Павел Клушанцев — советский режиссер, оператор, сценарист и писатель, имя которого широко известно и в России, и в международных кинематографических кругах.
Когда Джордж Лукас, режиссёр одного из самых кассовых фильмов о космосе «Звёздные войны», посетил Москву, он попросил организовать ему встречу с Павлом Владимировичем Клушанцевым.
Чиновники так и не устроили им встречу.
Лукас говорил: «Клушанцев – крёстный отец «Звёздных войн». Без его фантастических фильмов и уникальных технических изобретений я бы не смог даже подступиться к своему фильму».
Скудные сведения о Клушанцеве с трудом удалось раздобыть в научно-исследовательском институте кино: Да, такой режиссёр работал на киностудии "Леннаучфильм", в 1972 году вышел на пенсию, и с этого времени профессиональной деятельностью не занимается». Павел Владимирович Клушанцев был фактически отлучен от кино и доживал с женой свой век в небольшой питерской комнатке.
В 1990 году американский постановщик спецэффектов Роберт Скотак разыскал Павла Клушанцева, а в апреле 1992 года посетил его в Санкт-Петербурге.
Желая сохранить хотя бы часть своих знаний, Клушанцев безвозмездно передал Скотаку описания, фотографии и чертежи многих своих кинотрюков.
Дочь режиссёра Жанна Клушанцева утверждает, что режиссёр лишь подробно ответил на вопросы Скотака письменно в 1990 году и затем во время короткой встречи с ним в 1992 году. Скотак использовал его профессиональный опыт в своей работе, в том числе, в съёмках фильма «Терминатор 2: Судный день», который в 1992 году был удостоен премии «Оскар» за лучшие спецэффекты.
В 1995 году, в 85-летний юбилей Павла Владимировича, в США, на канале Discovery выходят две передачи о нем, подготовленные Скотаком – «The Last Frontier», а журнал «American cinematographer» опубликовал две обширные статьи «Клушанцев – российский мастер фантастики», где Скотак детально раскрыл весь творческий путь русского режиссера-подвижника и поставил его в один ряд с признанными гениями мирового кино.
Павел читал и писал с четырёх лет. Мечтал стать писателем, однако, живя в коммуналке с матерью, был вынужден зарабатывать на жизнь изготовлением и ремонтом мебели. Работал репетитором с отстающими школьниками, занимался чертёжно-графическими работами для учебных и научных заведений, мастерил макеты для Военно-санитарного музея.
По окончании школы, утвердившись в своём стремлении к инженерным специальностям, попытался поступить в Технологический институт, но не прошёл по конкурсу. Как был уверен сам Павел — из-за анкеты, где указал, что мать — из дворянской семьи. Поступил в Ленинградский фото-кинотехникум, операторский факультет которого закончил в 1930 году. Был распределён на ленинградскую киностудию «Белгоскино», где сперва работал в качестве ассистента оператора, а с 1932 года — оператором. В 1934 году перешёл на вновь образованную студию «Техфильм», где уже в 1935 году дебютировал в амплуа режиссёра-постановщика (фильм «Семь барьеров»). Основал на студии цех комбинированных съёмок (1938), который возглавлял до начала Великой Отечественной Войны.
Широкая известность у зрителя пришла к режиссеру после картины «Планета бурь» снятой в 1961 г. , в основу которого была положена одноимённая повесть Александра Казанцева.
Это была научно-фантастическая кинолента, по многим параметрам сильно отличавшаяся от всего снятого в «космическом» жанре до того момента. Фильм вышел на широкий экран 14 апреля 1962 года, практически в годовщину полета в космос первого посланца Земли. Непризнанный советской критикой, этот фильм был по достоинству оценен мировым зрителем: права на его прокат приобрели 28 стран мира, а в США вышли две перемонтированные версии данной ленты — «Путешествие на доисторическую планету» (1965) и «Путешествие на планету доисторических женщин» (1968), в которых к оригинальному материалу Клушанцева были добавлены съёмки с участием американских актёров.
С 1946 по 1958 год вышли несколько картин, в создании которых он принял деятельное участие: «Полярное сияние» (1946 г), «Метеориты» (1948 г. Диплом на 9-м Международном кинофестивале в Венеции), «Вселенная» (1951 г. Премия за научно-популярный фильм на 7-м Международном кинофестивале в Карловых Варах и диплом на 4-ом кинофестивале документальных фильмов в Париже), «Тайна вещества» (1956 г. Премия за лучший научно-популярный фильм на 9-м Международном фестивале в Карловых Варах), «Дорога к звёздам» (1958 г. Вторая премия и особая премия за комбинированные съёмки на 1-ом Всесоюзном кинофестивале по разделу научно-популярных фильмов, диплом на 3-м Международном кинофестивале документальных и научно-популярных фильмов в Монтевидео). А вообще на счету Клушанцева в послевоенные годы около 100 больших и маленьких фильмов.
Для решения задачи популяризации научного знания был необходим тесный контакт с экспертами в различных областях науки и техники. Клушанцев взаимодействовал с советскими инженерами и конструкторами космической техники Сергеем Королевым, Михаилом Тихонравовым, специалистом в области радиотехники и криптографии академиком Владимиром Котельниковым, астрофизиками Иосифом Шкловским и Николаем Кардашёвым. Такое сотрудничество привело в последствии к появлению фантастических фильмов нового формата, что позволило добавить в название жанра слово «научный».
После серьезного успеха Клушанцева можно было бы рассчитывать на дальнейшие развитие темы, но, к сожалению, этого не последовало, хотя режиссер продолжал снимать научно-популярные фильмы. В 1965 году вышел фильм «Луна», в 1968 - «Марс».
Cкотак откровенно писал, что появлению на экранах удивительно реальных, масштабных сцен в космосе мир обязан не «Звёздным войнам» и даже не Стенли Кубрику, а именно Павлу Клушанцеву и его грандиозному, беспрецедентному космическому киносериалу: «Метеориты» (1947 г.), «Bceленная» (1951 г.), «Дорога к звёздам» (1957 г.), «Планета бурь» (1961 г.), «Луна» (1965 г.), «Марс» (1968 г.)