Найти в Дзене

Комплекс Ионы или Страх Величия

"Импульс, который заставляет вас летать. Это самое ценное, что есть у человека. Это ощущение связи с источником силы, но вскоре становится не по себе, потому что это очень опасно... Вот почему большинство людей вообще отказываются от полетов и предпочитают легально передвигаться по тротуару". (Герман Гессе, Дамиан). В двадцатом веке психолог Абрахам Маслоу был убежден, что внутри каждого из нас существует импульс к достижению величия и стремление двигаться к тому, что он называл высшими возможностями. Однако мало кто достигает чего-то значительного, этому могут быть разные причины, но, по мнению Маслоу, есть одна довольно простая, которая заключается в том, что мы больше боимся собственного величия, чем желаем его. "Мы обычно боимся стать тем, кем мы видим себя в самые прекрасные моменты жизни..... Мы наслаждаемся восторгом от перспективы богоподобия, увиденного в себе... И в то же время мы дрожим от слабого благоговения и страха перед этими самыми возможностями" (Абрахам Маслоу, "Новы

"Импульс, который заставляет вас летать. Это самое ценное, что есть у человека. Это ощущение связи с источником силы, но вскоре становится не по себе, потому что это очень опасно... Вот почему большинство людей вообще отказываются от полетов и предпочитают легально передвигаться по тротуару". (Герман Гессе, Дамиан).

В двадцатом веке психолог Абрахам Маслоу был убежден, что внутри каждого из нас существует импульс к достижению величия и стремление двигаться к тому, что он называл высшими возможностями. Однако мало кто достигает чего-то значительного, этому могут быть разные причины, но, по мнению Маслоу, есть одна довольно простая, которая заключается в том, что мы больше боимся собственного величия, чем желаем его. "Мы обычно боимся стать тем, кем мы видим себя в самые прекрасные моменты жизни..... Мы наслаждаемся восторгом от перспективы богоподобия, увиденного в себе... И в то же время мы дрожим от слабого благоговения и страха перед этими самыми возможностями" (Абрахам Маслоу, "Новые грани человеческой природы") Маслоу назвал этот страх перед величием комплексом Ионы, имея в виду библейского персонажа Иону, который пытался избежать участи, уготованной ему Богом В этой статье мы рассмотрим психологический аспект, стоящий за этим страхом, и узнаем, как его преодолеть.

-2

В своей книге "Искусство и художник" Отто Ранк утверждал, что людьми движут два основных страха: страх смерти и страх жизни. Согласно Ранку, страх смерти - это не просто страх нашего физического исчезновения, но и страх психологической смерти, которая наступает, когда мы становимся настолько подчинены социальным нормам, что теряем свою индивидуальность. Этот страх, по мнению Ранка, побуждает нас дифференцировать себя, актуализируя потенциал, который делает нас уникальными - он заставляет нас существовать в латинском значении глагола "Exist", то есть быть, исполнять, проявлять. Однако чрезмерное проявление может вызвать чувство одиночества и изоляции. Чем больше мы индивидуализируемся, тем больше теряем ощущение плеча и опеки толпы, и именно этот страх одиночества Ранк назвал страхом жизни. Этот страх, утверждал Ранк, заставляет нас теснее сближаться с обществом через конформизм и отвергать многое из того, что делает нас уникальными. В жизни каждого человека чередуются импульс к индивидуализации, вызванный страхом смерти, и импульс к конформизму, вызванный страхом жизни. Человек всю жизнь мечется туда-сюда между этими двумя страхами" (Отто Ранк, "Терапия воли").

Для большинства из нас страх жизни преобладает над страхом смерти. Мы больше боимся выделиться, осмелиться быть другим, чем отказаться от своей индивидуальности. Из этих размышлений Ранк делает вывод, что в основе нашего страха перед величием лежит страх перед жизнью, страх остаться одному и выделиться из толпы. Или, как часто любил говорить Ницше: "Вот что следует называть величием - способность отличаться такой же разносторонностью как и цельностью" (Фридрих Ницше, По ту сторону добра и зла).

-3

Но страх перед жизнью - не единственное, что мешает нам реализовать свой потенциал. Колин Уилсон, один из самых плодовитых авторов двадцатого века, предположил, что невроз небытия пронизывает современное общество, выступая еще одним препятствием на пути развития собственного величия. Уилсон заметил, что большая часть мысли двадцатого века находится во власти того, что он назвал "негероической гипотезой", которую он определил как "ощущение поражения, катастрофы или тщетности, которое, кажется, лежит в основе многих современных текстов" (Колин Уилсон, "Век поражения").

Отвечая на знаменитый вопрос: "Тварь ли я дрожащая или право имею?" Уилсон считал, что современная эпоха внушила человеку убеждение, что мы гораздо ближе к тому, чтобы быть существом, что объясняет склонность среднего человека недооценивать свой потенциал. Друг Колина Уилсона Абрахам Маслоу пришел к очень похожим выводам. Маслоу обычно спрашивал своих студентов, кто из них напишет великий роман или станет великим лидером или композитором, и обнаружил, что "обычно все начинают хихикать, краснеть и морщиться, пока я не спрошу: "Если не вы, то кто?", что в общем-то так и есть. Если вы намеренно планируете быть более незначительным, чем вы можете стать, то я предупреждаю вас, что вы будете глубоко несчастны до конца своей жизни. вы будете сторониться собственной силы своих возможностей". (Абрахам Маслоу, "Новые грани человеческой природы") Маслоу считал, что сомнения его учеников были результатом того, что они слишком долго не могли постичь внутренние божественные возможности и не поддавались законному страху, что такое высокомерие может привести к нездоровой мании величия В результате этого страха люди склоняются к противоположной крайности и считают себя существами дрожащими, не способными достичь ничего значительного. Маслоу, однако, считал, что обе крайности - считать себя богом или никем - одинаково вредны. Поэтому он советовал найти золотую середину или срединный путь. Чтобы преодолеть страх величия, мы должны научиться смело двигаться к своим целям, оставаясь при этом смиренными в осознании того, что человек в нас слишком человечен.

-4

"Для некоторых людей уклонение от собственного роста, постановка низких целей, страх сделать то, на что они способны, добровольное саморазрушение на самом деле являются защитой от грандиозности, высокомерия, греховной гордости, тщеславия. Есть люди, которые не могут достичь того изящного сочетания смирения и гордости, которое абсолютно необходимо для творчества, чтобы изобретать, нужно обладать высокомерием творчества, которое отмечают многие исследователи. конечно, если у вас есть только высокомерие без смирения, то вы должны осознавать не только божественные возможности в себе, но и экзистенциальные человеческие ограничения величия... Это правильный подход" (Абрахам Маслоу, "Новые грани человеческой природы").