Совсем скоро начнется третья четверть, и во всех школах страны подготовка к ЕГЭ выйдет на финишную прямую. Не стану говорит о своем отношении к этой форме итоговой аттестации, поделюсь своими наблюдениями о текстах, на основе которых выпускники (а им по 16-18 лет) будут писать сочинение. В этом году им нужно определить проблему, поставленную автором, прокомментировать ее, включив два примера-иллюстрации из текста, указать значение и связь этих примеров, выделить позицию автора выразить свое отношение и обосновать его.
Скажите, пожалуйста, каждый взрослый сможет написать такое сочинение? А выпускники все без исключения должны.
Какие же тексты предлагаются? Можно посмотреть на многочисленных сайтах материалы прошлых лет, можно пролистать сборники заданий по подготовке к ЕГЭ.
Я бы вообще посоветовала родителям выпускников на досуге попробовать выполнить задания из демонстрационных версий ЕГЭ по тем предметам, которые выбрал из ребенок. Хотя бы для того, чтобы быть в теме. (Прошу прощения за отступление).
Тексты обычно предлагаются или публицистические,или художественные, как правило в сокращении и слегка изменённые (по такому-то). С первыми проще: там легче найти проблему и определить позицию автора. Часто встречаются фрагменты по Д.С. Лихачеву, Ю.В. Бондареву, Д.А. Гранину, В. Смирнову и т.д., Как ребенок может не согласиться с этими авторами? О чем будет спорить? Сможет ли сформулировать проблему в рассуждении философа И.Ильина? В идеале должен. Но много ли идеальных? Учитывая, что никто из великих специально для ЕГЭ ничего не писал, можете представить, как непросто прокомментировать проблему, чтобы это было интересно, попадало в критерии и в то же время не было шаблонным.
С художественными текстами так же непросто, как и с публицистическими. К.Г. Паустовский, А.П. Чехов, А.И. Куприн, Л.Н. Толстой, Ю.М. Нагибин, В.А. Соллогуб, Б.Л. Пастернак соседствуют на страницах одного сборника. И чем интереснее фрагмент, тем труднее выделить все то, что требуется. Чем скучнее текст, тем легче написать по шаблону и уложиться в критерии.
Каков процент подростков, прочитавших "Доктора Живаго"? А взрослых? А тех, кто готов написать о такой проблеме: " проблема врачебного долга в условиях войны"? (Не забудьте, что эту проблему ещё и самому сформулировать нужно). Вот и получается, как в заголовке: не хватает выпускнику жизненного да и читательского опыта для такой работы, маленькие они ещё. Подросток, слова которого я привела в заголовке, давно сдал ЕГЭ, закончил вуз, успешно работает, но позиции своей не поменял.
Что же делать? Тут однозначного ответа нет. Наверное, все же готовиться, писать сначала по шаблону, чтобы соответствовать критериям, писать как минимум еженедельно, чтобы проверял и корректировал специалист,потом как повезет: выходить за рамки, проявлять себя или оставаться в тени "клише". Учиться читать текст и понимать его смыслы (и это далеко не быстро). В особо трудных случаях зазубривать фразы-"маячки', по которым потом худо-бедно можно работать с любым текстом. А, как говорит ещё одни выпускник, "хороших текстов в кимах почти нет", имея в виду, что тексты для него сложны, сочинение написать трудно, но нужно.