансары крутится - никуда не деться.
Фильм «Весна, лето, осень, зима… и снова весна», можно сказать самый невинный у Ким Ки Дука, пересмотренный мною не раз, и каждый раз, как в первый. И каждый раз это изменчивое впечатление сюжета с уклоном в восточную философию сбивало с толку. И каждый раз моё мнение тоже менялось, пусть чуток, но менялось. Очень долго я собиралась с мыслями и ещё дольше собирала всю свою смелость в кучу, чтоб сформулировать и, наконец, поделиться с миром впечатлениями об этом кино. Я бралась за эту статью много раз и много раз её откладывала, понимая, что не в состоянии дописать. Мои собранные мысли рассыпались в прах от новых мыслей, приходивших с каждым следующим просмотром.
Во-первых, почему нужно быть достаточно смелым, чтоб что-то там говорить об этом фильме. Да потому что. Потому что нужно очень многое узнать, испытать и пережить, прежде, чем давать оценку такому кино. Как-то так. Нужен опыт, проще говоря, без него никуда.
Подходящая цитата попалась.
Прежде чем осуждать кого-то, возьми его обувь и пройди его путь, попробуй его слезы, почувствуй его боль. Наткнись на каждый камень, о который он споткнулся. И только после этого говори ему, что ты знаешь, как правильно жить.“
Далай-лама XIV
Очень много было отзывов на этот фильм. Разных, в основном хвалебных и восторженных, упирающихся в общепринятые и известные буддийские истины. Да, буддизм присутствует, безусловно, но если посмотреть немного иначе, то понимаешь, что буддизм тут постольку-поскольку, лишь косвенно. Намеренный символизм во всём буквально, но символизм понятный и не только тем, кто в теме восточных философий и учений. Монахи-отшельники, статуи Будды, ежедневные молитвы этим статуям, мантра, вырезанная на крыльце и… всё, вот и весь буддизм. Символические ворота, отделяющий мир монаха и мир людей я не могу прямо отнести к буддизму. Это символ какого-то уже совсем космического порядка.
Фильм-то, на самом деле простой, как всё гениальное. И истины тут простые, житейские. Всё про жизнь. И про то, что святых-то никаких и нет, и не может быть в этом мире. И что не попробуешь – не узнаешь. И что у каждого есть свой путь и своя история. И Будда был человеком, и у него тоже была своя история. И добра и зла нет, потому что всегда есть два взгляда на мир. И у всего есть цена. И всему своё время. И смерть это обратная сторона жизни.
И статуе Будды место не в чудо-шкафу, а где-нибудь над, где-нибудь высоко, куда и забраться-то трудно, а может и, вообще, не надо. Каменному истукану всё равно, а Всевышний услышит вас даже из-под земли. В Тибете есть поговорка «Будда в сердце – Будда повсюду». Только чтоб это понять, нужно много натворить, много пережить, много испытать, много искупить и во многом разочароваться. Образно говоря, влезть на самую высокую гору с камнем на спине. И у каждого камень свой, у кого-то побольше. Короче, чем всё началось – тем оно и закончилось, круг замкнулся.
Стоит посмотреть только из-за того, как снято. Картинка очень красивая в фильме, такое видовое кино. Каждый период, каждое время года снималось именно тогда, когда оно и было. Прекрасная природа фоном, в общем и целом, есть всё, что доставляет настоящее эстетическое наслаждение глазам зрителя. Музыкальное сопровождение волшебное. Финальная песня народная в исполнении Ким Йоным «Чонсон Ариран», вошедшая в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО, навсегда теперь у меня в плей-листе.
Спасибо, что дочитали до конца!