Найти в Дзене
Канал Совести

Алё, гараж! Вспоминаем романтику наших гаражных посиделок (10 фото)

Гараж - территория исконно мужская. С момента появления первых гаражей в СССР, вокруг них стала появляться некая общность людей, интересующихся автомобиля и другой техникой. Сначала гаражи были роскошью, но затем возможность заполучить заветный гаражик для своей "ласточки" появилась у многих советских граждан. Но всё равно, сделать это было не так-то просто. Нужно было вступать в кооператив, оплачивать взносы и даже иногда непосредственно заниматься строительством. Но всё же, гаражом стремились обзавестись почти все автовладельцы. Во-первых, там можно безопасно хранить свою ласточку, не боясь что её побьют или угонят, и просто заниматься её ремонтом на своей территории. Со временем в гаражных кооперативах создавалась своя, особая "тусовка". Каждые выходные в кооперативе было полно народу: мужчины шли "заниматься ремонтом и обслуживанием" своих машин. Конечно, часто это просто был повод свалить из дома и пообщаться в мужском кругу. Но и советские машины, конечно, не давали скучать, и п

Гараж - территория исконно мужская. С момента появления первых гаражей в СССР, вокруг них стала появляться некая общность людей, интересующихся автомобиля и другой техникой. Сначала гаражи были роскошью, но затем возможность заполучить заветный гаражик для своей "ласточки" появилась у многих советских граждан. Но всё равно, сделать это было не так-то просто. Нужно было вступать в кооператив, оплачивать взносы и даже иногда непосредственно заниматься строительством. Но всё же, гаражом стремились обзавестись почти все автовладельцы. Во-первых, там можно безопасно хранить свою ласточку, не боясь что её побьют или угонят, и просто заниматься её ремонтом на своей территории.

Со временем в гаражных кооперативах создавалась своя, особая "тусовка". Каждые выходные в кооперативе было полно народу: мужчины шли "заниматься ремонтом и обслуживанием" своих машин. Конечно, часто это просто был повод свалить из дома и пообщаться в мужском кругу. Но и советские машины, конечно, не давали скучать, и постоянно требовали обслуживания. Тогда официальных автосервисов не было, ремонтом занимались сами владельцы. Но не все это умели делать, потому появились мастера, которые охотно помогали с ремонтом, естественно, не бесплатно. Конечно, за ремонтом можно было обратиться и к "шаристому" товарищу. Слово за слово, осмотр машины превращается в небольшую пирушку с закусками и алкоголем. Может, не так часто ломались машины? Может, гаражи просто были своего рода, мужским клубом по интересам и способом отвлечься от рутины? Безусловно.

Но в целом, атмосфера гаражей была доброй и тёплой. Опытные помогали новичкам, устраивали консилилум когда это было нужно. Помогали искать запчасти или даже сами их вытачивали на заводе, или на станке прямо в гараже. Так, год за годом, в гаражах копился опыт советского автонаследия. И он был жив почти до конца 2000-х годов. С появлением новых машин и усложнением их механизмов, всё меньше людей занимаются ремонтом самостоятельно. Да и хранить авто стало удобно прямо у дома. Так что культура гаражей постепенно уходит в прошлое. Но мы не дадим ей сгинуть! Сегодня вместе с вами посмотрим на фотографии того, какими же были завсегдатаи гаражей и что там происходило.

1. Гаражные кооперативы начали создаваться с 1960-х годов с разрешения правительства, параллельно со строительством нового жилья.

2. Сначала гаражи были деревянные, затем начали возводить конструкции из железа, позже - кирпичные.

Фото из музея, воссозданной гараж времён СССР
Фото из музея, воссозданной гараж времён СССР

3. В гаражах постепенно начинает формироваться своя тусовка, и мужчины начинают проводить там всё больше времени.

-3

4. Занимаются не только ремонтом, но и проводят досуг культурно - обсуждают новости, разговаривают за жизнь, выпивают и закусывают.

-4

5. Происходит передача опыта от старших к молодым. Не только опыта ремонта, но и жизненного, разумеется.

-5

6. Разумеется, ремонт тоже нужен. Без постоянной заботы любая машина будет ломаться, а советская, добытая тяжёлым трудом, в принципе не могла долго оставаться без хозяйского внимания. Десятки выходных в год, чтобы возить семейство на дачу с мая по сентябрь - классика для многих автовладельцев. Таких ещё называли "подснежники" за бережливое отношение к машине и езду только в тёплое время года.

-6

7. Гаражи становятся "базой" для первых авто-мастерских. Сначала берутся за починку машин знакомых, потом по сарафанному радио собирают ещё заказы. И наконец выкупают сломанные авто для реставрации и перепродажи. Так росли первым авто-сервисы в СССР.

-7

8. Гараж не только место для авто, но и склад запчастей, которые в СССР, порою, было тяжело достать. Ну или просто для вещей, которые не хочется держать дома.

-8

9. Гаражи и сегодня остаются довольно востребованными.

-9

10. Помимо хранения авто, многие оборудовали там мастерские, производства или просто места отдыха.

-10

11. Вслед за своими отцами, молодые люди (особенно в провинции) встречаются возле гаражей, жарят шашлыки, болтают за жизнь. Машины чинят там правда, всё меньше (да и ломаются они реже).

-11

Во многих крупных городах с 2000 годов гаражные кооперативы отправили под снос. Да и людей там стало заметно меньше в выходные. Приедут, оставят машину и уйдут. С 2021 года вступает в силу гаражная амнистия - вы можете зарегистрировать свой гараж, землю под ним, и стать полноценным владельцем участка и строения. Так что если у вас остался гараж - поспешите!

А у вас есть гараж? Много времени там проводите?