Найти тему
МИР (Море История Россия)

Химическое оружие в Севастополе

Какой только ерунды по этой теме только не писали... (простите, за экспрессивную лексику) Ну, например:

"На рассвете 13 июня 1942 года германская авиация атаковала стоявший в порту Севастополя транспорт «Грузия» со знаками Красного Креста. От нескольких взрывов теплоход переломился пополам и затонул. Почти никто из находившихся на борту не выжил".

При чем здесь "Грузия?" Да, при том, что по мнению некоторых авторов, она привезла в Севастополь химический боезапас.

"Обследование взорвавшейся и затонувшей «Грузии» началось под покровом строжайшей секретности в 1945 году. В 1948 году подняли на поверхность, отбуксировали в Казачью бухту и там затопили кормовую часть. Как мы помним, при взрыве сдетонировавших боеприпасов корпус «Грузии» разломился пополам. В следующем году подняли, отбуксировали туда же и затопили носовую часть. Предварительно с судна выгрузили часть находившихся там боеприпасов, но далеко не все. По некоторым сообщениям, отдельные водолазы, работавшие при поднятии обломков «Грузии», получили поражение кожно-нарывными отравляющими веществами и скончались".

Вот еще одна публикация: "Трюмы транспорта были под завязку загружены снарядами. Но это полбеды. Хуже всего то, что среди фугасных снарядов ровными рядами были уложены сотни химических – калибра от 130 до 76 мм, а также бочки с отравляющим веществом (ОВ), предназначенным для снаряжения авиабомб. Вот именно этот груз и перезахоранивали дважды вместе с останками «Грузии»".

Так, давайте, теперь мух отделим от котлет:

"Грузия" была атакована и получила повреждения еще до подхода к Севастополю на траверзе мыса Айя. Никаких знаков "Красного Креста" транспорт не нес. Он имел стандартную для военных транспортов шаровую окраску и зенитное вооружение 4 шт. 45-мм пушки 21К и два пулемета ДШК (слабовато, но...) На борту находились бойцы маршевого батальона (пополнение) 708 человек и 536 тонн боезапаса.

В 4 часа 30 минут конвой прошел боны Севастопольской бухты. Полузатонувший транспорт потянул к причалу буксир СП-2. Транспорт планировали поставить к Минной стенке в Южной бухте, но при подходе причалу в 4 часа 48 минут "Грузию" атаковали с бреющего полета пять «Ju-88» противника. Первая авиабомба попала в машинное отделение. Затем еще одна бомба попала затопленный кормовой трюм №4, груженный 82-мм минометными минами. Произошел взрыв боезапаса.

Далеко не все бойцы погибли. Около 300 человек спаслись вплавь бросившись за борт после первого попадания бомбы. Лето, до берега недалеко.

Теперь самое главное: НИКАКОЙ "ХИМИИ" НА БОРТУ ТРАНСПОРТА НЕ БЫЛО.

Смысл было везти химбоезапас в Севастополь, если... он уже был в Севастополе. Хранился он на артскладах, которые располагались на "бывшей батарее № 24". Где это? Нет, это не царская батарея №24 в Любимовке. Это бывшая царская батарея №15 (современный парк Победы)

Бывшая батарея № 24, она же царская 15-я.
Бывшая батарея № 24, она же царская 15-я.

В 1947 году после подъема крейсера "Червона Украина" начались работы по подъему транспорта "Грузия". В техническом отчете по подъему "Грузии", утвержденном 29 апреля 1950 года, отмечено, что корпус судна был разрушен на две части. "Как будто огромным остро отточенным ножом судно аккуратно разрезало в поперечном направлении - без обычного в таких случаях полного раздробления корпуса на мелкие части - носовую, с трюмами №№ 1, 2, 3, и кормовую - с трюмами № 4 и 5. Носовая часть находится на расстоянии 50 метров от кормовой части и лежит на грунте с креном на правый борт".

Тогда со дня Южной бухты водолазы подняли многие сотни снарядов и мин, разлетевшиеся при взрыве. Носовые трюмы решили не разгружать в Южной бухте, так как состояние боезапаса внушало серьезную тревогу. В дебрях судовых помещений водолазы нашли и склад продовольствия. Основная масса консервов испортилась. Запечатанные бутыли с томатным соком при подъеме на поверхность сразу же разрывались из-за перемены давления. Но вино в бутылках сохранилось хорошо и инкогнито использовалось "рыцарями глубин" по прямому назначению.

Все так, но...

Никакой химии на ее борту не было. Химия в этой истории появляется позже. Обе половинки транспорта в 1948 году оттянули в Казачью бухту, которая в то время была дальним почти необитаемым закоулком Севастополя.

О начиненной боезапасом "Грузии", не вспомнили бы еще эдак лет 20, если бы наши армейские и партийные шишки не полюбили отдыхать на Южном берегу Крыма.

Аэродром на мысе Херсонес, хорошо отремонтированный и подготовленный немцами для действий своей авиации за два года оккупации, был выбран командованием для приема правительственных делегаций. Рядом с аэродромом на берегу Казачьей бухты возвели "Дом встреч", оборудованный правительственной связью, комнатами для ожидания и пляжем.
А, вот тут-то встала на дыбы "девятка" (9-й отдел КГБ, который отвечал за безопасность высокопоставленных лиц).

Руководство 9-го управления КГБ, занимающееся обеспечением безопасности аэродрома, узнало о том, что рядом с обеспечиваемым ими "объектом" в бухте лежат тонны неконтролируемого боезапаса. Разразился тихий скандал, закончившийся приказом Черноморскому флоту убрать из бухты бывший транспорт "Грузия".

Убрали. 18-20 декабря 1956 года на подводную разведку отправились водолазы. Они обследовали состояние корпуса, помещений и достали для экспертизы из трюмов образцы снарядов и мин. Специалисты артиллерийского управления дали заключение следующего характера: "Во всех сильно заиленных трюмах теплохода беспорядочное нагромождение различных грузов, смешанных с большим количеством различного назначения боеприпасов. Грузы смещены на борт в сторону крена теплохода. В 1, 2 и 3-м трюмах, на палубах, в надстройках носовой части обнаружены отдельно разбросанные 45-мм патроны и 45-мм снаряды с головными взрывателями. Поднятые из разных мест для анализа пять образцов патронов были без укупорки. В первом трюме найдены 130-мм боевые заряды в оцинкованных пеналах, состоящие из ленточного и трубочного порохов к пушке 130/55 калибров. Заряды начали разлагаться. Во втором трюме находились покрытые ракушками осколочно-фугасные снаряды с головными взрывателями РГМ к пушке образца 1937 года. В третьем трюме - обнаружены 45-мм патроны с осколочно-трассирующими снарядами с головными взрывателями и бронебои с донным взрывателем МД-5". (Ради интереса: кроме 82-мм мин весь груз транспорта был бесполезен для Севастополя, т.к. и 130-мм и 45-мм боезапас в городе был в избытке)

Но именно во время этого подъема некоторые водолазы получили химические ожоги. По воспоминаниям водолазов, во время подводных работ в районе кормовой части с грунта извлекли несколько с виду обычных авиабомб и снарядов. После подъема на поверхности из них начинала выделяться какая-то жидкость. Матросы, принимающие этот груз от водолазов на борту катеров, получили от соприкосновения с ней ожоги, язвы и сильные раздражения кожи, характерные для действия боевых отравляющих веществ иприта или люизита. Трое водолазов получили тяжелые поражения.
Водолазу Петру Ставицкому во время подъема одной бомбы на руки попали капли ОВ, вызвав страшные язвы. Другой водолаз как-то умудрился вдохнуть ядовитые пары, в результате чего несколько месяцев пролежал в госпитале.

В чем дело?

Все дело в том, что "Грузию" затопили как раз в том месте, где с 20 по 29 июня наши "химики" топили химбоезапас. По воспоминаниям ветерана Лощенко бочки с ОВ и снаряженный боезапас возили машинами, грузили на баржу и шхуну "Папанинец", после чего топили в Казачьей бухте.

Остатки "Грузии" подняли, оттащили на понтонах, утопили на глубине почти в километр, но...

Насколько хорошо вычистили потом дно? Не знаю. В 85-м году двое военнослужащих во время купания тоже получили странные химожоги. Но, дело тогда замяли.