Построили Камскую ГЭС. Речной воде стало тесно, она затопила все низменности, поглотила деревушки, выдавила людей на новые места обитания.
А церквушка, в которой меня крестили, продолжала стоять среди камских волн, тянулась к небу и напоминала о том, что в нас есть ещё что то... кроме тела.
Когда мы на теплоходике направлялись на другой берег Камы, мама неизменно обращала внимание на одинокое, почти разрушенное строение и всегда говорила: "Тебя здесь крестили!". В этом было что грустно-далекое и, похоже, очень важное для мамы.
Мне хотелось уйти в прошлое, в то время, когда в храме была своя жизнь, посмотреть словно сквозь щёлочку, как туда несут младенцев и все радуются.
Наш город был второй по величине в Пермской области. Про него с гордостью говорили: "Республика химии - Березники". Но церкви там не было.
Был храм на другой стороне Камы в поселке Орёл. На удивление он никогда не закрывался. Рядом с Храмом был Дом культуры, где неизменно проводились атеистические мероприятия. Ходить в Храм было стыдно. Крестить детей опасно. Данные о всех крещёных передавали в администрацию города.
В первые я побывала в этой церкви на Пасху. Друг моего брата родился в Орле и воспитывался у бабушки. Бабушка была доброй прихожанкой и договорилась, что нас трёх молодых людей пустят на службу. Это было очень важным поручительством, потому что молодых на такие праздники не пускали. Они баловались, если не сказать проказничали.
Я была зачарована таким приглашением. Молодой человек рассказывал и руками показывал, как на службе будет возносится к небу сам Христос! Я понимала, что это празднование давно прошедшего события, но представляла себе, что это будет какая то удивительная инсценировка, жаждала познакомиться с народной культурой и для себя решила, что этого мероприятия я не упущу.
В ночь на субботу мы стояли в едва освящённом Храме. На службе царили грусть и печаль. Пришлось проявить немало терпения, что бы службу отстоять. В ночь на воскресенье Церковь раскрасилась яркими красками, верующие были воодушевлены и радостны. Я поняла, что этот день настал! Хор пел, свечи горели. О последовательности происходящего мне периодически нашёптывал товарищ моего брата. Слышу: "Вот идёт попадья, Батюшка… сейчас понесут плащаницу. Здесь можно приложиться. Ну, поцеловать значит." Я не совсем поняла:" Кого поцеловать, попадью? Батюшку?" Слышу едва сдерживаемый смешок: "Вот, если Батюшку, так задаст тебе попадья! Плащаницу здесь целуют !" Не знаю, хватило ли бы у меня духу, но Плащаницу уже пронесли мимо меня и вопрос отпал сам по себе. Я понимала, что сейчас самый важный момент и ничто меня уже остановить не могло. Я шла вокруг Храма и плащаница была для меня маячком. Перед Храмом все остановились. Запели! Как это было прекрасно! Я стояла сразу перед певчими и у меня было ощущение, что все они пели для меня!
Двери открылись. Все начали затекать в Храм. Я понимаю, что Христос сейчас будет возносится. Становлюсь первой перед красной ковровой дорожкой. Я зритель первого ряда! Какая удача! Вот они традиции русского народа! Сейчас я всё узнаю, сейчас я все увижу, мне будет о чем рассказать! Как мне повезло!
В этот момент батюшка взмахивает кадилом почти передо мной и громко произносит:" Иисус Воскресе!" Все кланяются и хором отвечают :"Во Истину Воскресе!" И тут я неожиданно понимаю, что я не могу поклониться. Всё октябрятское, пионерское и комсомольское стояло во мне несгибаемым колом! Я не чувствовала гордыни, не боялась осуждений. Я просто была парализована. Батюшка вероятно, решил со мной помериться силами. Он все громче и все грознее утверждал, что Иисус уже Воскрес, прихожане уже кланялись в пол, откликаясь на призыв батюшки, а я боковым взглядом лишь смотрела, как плотно стоят люди и ужасалась, что мне не выйти. Как то, не поворачиваясь спиной к Царским Вратам, боковым приставным шагом, как можно более вежественно, мне удалось уйти из центра внимания.
Парни уже у церкви хохотали от нелепости произошедшего. Я была готова этому бабушкиному внуку дать подзатыльник. Но это уже ничего не меняло.
Так я на какое то время отрезала путь для возможных проводников к моей душе.
Но я решила не сдаваться.
В доме бабушки были подборки религиозных газет ещё до революционного времени. Это было для меня очень любопытно, потому что в другом месте я такое богатство посмотреть бы не смогла. Меня удивило то, что там очень часто повторялась мысль: "Как бы вы не молились, какую бы праведную жизнь вы не вели, если не будете ходить именно в нашу церковь, в Рай не попадете!" Здесь у меня проснулся первый протест! Я хорошо помнила слова моей бабушки: "Все ведь молятся то по-разному, а Бог то всё равно один!" И эта мысль для меня была ближе!
Моё введение в религиозное познание, как ни странно, прошло на уроках атеизма. Там мы разбирали религиозные праздники, что они обозначали, говорили о Библии,... И с девчонками мы смеялись, что "Ни мытьем так катанием", но все секреты о религии мы узнали.
Много позже, чтобы крестить дочку, мы поехали в Ленинград. В северной столице мы прошли по многим музеям, картинным галереям. Благодаря урокам атеизма, я много знала и рассказывала большое количество легенд, религиозных догм,... Похоже было интересно, потому что к нам подходили люди и продолжали следовать за нами по музейным залам.
Крестили дочь в Александро Невской лавре. И беседовал и крестил мою девочку Батюшка в большом возрасте. Он был полностью сед и словно прозрачен. В нём была тишина и мудрость. Он говорил тихим голосом, но все его прекрасно слышали. Он объяснил, что будет происходить и что это означает. Я впервые захотела, что бы у меня был такой духовник. А моя дочка легко стала креститься, чего у меня так и не получалось…
В то время на работе нас обязывали проводить атеистическую работу с сотрудниками. Я её проводила, не видя в этом никаких противоречий.
И вдруг! Словно бомба! Перестройка и дальше, дальше! Все неожиданно вспомнили, что у них есть душа и о ней надо заботиться.
По радио Алан Чумак заговариал воду! И даже не заговаривал, потому что ничего не говорил, а как то пыхтел и сопел в радио микрофон, Людям предлагалось ставить на этот сеанс банки с водой, потом её пить! Это должно было оздоравливать тело и, наверное, душу. Потому что, как оказалось, это всё едино!
В телевизоре Анатолий Кашпировский проводил сеансы гипноза. Вся страна была у экрана. Люди писали, как они чудесным образом без всяких докторов излечили свои неизлечимые болезни.
Мы и сами едва живые от дачных работ в воскресенье к вечеру с трудом добирались до дома, включали передачу. Гипнотизёр не успевал сказать слово: "Спать!" Как я уже от усталости отключалась на всё время трансляции. Что там происходило в деталях не помню, но то что я по сигналу засыпала и просыпалась это точно! Был ли для меня толк от такого лечения, не знаю. Но вот мамина сестра Зоя уверяла, что у её мужа нашего дяди Саши волосы почернели, хотя он был бел, как лунь.
Потом на наши головы обрушились новые направления в душевных практиках. Все было разрешено, все позволено! Колдуны открыто предлагали поколдовать, звездочёты посчитать по звездам. Все знали будущее исходя из года и даты рождения.
На улицах пели Харе Кришна, раздавали листовки с приглашениями в кружки и секты.
Время было свободное, предложений множество, все хотели заработать на ближнем и людскому творчеству по работе с душой не было предела. Хочешь работать со своей Душой самостоятельно? Работай! Для этого тоже нашлось направление.
Так я влилась в очередной поток под названием Тропа. Название, по видимому, подразумевало определённое направление, Путь человека, Путь народа. Но для меня важным было то, что там предлагалось заниматься самопознанием. То есть, я могла, используя определенные методики, работать над своими помехами самостоятельно. Это привлекало.
Ещё привлекало то, что они собирали и обобщали крупицы народной культуры, проводили праздники, занимались этносборами народных целительских практик...
Я тогда вспомнила, что моя бабушка тоже умела заговаривать воду и лечила всю деревню в те далекие времена. Передать она мне это не сумела, сославшись на то, что мне это было не дано. Я потом долго жалела, что не настояла на обучении. А тут само шло а руки.
Я, взвесив все за и против, приняла решение заняться самопознанием.
Особенно мне нравились их летние семинары под названием Остров. Всё устраивались на озере Чебаркуль. Мы очищали остров. Убирали траву, вычерпывали и закапывали содержимое летних туалетов. Потом там разворачивается город. Там был свой флот, армия, целители, слепые, скоморохи, нищие, русалки, волки,... и даже тюрьма и свой штрафбат! Так проводилась большая возросло - детская игра в свой город, свой народ. В каждой мастерской был свой руководитель, который и обучал самопознанию через определенное направление.
Всё это было весьма любопытно! Мы набирались новых знаний на учёбах, сами искали источники. Успели в своём городе создать Центр Славянской культуры. Проводили праздники. Показывали горожанам как красивы могут быть народные гулянья.
А когда отправились своей Березниковской группой на Московский международный фестиваль по этнографии, с первого захода взяли первое место. Правда одна из участниц долго скандалила и говорила, что то, что мы показывали на празднике, знания тайные, и мы не имели права их выносить на всеобщее обозрение. Но я считала, что знания должны передаваться иначе постепенно они исчезнут. Так что диплом первой степени я приняла как должное.
В какой то момент и наши пути разошлись. В учебе стало много наносного, с моей точки зрения, выдуманного и нерабочего.
И в моей душе не стало отклика на это, уже совсем замудреное направление.
Пришла к своей душе? Или этот путь бесконечен?..