После Великого исхода 1690 года, кайзер Леопольд пожаловал патриарху Арсению Чарноевичу дипломы, зафиксировавашие за сербскими беженцами по факту занятые ими земли (венгерские и хорватские) и угодья - заброшенные в ходе предыдущих войн; особый статус граничар - пограничных военных поселенцев, напоминающий казачий; гарантии неприкосновенности православной религии и с ними - право на строительство церквей и школ, которые со временем распространились и на тех сербов, что фактически вышли из военного сословия, поселившись в городах и занимаясь торговлей.
Подробнее здесь:
По сути дело это был образец национально-культурной автономии, которую австромарксисты конца XIX века считали желательным распространить на все народы Австро-Венгрии. Сербы Военной Границы полтора века демонстрировали образцовую лояльность Габсбургам.
Венцом стали события революции 1848-49 гг., в ходе которых в мае 1848 г. сербы вместе с хорватами выступили за Габсургов против мадьярского якобинского национализма - и провозгласили Сербскую Воеводину. Вена сначала признала её как Serbisches Herzogtum.
Но в дальнейшем отношения с Габсбургами, с немцами и хорватами испортились. А вот с венгарми к нынешнему времени стали довольно неплохими.
Однако после победы был взят курс на унитаризацию империи и в 1860 г. сербская автономия была ликвидирована, благо по переписи 1857 г. православные сербы составляли там 40% населения (417 тыс. человек), при 21% швабов, 20% мадьяр (а также по 6% католиков-хорватов и православных румын, 3,5% протестантов-словаков и 1% греко-католиков русин). Но еще хуже, что при создании двуединой монархии в 1867 г. эти территории были переданы под полный контроль Будапешта. И это привело к тому, что сербы стали воспринимать Габсбургов как предателей и союзников мадьярского шовинизма. А вскоре под влиянием панславизма к привычной со времен восстания Ракоши 1703-1711 гг. мадьярофобии добавилась и германофобия.
Присоединение территорий Бачки, Срема и равнинного Баната (Горный Банат отошел Румынии) к сформированному после Первой мировой Королевству сербов, хорватов и словенцев (Королевство Югославия с 1929) перевернуло ситуацию, отдало власть в руки сербов, и вызвало возмущение венгров и немцев. При этом по югославской переписи 1921 г. при населении этой территории в 1.530 тыс. человек было 35% сербов, 25% венгров, 22 % немцев, 8% хорватов, по 4% румын и словаков, 1% русин.
В апреле 1941 г. Бачка отошла Венгрии, Срем «независимой» Хорватии, а в Банате создано немецкое самоуправление. В 1945 г. все немцы были депортированы (также с территории Хорватии депортировали итальянцев), а на их место поселены сербские колонисты из Герцеговины и Лики, которые поселились в Косово во времена королевской Югославии, но были изгнаны оттуда албанцами в период оккупации (а возвращаться им Тито воспретил, поскольку в этот период вынашивал планы конфедерации с Албанией). После этого сербы в Воеводине стали составлять более 1/2 населения. Тут собственно смысл был в том, что славянские нации в государстве южных славян имели свои республики, а крупные неславянские меньшинства – края в составе Сербии без права отделения. У албанцев – Косово, у венгров – Воеводина. Так сербская автономия в Венгерском королевстве обернулась венгерской автономией в Сербской республике. Впрочем, по мере снижения доли мадьяр воеводинская автономия стала восприниматься как общая для всех местных несербов. При этом между переписями 1948 и 1991 годов население Воеводины выросло с 1,66 до 2 млн., при этом доля сербов выросла с 51 до 57%, венгров сократилась с 26 до 17%, хорватов с 8 до 5%, словаков с 4 до 3 %, румын с 3 до 2%.
После фактической ликвидации автономии покраин Милошевичем в 1990 г. в Косово как известно начались массовое гражданское неповиновение и вооруженная борьба. В Воеводине реакцией стала усиленная иммиграция венгров, словаков и румын в свои материнские страны, и всех, включая сербов – на Запад. Одновременно в край, остававшийся самым развитым в Сербии, нахлынули сербские беженцы из Хорватии, Боснии и Герцеговины и Косова (в общей сложности здесь осело около 200 тыс. беженцев). Уже в третий раз после 1690-х и 1940-х албанизация Косова оказалась в причинно-следственной связи с сербизацией Воеводины. По переписи 2011 г. сербов в покраине оказалось 1290 тыс. или 67% (в Боснии сербов 1050 тыс. в 2013), то есть за столетие их число выросло в 2,5 раза, а доля повысилась с 1/3 до 2/3. В то же время доля венгров снизилась до 13% (за столетие их количество сократилось с 420 до 250 тыс.), хорватов (с этническими группами шокцев и буньевцев) осталось 3,3%, словаков 2,6%, румын 1,3%, зато цыган стало 2,2%.
Демографические изменения 1990-х в сочетании с санкциями, блокадой и режимом Милошевича вызвало недовольстве не только венгров и прочих меньшинств, но и сербских старожилов. Это недовольство вылилось в автономистское движение, возглавляемое Ненадом Чаноком, воеводинцем сербо-немецкого происхождения (участвовал в качестве резервиста ЮНА в штурме Вуковара, но в 2000-е высказывавшегося за независимость Косова и сотрудничавшего с хорватскими националистами) и получившее большое значение в период господства в сербской политике либералов-ультразападников (2000-2008). Тогда утвердилось представление о том, что Воеводина – не мадьярская автономия, а именно мультинациональная.
В ней 6 официальных языков: сербский, хорватский, словацкий, русинский, венгерский и румынский. Впрочем, в 2010-е, при Вучиче, автономизм отошел на второй план, а Устав 2014 г. ограничил полномочия покраины, хотя они и остаются довольно широкими. Сейчас покраина связана с Белградом намного теснее. Чем формально не имеющие формального статуса Прешовская долина (албанцы) и Новопазарский санджак (босняки) на юге Сербии.