Найти в Дзене
Можно ли ребенку?

Как воспитать уверенного ребенка?

Оглавление

Не секрет, что любой родитель предполагает воспитать ребенка уверенного в себе. И как правило, часто не знает с чего начать. Это незнание невольно наталкивает на чрезмерно требовательное отношение к ребенку. С одной стороны это верное решение, но с другой – не всегда чрезмерное требование влечет за собой формирование уверенного поведения. Так требовать или не требовать? Необходимо в этом разобраться!

Как воспитать уверенного ребенка?
Как воспитать уверенного ребенка?

Что влекут за собой безропотные требования?

Безропотные требования предполагают немедленного подчинения и исполнения. Такие требования каждый родитель предъявляет очень часто в течение дня и сам того не замечает. К числу таких требований – приказов относятся следующие: «Поешь, убери игрушки, накорми кота, вставай, одевайся, выучи уроки, помой посуду, почисть зубы, не забудь высморкаться». И зачастую такие требования могут звучать в несколько угрожающем контексте: «Если ты сейчас же не выполнишь, то ты потом пожалеешь!». Избыточная требовательность, строгое воспитание и повышенные ожидания родителей могут спровоцировать формирование комплекса неполноценности у ребенка любого возраста. Повторяющиеся каждый день требования не дают возможности для проявления самостоятельности. Такой бесконечный поток указаний приводит любого ребенка к тому, что он на бессознательном уровне хочет «заткнуть уши», чтобы избавить себя от лишней тревоги, но никогда не научится самостоятельно действовать без напоминаний. Дети начинают смиряться с недовольным взглядом родителей и просто застраховывают себя от этого путем избегания действий, т.к. минимизируется риск ошибиться.

Родительские ярлыки неудачника

Кроме беспрекословных требований многие родители «вешают ярлыки» на своих детей. Ярлыки могут быть такими: «он бестолковый», «он не сможет», «он трус» и т.п.
Как правило, ярлыки загоняют ребенка в определенные рамки, которые деформируют представление о личных возможностях, способностях. Часто ярлыки становятся удобными отговорками.

Правила для формирования уверенности у ребенка

  1. Предоставить возможность проявить самостоятельность. Например, дать щетку и пасту ребенку, тем самым напомнить о том, что необходимо ему выполнить. Или обсудить режимные моменты, чтобы ребенок смог сам по утрам просыпаться. В этом случае поможет опорный список или иллюстрированная таблица обязанностей. Таким образом, ребенок, руководствуясь списком или таблицей, сам сможет взять на себя ответственность. Именно самостоятельность вселяет уверенность в себе.
  2. Найти повод для поощрения и похвалы ребенка. Например, сказать, что он очень хорошо стал справляться со своими поручениями и теперь наверняка сможет сам постирать свои носки. Но нужно помнить о том, что хвалить надо не самого ребенка, а его достижения, то есть результат его стараний. Такие слова как «молодец», «умница», «хороший мальчик/девочка» — все это оценивает личность ребенка. С рождения все дети хороши, замечательны и уникальны. Но бывает так, что они могут вести себя недостаточно хорошо, и именно родители, обозначают для них определенные границы поведения. Эффект дают эмоции родителя, когда он отметит результат действий ребенка, например «Какая чистота в комнате, мне очень приятно!»
    Именно недостаток похвалы в детстве, сказывается на чувстве неуверенности во взрослом состоянии.
  3. Избегать нотаций в отношении ребенка. Лучше найти аргументированное истолкование требования. Иначе родитель рискует тем, что дети неправильно истолкуют значение требования, например: «Необходимо сделать лишь то, о чем просят».
  4. Не сравнивать с другими детьми. Любой ребенок болезненно воспринимает сравнительную характеристику от родителя. Ребенок понимает это как сомнение в его уникальности, и что другие дети гораздо лучше его. А периодические сравнения формируют у детей страх того, что он нехороший, и это, как ни печально, идет с ним по жизни. Но действительно уверенный в себе человек не оглядывается на достижения других людей, а старается отталкиваться от своих желаний и возможностей.
  5. Не унижать ребенка, особенно в присутствии других. Побочный результат унижения – устойчивая неуверенность в себе, желание «отплатить той же монетой» и перечеркнутое доверие к родителям.
  6. Говорить ребенку, что в него верят, ему доверяют. Если дети постоянно слышат от родителей слова доверия, то, безусловно, это укрепляет веру в себя.

Таким образом, избегая вышеописанных ошибок, и придерживаясь этих шести правил, можно взрастить вполне самостоятельного, с чувством личного достоинства уверенного в себе человека!