«Ну что мне с ним делать, стоит отойти, и он уже вместо уроков не пойми чем занимается».
«Учителя жалуются на неё. Урок идёт сам по себе, она сама по себе. Не шумит, нет – в облаках витает».
«Во время уроков постоянно отвлекается. В книгу смотрит и на ровном месте ошибки лепит.»
Все эти жалобы чаще всего слышишь от родителей детей с проблемой концентрации внимания. И это не обязательно является признаком гиперактивности. Просто дети почему-то совсем не могут долго концентрироваться на задании. Давайте попробуем понять, в чём причины этого поведения и что можно сделать.
Не желание делать уроки и как следствие мысли о другом
Происходит это не всегда осознанно. Если бы ребёнок мог чётко выразить то, что с ним происходит, то вероятно это звучало бы так: «Я совсем не хочу делать сейчас уроки, лучше поиграть (посмотреть мультик, залезть в компьютер и т.д.). Но родители правы, их нужно сделать, поэтому я конечно сяду и буду делать, но как же не хочется…»
И вот сидит перед нами человек, мозг которого получает диаметрально противоположные сигналы. С одной стороны: «включись и делай», а с другой: « лчше бы ты чем-то интересным занялся».
Что делать
Поскольку главный отвлекающий фактор - это желание заняться чем-то интересным, то важно попробовать вернуть это состояние в процесс делания уроков. Например: Устроить соревнование с самим собой. Урок разбивается на несколько мелких задач и определяется время. Можно даже поспорить, чтобы повысить уровень азарта.
Родитель подстрекает: «Я думаю ты решишь этот пример за 10 минут» Ребёнок определяет своё время. Дальше ставятся часы с внятным обозначением минут, и время пошло. И так с каждым примером или заданием. Можно придумать какой-нибудь символический приз. Например, за три задания сделанных досрочно можно на 10 минут больше поиграть в игру или мама (папа) сделает 5 приседаний. Если ребёнок не уложился, то тогда 5 приседаний делает он.
Сложность переключения
Иногда сложно быстро переключиться с одной деятельности на другую. Например: ребёнок играл, и пришла пора делать уроки. И он уже их делает, но все его мысли об оставленной игре.
Что делать
Придумать ритуал перехода. Например, три раза обойти вокруг стула и попасть из странны Играндии в страну Урочию. Для более старших детей: ритуалом может быть расчистка стола для уроков или чашка чая, которая наливается и ставится рядом. Это может быть и набор упражнений для настройки органов восприятия.
Утомляемость
В процессе напряжения внимания задействованы различные органы восприятия. С помощью глаз картинка передаётся в головной мозг и начинается процесс распознавания, анализа информации и т.д. С помощью ушей мы не только слышим, то что говорится извне, но и слышим сами себя при чтении про себя. Тело – держит позу, передаёт сигналы от головного мозга к спинному, к рукам которые пишут. Любой из этих органов может утомиться.
Чем младше школьник, тем меньше период времени в течении которого он может быть сконцентрирован. У первого класса –это 10-15 минут максимум. Но и старшеклассник через полчаса работы начнёт отключаться.
Что делать
Устраивать ребёнку какую-нибудь небольшую перемену через каждые 15-20 минут. В это время обязательно должно произойти какое-нибудь движение. В интернете уже много лет публикуются упражнения «Гимнастики мозга» и «Свободные движения», которые можно проделать во время такого небольшого перерыва. Среди них можно подобрать упражнения на те органы, которые явно быстро устают у вашего ребёнка.
Но и просто пойти на кухню попить, пару раз пнуть мячик или порастягиваться во все стороны, помассировать глаза и затылочные бугры (эта зона запускает кровоток к глазам и они начинают лучше видеть)- тоже замечательно. За счёт этой перемены снимается утомление и ребёнок может какое-то время снова работать.
Пассивный протест
Очень часто родители сами не замечают, насколько много они решают за ребёнка. Когда садиться делать уроки, что делать сначала – что потом, как и что должно быть сделано и написано. И тогда у ребёнка исчезает собственная ответственность за уроки. Ведь всё решают родители.
К тому же накапливается раздражение и протест против постоянного игнорирования мнения самого ребёнка. Да, безусловно, большинство взрослых распределяют всё это довольно разумно и логично, опираясь на свой жизненный опыт. Только вот у ребёнка свой личный опыт при этом не накапливается, к сожалению. А желание перестать быть послушным роботом растёт. И тогда он вроде бы подчинился и сел – только вот ничего не делает или делает кое -как.
Что делать
Спрашивать ребёнка. Какие у него планы на уроки? С чего он предпочитает начать? Нужна ли ему ваша помощь и в чём конкретно. И быть готовым к тому, что поначалу его планы будут весьма не реалистичны, и звучать это будет примерно так: « Играть и вечером за час всё сделать».
И было бы здорово набраться терпения и дать ему реализовать этот план. Скорее всего, поначалу он с треском провалиться. Тогда не стоит радостно потирать руки, приговаривая: «А я говорила, сам ничего не можешь!»
Лучше спокойно обсудить в чём этот план был хорош, а в чем не очень и помочь придумать и реализовать более реалистичные шаги. Через какое-то время, ребёнок почувствует, что у него получается и он решает что-то сам, а это автоматически повысит уровень внимания, т.к. он занимается делом, которое выбрал сам.
Выводы
Если ребёнок постоянно теряет внимание в классе, то это скорее всего происходит по одной из четырёх вышеперечисленных причин. Поэтому бесполезно просто говорить: будь внимательным. Если дело в скуке попробовать найти, что может быть интересным на этом предмете или что может замотивировать (например: определённое количество хороших оценок, или отсутствие замечаний в дневнике – поход в кино, встреча с друзьями и т. д.).
Если дело в протесте – нужно понять, что происходит между ребёнком и учителем. Постараться наладить между ними диалог и контакт. А если причиной является повышенная утомляемость, то те же упражнения можно делать и во время урока.
Светлана Смирнова, #детский психолог
Не забудьте нажать одобрительный смайлик и подписаться на наш канал в Дзен.